Несмотря на то, что Македония расположена на берегу Эгейского моря, она была покрыта густыми лесами и отличалась чрезвычайно холодной зимой. В лесах укрывались стада благородных оленей, и, судя по находке рога в Вардарофце, даже европейские лоси заходили сюда вниз по Вардару во времена раннего бронзового века. Развитие македонской культуры проходило скорее по типу развития Центральной Европы, чем по эгейскому типу. Македония отставала от Эгейских островов и от материковой Греции. Процесс урбанизации завершился здесь только в конце позднеэлладского периода в XIII в. до н. э. Тем не менее на протяжении всей доистории македонские поселения носили устойчивый характер, так что теперь их места отмечены жилыми холмами (тумбами). Потребность городского населения в металле вскоре нарушила обособленность неолитических поселений.
Древнейшее из известных в настоящее время поселений этой области представляет собой просто аванпост фессалийской культуры Сескло, расположенный в Сервии на Галиакмоне. Через некоторое время после своего возникновения этот поселок был разрушен неприятелем, и на его месте возник другой, выстроенный, очевидно, новыми поселенцами. Судя по керамике, пришельцы, смешавшись с разбросанными группами культуры Сескло, распространялись по всей Македонии, заняли часть Халкидики и поднялись вверх по Вардару.
Вся Македония становится теперь одной из областей (характеризующихся вардарской культурой) непрерывной культурной территории, которая, простираясь на Балканы, захватывает бассейн Среднего Дуная.
Поздненеолитические земледельцы и скотоводы вардарской культуры жили в оседлых поселках, в плетеных хижинах, обмазанных глиной с примесью соломы, или (в Сервии) в жилищах из сырцового кирпича; в Олинфе, как в Терми, жилища отапливались глиняными печками с невысоким сводом. Разведение, кроме пшеницы и проса, фиговых деревьев привязывало людей к земле, но они также разводили крупный рогатый скот, овец или коз и свиней и, несомненно, подобно валашским скотоводам, угоняли скот на сезонные пастбища. Далекие сезонные миграции скота могли бы помочь нам объяснить такое глубокое проникновение культуры в мельчайших ее проявлениях за Балканы и в Грецию. К тем же результатам приводили и дальние охотничьи экспедиции — дичь занимала в питании видное место. Представители вардарской культуры применяли, вероятно, не луки, а пращи. Плотники пользовались теслами со скошенным лезвием, теслами с одной выпуклой стороной и топорами без отверстий, которые иногда прикреплялись к рукоятке с помощью просверленной втулки из оленьего рога.
В Сервии красная и расписная посуда культуры Сескло уступила место черной лощеной керамике, украшенной ребристым орнаментом, лощеными полосами, нарезными линиями или геометрическими орнаментами, включая спиральный, нанесенными белой краской. Новые изделия идентичны, с одной стороны, с керамикой материковой Греции, изготовлявшейся в неолитический период В, а с другой стороны, с посудой культуры Винчи, распространенной к северу от Балкан. Как и в дунайской группе Кёрёша, здесь можно встретить сосуды с искусственно неровной поверхностью. В других поселениях и, как полагает Хертли, несколько позднее гончары изготовляли двуцветную керамику, родственную черной лощеной керамике, но покрытую красными и коричневыми пятнами, или подражали черной лощеной посуде, покрывая поверхность сосудов темной блестящей краской. С обеими этими разновидностями мы уже встречались на Пелопоннесе (стр. 95, 101). Сосуды бывали также украшены росписью, обычно по красному или темно коричневому фону. Красные, украшенные черными спиралями сосуды из двух последних поздненеолитических слоев Олинфа, в Халкидике, имеют почти полное сходство с сосудами из Старчева на Среднем Дунае, а с другой стороны, стоят в близком родстве с посудой материковой Греции типа Димини. Уже в Сервии попадаются кубки на высоких поддонах и круглодонные и острореберные чаши, иногда, как к северу от Балкан, они бывают снабжены ушками, которые, очевидно, должны изображать головы каких-то животных. На более поздних сосудах иногда можно встретить в зачаточной форме ручки в виде птичьей дужки. В Олифе изготовлялись даже узкогорлые кувшины. Плоские с перехватом гальки, встречающиеся в Алишаре и дальше на восток, которые появляются в Сервии уже в период А, применялись, вероятно, как и плоскиепряслица, в текстильном производстве.
Из личных украшений были распространены браслеты из раковин, как на Дунае, и костяные гребни, как в Тордоше. Единственным свидетельством о дальних торговых связях является кусок обсидиана из Сервии. Хертли полагает, что, судя по его большой прозрачности, он происходитскорее не с Мелоса, а из Венгрии. В Олинфе изготовляли каменные вазы, но из местного мрамора. Так же как в культуре Сескло, здесь были в ходу глиняные имитации азиатских печатей.
Чтобы умилостивить сверхъестественные силы, люди осуществляли домашние культы: для этой цели они изготовляли каменные и глиняные женские статуэтки, треугольные или квадратные столики или алтари, как в Сескло и Винче, а также глиняные фаллы, как в Анатолии. В Сервии был найден один скорченный покойник, похороненный в яме вместе с небогатыми приношениями.