Твое от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся.

Евхаристия

Восстанием на ноги -- создался человек -- слабая победа над гибелью мира (падением его, земным давлением, косным законом тяготения), и образовался первый мыслитель и первый художник.

Человек есть выражение живого соединения искусств -- в архитектуре. Голова его -- образ живого соединения искусств -- рождающее слово {Совокупность искусств в их неразделенности.}. Чело человека -- орган разума, алтарь отцам, Воскрешающий музей -- соединение. А очи -- ведение, а уши -- слышащие гармонию и разъединенность. Уста, поглощающие отцов, созидают не плотское слово -- завершение искусств.

Плача в себе-храме об умерших отцах, вне себя строит человек -- храм восстановления умерших -- недвижное подобие своего существа {Таким образом создался храм, образ существа-сына, воскрешающего отца.}, -- образ дела воскрешения мертвых.

Объединяясь человек с человеком для борьбы с силой смертной и ее непросветленными носителями, сын познал религию действия, связь, видя спасение от гибели в единстве.

Строя единство, осозналось человеком братство родов.

В разумном братском союзе сынов и кладбища стали общими, соединились могилы и созданные сынами подобия воскрешенных отцов -- надгробные памятники.

И совместно оплакивая разрушенную смертью связь с отцами, сыны в образах, представляемых подобиями умерших, мысленно воскрешали их во имя всеобщего спасения.

Отпевая умерших, храм обрел голос -- музыку оживляющую (подобие будущей музыки, оживляющей прах умерших), воображая отцов и праотцев сосуществующими (икона), мысленно возносил отцов (иконостас) в звездное отечество, строя план победы над косной силой смерти совокупностью живых искусств.

Так создал разум таинство Евхаристии, план Исхода -- воскрешения мертвых отцов, служащих в прахе кормом человека, завершая строение храма образа своего.

Как собирание в единство видит человек ныне красоту и силу и следует завету их в собирании чистом.

Но видит, что красота ныне не полна и сияет лишь проблесками грядущего единства всех во всем.

Истинно, храм -- план единства, школа его делания, хранитель образов отцов (образов собирания в будущем) {Каждый образ: созвездия и цветка, и коня, и человека, и птицы, и жука -- проблеск совершенства.}, учитель воскрешающего музея, истинный театр героя-воскресителя.

Единый учитель разуму, ибо разум -- знание причин -- Отцов, ибо разума природа -- есть воскрешение и связывание разъединенного.

Истинный план: собирания искусств, их таинственного значения.

Истинный план: преодоления времени и пространства, упразднения закона тяготения и падения тел вселенной. План преображения мира и освобождения от смерти.

* * *

Но не в действительности, а в мысли храм ныне преодолевает время и пространство; не жива и ограничена его архитектура и в ней заключенные иллюзорные искусства (проявляемые в косном материале -- искусственно создаваемой среде).

Храм -- лишь подобие будущей действительности, созданной живыми искусствами.

"С художественной стороны храм есть изображение кажущегося мироздания; верхнего неба и земли {Н. Ф. Федоров. Птоломеевское миропредставление, верящее, что есть верх и низ, небо и земля, что человек поставлен в центре вселенной9.}, изображение не земли, только отдающей своих мертвецов, но и неба, населяемого воскрешенными поколениями"10 -- в подобии, а не в действительности. В действительности {Коперниканское миропредставление, знающее, что есть лишь небесные земли, что нет верха и низа.} -- храм представляется образом -- школой действию внехрамовой Евхаристии.

"С технической же стороны храм представляет приложение земной механики, которая сводится к удержанию тел от падения". Архитектура земная храма и человека есть противодействие падению, поднятие, поддержание, некоторое торжество над падением тел, давая им опоры, строясь на законе тяготения.

Не жив храм совершенно, но и не мертв, есть и не есть, ограниченный временем и пространством, -- разрушается косной силой. Подобие величественности вселенной, -- он ниже ее, но выше вселенной по смыслу.

"Смысл его в том, что он -- проект вселенной, в которой оживлено все то, что в действительности умерщвлено, и где все оживленное стало сознанием и управлением существа, бывшего слепым".