От силы, которая связывает все существа,

освобождается человек, преодолевающий

самого себя.

Н. Ф. Федоров

Конечная цель жизни существ разумных в том,

чтобы быть начальной причиной самого себя

и тем уподобиться Первоначальной причине8.

Н. Ф. Федоров

Тело твое от звезд. В бесконечности ярко горевшая звезда сорвалась с косного пути к манящей звезде, в любовном пути рассыпалась огненными семенами и понесла его, лелея, к совершенству, но гибель звезд -- раздор вселенной, умирание мира, стал быть -- ты.

Познавая раздор, услышал закон слабости, и не зверь ты. Обездоленный силой, взял орудие строить опоры, поднялся и стал человеком, противопоставляя восстание свое косному неразумному хаосу, гибнущему миру в розни и вражде.

И вот, слава твоя не в сравнении с силой зверей, а в исполнении плана разума -- действием. Восстав от царства раздора слепых сил, знаешь лучшую славу строительства не косного {И звери строят непросветленное домохозяйство.}, утверждая пути преображения небесных земель и всей вселенной.

В зверином царстве борьбы миротворчество человека обозначилось его слабостью и беззащитностью. Принуждаемый жизнью в раздоре соединяться в братство, в воинство для обороны и борьбы против угнетающих сил, познал нерушимость в единении и связи и узнал спасение в единстве. Так сложился разум человека, закон внутренний мира в міре, противный царству умерщвления и угнетения. Осознав зло -- смерть, поднял лицо к жилищу умерших -- небу -- встал на ноги.

Восстав на ноги, осмотрел все, что над человеком и вокруг него, и увидел небо отделенным от земли и падение гибнущего мира, умирание звездных земель и отцов человека.

Так восстанием на ноги положил человек начало живым искусствам -- дела перестроения тела своего и вселенной.

Познавая смерть отцов, поднялся на ноги человек, и возросло чело его -- алтарь воскрешающих муз -- музей отцам; отодвинув к затылку органы похоти -- забвения отцов.

Разум человека построился в сознании раздора и смерти, -- орган связи и воспоминания, план собирания умирающего и умершего и восстановления его. В борьбе и распаде человек, слабый в зверином царстве, познал необходимость соединять: так создалась мысль человека, т<ак> к<ак> сохранение связи-единения -- в подлинности, в разуме -- есть память. В подлинности -- разрыв, смерть, в мысли будет -- забвение, то же, что в мысли человека -- воспоминание, в подлинности будет -- воскрешение. Так, разум есть -- знание причин-отцов, истинная связь, родство живого.

Первой мыслью (связью) человека был отец -- Солнце. Начало мысли человека и начало храма его -- родословная. Крепость рода, все силы звал человек держать в единящем духе -- во имя отца.

Сын, хороня его в поглощающей земле, мысленно воскрешал его и возносил на небо -- жилище умерших. Звездное небо, небесные земли назвал сын человека отечеством, не примиряясь со смертью, уничтожающей жизнь.

В оплакивании ушедшей жизни, в плаче по умершим отцам, о раздоре гибнущего мира -- начало искусства человека (проявившееся восстанием на ноги, а потому первым актом строения своего).

Плача, движением рук в печали, тактом ног -- выражал отчаяние о гибели, -- строил ритмы. Дерево и металл под руками человека зарыдали (начало музыки). Плача словесно, хороня отца в землю, мысленно подымал его на небо (начало поэзии). Над могилами отцов, охраняя прах его, натягивал покров, кожу, мысленное звездное небо рисовал на плате -- небесном своде, и в нем -- образы умерших отцов (начало живописи, т. е. плана).

Всякое дело человека, всякое строительство и созидания, возводимые им, -- не совершенны доныне.

Жилища его с кровом -- подобие земли и неба, вещи и одежда -- подобия живого организма, частей его или подобие покровов тела. Всякое созидание его -- несовершенное воскрешение, -- подъем в материальном и ныне как бы проба сил ребенка, готовящегося к подлинному созиданию. Не что иное дело его, как только самоустроение для будущего совершенного искусства.

Человек создал сельское хозяйство, вынуждаемый слабостью искать пищу без борьбы. В наготе и лишениях познал он разрушающую силу грозы и бури, холод и стужу, самодеятельностью ища [зачеркнуто: возместить ущербы] жизни, создал ремесла, объединяясь в роды, положил начало обществу -- селу.

И отвратился человек духом от борьбы, пожирания живым живого. Слабый силами, сострадание познал высшим благом, умиротворение увидел в братстве и лад в Единстве, в собирании.

Услышал в себе высокий закон и зверя любить, как самого себя, носителям зла, смерти и разрушения -- дать освобождение.

* * *

Всех преодолел в себе человек: лисиц с их коварством, леопардов и львов с их неразумной отвагой убийства, зайцев с их робостью и птиц с чистой, но непросветленной песнью.

Бури и грозы несут человеку страдание и смерть, но их вызывает человек и носит в себе, совмещая преодоленное несовершенно.

Дух человека, как дух ангелов -- восстание.

Призрачна свобода человека, замкнут он и умирает в непреодоленном круговращении траты и обновления вещества, вытесняя живым живого.

Посмотри, собирает солнце светом своим распыленную плоть в ясные образы. И в лете собирают белки запасы орехов на зиму, жнец -- хлеб, пчелы -- мед из опыления цветов, и разумный сын собирает и хлеб и образы отцов, готовясь ко дню восстания мертвых.

Энергия, не распределенная в движении воздухов, в появлении жарких цветов, в распадении рек и скованности льда.

В грозе и буре вселенная: разъяренная, открывает себя в ранах, в видимой смерти отцов -- падает.

Небо в слабеющих звездах пророчит тебе близким голосом о кончине. Завет его слышишь: сблизить с мировой силой разум твой, единством воли и знания восстановить тьмы тем жившего, но поглощенного.

Солнечный замысел учит держать свет, но лучший свет возблистает, созданный трудом человека в разверстой вечности.

Кто видит свет гармонии, кто не утомляется работой над созиданием света, вдохновен духом, близкий к откровению тела человека в свете.

Работай же над воссозданием мира в братстве; у света пьют, набирая силы, художники грядущего искусства строения небесного рая, святые, мудрецы и дети. В этом источнике вся их энергия; все, оттуда взятое, возвращается к свету.

Истинный работник познает действие стихий, их соединение, брак и победы, ища в разуме дать им язык свободы.

Бесконечное значение в труде человека.