(Внехрамовая Евхаристия)
Синтез живых искусств -- воскрешение мертвых.
Твое от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся.
Таинство Евхаристии
Поглощенный, будешь возвращен поглотившими.
Василий Великий
Умершие отцы отяготили землю, тело их в прахе -- корм сынам.
И после смерти своей отец поддерживает и зиждет сына, высшего дела ожидая от его разума.
Взращивая хлеб разумным трудом, освобожденный человек от слепоты воинствующих сил природы приходит к отцу как к истине, связывая жизнь в родство, непоколебимое смертью.
Отягчена земля умершими, а сын рождает сына во тьме, и во тьме сыны живут, созидая призраки и подобия жившего, и в слепоте брани забыв отцов, гибнут, разрушаемые безудержными силами смерти.
Спит сын, строя подобия совершенного мира, упиваясь образами, как вином упивается слабый, обманывая себя блеском силы и покоя, страшась яви мира, разрушаемого и смертного.
Славя словом и пляской брачное пиршество, опьяненность -- вином, течение времени и весну -- кратковременное торжество силы рождающей {Язычество, трагическое миросозерцание.}, сын широко разверстыми очами не видел проклятия смен несовершенного восстания жизни.
Новый человек, исшедший из хаоса слепых сил, трезвой памятью об отце и вдохновением сына, как образа его и духа, в единстве которого они пребывают, -- овладев движением небесных земель и силами новых солнц, возжженных им по слову разума, перестроив их в новые тела, блистающие, как снег в свете, достигнув трудом власти бессмертия, -- не мыслит забвения мертвых, ибо мудрые знают, что и человек, и вселенная, и мысль, и дело человека -- есть подобие воскрешения, незавершенное воскрешение.
Познав в мудрости, что дело искусства человека есть воссозидание отцов-причины, и положив силу искусств в труд воскрешения, в глубокой нравственности и любви, в полноте знания приступит единый в воле, чувстве и мысли род человеческий -- собор Воскрешающий -- в благоговении к величайшему таинству жизни -- Вне-храмовой Евхаристии, силой оживляющих искусств музыки, танца и образа пробуждая из могил умерших.
Зазвучат мощнее океанов хоры художников-сынов, и посылаемые грозы в глубины земли сотрясут ее, и польются из нее подземные воды, вынося прах отцов.
Высшей музыкой и проникновенной гармонией звучат души и тела живых, и совершенная небесная музыка рождаемого Богочеловека едина с образами отцов {Небесный иконостас.}, сотканных Богочеловеком совершенно лучами живого, благоухающего света.
Строительной силой небесной музыки как тайной сути живого зазвучит в ладе с содроганиями частиц праха отца, благословенной волей сына поднимется в вихре восстаний к образу света рассеянный прах отца, и наполнится силой музыки образ света, и вздрогнет и оживет отец в блистающей цветом свежей плоти, и прояснится чело воскрешенного, и восстанет мертвый, оживший в полноте жизни, истинной красоте и неиссякающей бессмертной силе.
И будет совершенное родство сына и отца, ибо сын будет отцом отцу и отец -- сыном сыну.
И совершится таинство искупления человека и победа над смертью, исход его из несовершенства силой соединенных искусств в царство нетленности, бессмертия и полноты.
Совершив высшее дело жизни -- утверждения мира в чистоте и единстве, -- человек, самосоздавший себя, подобен Божественной Первопричине; сияющий в радости и неувядаемом свете человек-воскреситель больше человека, и имя ему -- Богочеловек, властитель разума.
Возликует и возрадуется всякое сумеречное создание, восплещут дерева и загорится высший разум у низших творений, став в любви преображающей равными высшим тварям; освобожденные от рабства, косного вращения жизни, мудрые братья они высшим Духам, различные проявления наивысшего Отца.
Возблистает краса света, и не нема будет и не затаенна, звучащей музыкой, живым голосом будет свет, проницая в свободе светлый дух сыно-отца единых в духе.
Нежданные радости и бессмертное счастье мира в вечности познает сыно-отец, видя невидимое, слыша неслыханное.
Рев бесчисленных океанов в разъяренной буре -- в обновленном небе заглушится согласной песнью.
Ибо что грохоты и голоса океанов пред музыкой оживленных сфер, в которой свет и звук -- одно, где цветы -- сплетенная гармония и горят светом.
Новое ухо и новое око в силах познать голоса и свет обновленного мира, и новый богоносныи разум совершенного человека вмещает то, что не вместится в нас, скованных рабством и угнетенных раздором.
Так совершится страшное и великое таинство Евхаристии, обращение праха отцов -- хлеба и вина, служивших кормом человеко-сына, -- в тело и кровь отца {В акте Евхаристии как подлинном синтезе искусств, в противоположность иллюзорному и техническому синтезу искусств подобий -- театру, совершается подлинное же, а не иллюзорное действие, т. е. на сцену выходит не лицедей, носящий маску героя, а подлинный герой, актер (деятель).
Театр (синтез иллюзорных искусств) рождает иллюзию героя или явление и, созданный трагическим миросозерцанием, изображает гибель мира (трагическую гибель героя, убиваемого роком, судьбой -- слепыми силами). Иными словами, театр показывает разрушение мироздания, его архитектуры, так как опора его -- человек -- гибнет.
В храме же, как изображении мира долженствующего быть (план Воскрешения), погибнувший герой -- опора мира (покойник посреди храма) -- воскрешается совокупным трудом и молитвой.
Органический синтез живых искусств будет воскрешение. В воскрешении причины -- отца.
Эстетика вбирает этику, идеальное становится реальным, то, что было трансцендентным, становится имманентным.}.
Объединяются в бессмертном образе живые искусства, разрушенные слепой силой, -- и побеждается смерть.
Оживляются и одухотворяются небесные земли -- долг мудрости сына -- и поддержана падающая вселенная.
С земли, как с престола вселенной, исходит воскрешаемый отец, а за отцом -- праотец, как ряды времени (и побеждается время), и поднимаются на небеса, чтобы преодолеть пространство и чтобы стать в чистом лицезрении с Отцами Отцов.