Религиозно-политический характер русского самодержавия, нашедший свое выражение в веровании наших предков в историческое призвание Третьего Рима, всегда ясно сознавался на Руси и имеет отголосок и в нашей поэзии, и в сочинениях наших мыслителей.

В "Дмитрии Самозванце и Василии Шуйском" Островского есть прекрасное место, проливающее яркий свет на то, как смотрели наши предки на царскую власть. Мы разумеем отрывок из монолога Дмитрия Самозванца в третьей сцене -- отрывок, в котором Григорий Отрепьев, терзаемый угрызениями совести и зловещим предчувствием, влагает в уста Иоанна Грозного следующие слова:

Столетними трудами

И бранями потомство Мономаха

Среди лесов Сарматии холодной

Поставило и утвердило трон,

Блистающий нетленными венцами

Святых князей, замученных в Орде,

Окутанный одеждой херувимской

Святителей и чудотворцев русских.

Гремящий трон! Кругом его подножья

Толпы князей, склоненные, трепещут

В молчании.

На "гремящем троне" московских царей, по глубокому убеждению народа, могли восседать только православные государи, всецело преданные Православию и Православной Церкви:

...Москва привыкла видеть,

Как царь ее великий, православный,

На высоте своей недостижимой,

Одной святыне молится с народом,

Уставы Церкви строгие блюдет,

По праздникам духовно веселится,

А в дни поста, в смиренном одеянье,

С народом вместе каяться идет.

(Дмитрий Самозванец, сцена I)

В коронационной кантате А. Н. Майкова московское самодержавие изображено в виде исполина, собирающегося освободить весь православный Восток от мусульманского ига:

Уж как из леса, леса темного,

Богатырь выезжал в поле чистое,

В поле чистое, во великий свет.

Погулять ему б да потешиться,

Силой-удалью похвалитися...

Да как вышел он во великий свет,

Увидали его люди Божий

Ото всей страны, от восточныя,

И взмолилися, громко плачутся:

"Одолели нас силы темныя.

Церкви Божий у нас все поруганы,

Наши царства все ниспровергнуты,

Царство Сербское, и Иверское,

И Болгарское, и велик престол

Константинова Царя-города.

Ты для всех теперь для восточных стран

Что звезда взошла Вифлеемская

Во своей святой каменной Москве.

Возлюбил тебя и избрал Господь --

Повязать тебе Константинов меч

И венчаться венцом Мономаховым,

Сирых быть тебе избавителем,

Веры правые быть поборником!

Культурное призвание Третьего Рима всесторонне выяснено с историко-философской точки зрения в известной монографии Н. Я. Данилевского "Россия и Европа". Но еще задолго до появления этой книги оно занимало умы наших писателей славянофильской школы и было совершенно ясно выражено ими. Так, например, Ф. И. Тютчев еще в конце 40-х годов, под свежим впечатлением революции 1848 года и тех толков, которые она вызывала, набросал программу обширного сочинения (к сожалению, ненапечатанного), и вот что, между прочим, говорится здесь о Восточной империи:

"Империя. Вопрос племенной (la question de race) только, второстепенный, или, вернее, это не принцип, а стихия (élément). Принцип: православное предание.

Россия еще более православная, чем славянская земля. Собственно как православная и является она залогохранитель-ницей империи (la Russie est orthodoxe plus encore que slave. C'est comme orthodoxe qu'elle est dépositaire de l'Empire).

Империя не умирает. Она передается. Действительность этой передачи. Четыре империи -- были; пятая -- окончательная (définitif). Такое предание отрицается революционною школой на том же основании, как отрицается предание в Церкви; это индивидуализм, отрицающий историю, а между тем идея империи была душой всей истории Запада: Карл Великий, Карл V, Людовик XIV, Наполеон. Революция у била ее, чем и началось разложение Запада. Но империя на Западе никогда не была не чем иным, как похищением власти, узурпацией. (Mais l'Empire en Occident n'a jamais été qu'une usurpation). Это добыча (une dépouille)... которую папы поделили с кесарями Германии; оттуда все их распри. Законная империя осталась прикованной к наследию Константина.

Только в качестве императора восточного царь есть император России.

Что касается турок, то они заняли православный Восток для того, чтобы прикрыть его от западных, пока организуется законная империя.

Империя едина.

Душой ей -- Православная Церковь; телом -- славянское племя. Если бы Россия не дошла до империи, она бы лопнула. Восточная империя -- это Россия в окончательном виде".

Этим определяется, с русской точки зрения, и религиозно-политическое значение, и призвание нашего самодержавия.