Краснорѣчіе или искуство говорить хорошо, полезно во всякомъ родъ жизни и необходимо нужно въ большей части состояній. Человѣкъ не можетъ безъ онаго отличиться ни въ духовномъ, ни въ свѣтскомъ состояніи, ниже въ какомъ либо именитомъ собраніи; даже и въ обыкновенномъ разговорѣ, тотъ кто приобрѣлъ свободное и привычное краснорѣчіе, кто говоритъ чисто и явственно, великое преимущество имѣть будетъ предъ тѣми, кои говорятъ не хорошо и не чисто. Долгъ краснорѣчія есть увѣреніе, а стараніе нравиться есть первый шагъ къ увѣренію. Для человѣка говорящаго въ общенародномъ мѣстѣ, весьма полезно понравиться своимъ слушателямъ, и вниманіе ихъ на себя обратить; сего безъ помощи краснорѣчія ни какъ учинить не можно,
Извѣстно, что раченіемъ и прилѣжностію каждой человѣкъ можетъ учиниться довольно изряднымъ Ораторомъ; ибо краснорѣчіе зависитъ отъ примѣчанія и рачительности. Каждой человѣкъ можетъ если ему угодно вмѣсто худыхъ словъ и рѣчей выбирать лучшія и говорить чисто; въ повѣствованіяхъ вмѣсто темности и безпонятія можетъ соблюсти ясность и ничего неупустить; въ дѣйствіяхъ и поведеніи вмѣсто неблагопристойностей можетъ имѣть пріятности. -- Однимъ словомъ, трудами и прилѣжаніемъ каждой человѣкъ можетъ научиться говорить весьма пріятно, и въ сей способности коею превосходимъ мы звѣрей, достойно такъ же труда превосходить и другихъ людей.
Демосѳенъ почиталъ столь нужнымъ говорить хорошо, что хотя отъ природы былъ гугнивъ и тихой голосъ имѣлъ; однакожь прилѣжаніемъ вознамѣрился довершить сіи недостатки. Клавъ по часту небольшія камешки себѣ въ ротъ излѣчился онъ наконецъ отъ своего заиканія и мало до малу укрѣпилъ свой голосъ. Когда чрезъ довольно долгое время ежедневно говорилъ громко и раздѣльно: Въ вѣтренную и бурную погоду часто выходилъ онъ на берегъ морской, гдѣ говорилъ во весь голосъ, дабы тѣмъ пріучить себя къ шуму и ропоту народныхъ собраній Аѳинейскихъ, въ коихъ должно было ему говорить. Симъ чрезвычайнымъ стараніемъ, внимашельностію и безпрестаннымъ чтеніемъ лучшихъ писателей учинился онъ столь превосходнымъ Ораторомъ, что не только въ его вѣкъ, но и въ послѣдующія времена, даже въ другихъ странахъ подобнаго ему не бывало.
На какомъ бы кто языкѣ ни говорилъ, долженъ онъ говорить онымъ чисто и по грамматическимъ правиламъ. Не довольно того чтобъ мы разумѣли не худо какой нибудь діалектъ, должно еще стараться говорить онымъ исправно; въ семъ намѣреніи должно со вниманіемъ читать лучшихъ писателей и примѣчать, какъ благовоспитанные и большаго свѣта люди говорятъ. Вообще простые люди говорятъ худо; они употребляютъ не благопристойныя и низкія изреченія, чего отмѣннѣйшіе люди ни когда не дѣлаютъ. Весьма часто соединяютъ они единственное число со множественнымъ, смѣшиваютъ мужеской родъ съ женскимъ и рѣдко употребляютъ надлежащія времена. Для избѣжанія сихъ погрѣшностей, должны мы вникать въ слогъ лучшихъ писателей, и примѣчать ихъ выраженія; не должны такъже пропускать ни единаго слова, коего совершенно не разумѣемъ, непонявъ совершенно настоящаго его знаменованія.
Извѣстно, что отъ природы должно имѣть свойства, дабы быть стихотворцемъ, но каждой по произволенію своему можетъ учиниться Ораторомъ: ибо чтобъ быть стихотворцемъ, на то требуется нѣкоторой родъ силы и живости разума; но для достиженія Ораторства довлѣютъ вниманіе, чтеніе и прилѣжаніе.