Нѣтъ ни чего столь поноснаго, подлаго и смѣшнаго, какъ ложь. Она есть произведеніе злости, коварства, или тщеславія; ни когда однакожь не достигаетъ своей цѣли ни въ которомъ изъ сихъ случаевъ, ибо ложь всегда поздо или рано обнаруживается. Ежели посредствомъ злобной лжи оскорбимъ мы чью нибудь честь, или доброе имя, то по справедливости обидимъ его на краткое время; но напослѣдокъ мы же отъ того болѣе потерпимъ; ибо коль скоро о томъ узнаютъ, то хула обратится на собственную нашу главу, и все то, что бы мы ни сказали послѣ къ охужденію такого человѣка, хотя справедливое, почтется клеветою. Двусмысленностію, и различными увертками для прикрытія лжи чтобъ тѣмъ избѣгнуть стыда, показывается какъ наша боязнь такъ и самая ложь обнаруживается. Сіе служитъ не столько къ уменшенію, сколь къ увеличенію стыда нашего; тѣмъ являемъ мы низкость и подлость и должны надѣяться, что съ нами поступать будутъ другіе какъ съ подлыми людьми. Если по нещастію нашему учинимъ какую нибудь ошибку, то, благороднѣйшее дѣло признаться въ ней откровенно; сіе есть единственное средство къ поправленію ея и къ снисканію прощенія. Для избѣжанія настоящей опасности употреблять двусмысленныя слова, увертки или хитрыя замашки, есть презрительное дѣло, знакъ великой боязни, и исполняющій оное заслуживаетъ всякое наказаніе.
Есть такъ-же люди подверженные другому роду лжи, которой почитаютъ они невиннымъ и которой въ нѣкоторомъ смыслъ въ самомъ дѣлъ невиненъ по тому, что ни кому кромѣ ихъ самихъ не вредитъ. Сей родъ лжи есть произведеніе тщеславія на глупости основаннаго. Онъ состоитъ въ томъ, что люди разныя чудныя дѣла себѣ приписываютъ; увѣряютъ, что видали такія вещи, коихъ въ самомъ дѣлъ ни когда не бывало; что видали вещи, какихъ въ самомъ дѣлъ ни когда не видывали, хотя оныя и есть, по тому что почитаются зрѣнія достойными. Если что нибудь достойное примѣчанія учинено, или сказано было въ какомъ нибудь мѣстѣ, или въ какой бесѣдѣ, то увѣряютъ, что они то сами слышали или видѣли. -- Далѣе, что дѣлали такія дѣла, на кои другіе отважиться не смѣли, или не могли исполнишь. Всегда поставляютъ себя героями въ собственныхъ своихъ повѣствованіяхъ и думаютъ снискать тѣмъ себѣ уваженіе на то только время. На противъ того по всей справедливости навлекаютъ только осмѣяніе, презрѣніе и при томъ нѣкоторую недовѣренность; ибо всякъ не безъ основанія заключитъ, что тотъ кто лжетъ ради тщеславія, не усумнится солгать болѣе для прибытка. Если бы я увидѣлъ что нибудь чрезвычайное, которое почти невѣроятнымъ кажется, то бы я о томъ лучше умолчалъ, нежели захотѣлъ другому подать хоть на минуту сумнѣніе, o неложности моего сказанія. Извѣстно, что не столь важно для женщины сей хранить цѣломудріе, сколь для мущины почитаться вѣроятія достойнымъ. По справедливости женщинъ возможно быть добродѣтельною, хотя она не весьма цѣломудренна; но мущинѣ безъ строгой справедливости, не можно быть добродѣтельну. Пороки въ бѣдныхъ женщинахъ суть по большей части тѣлесныя слабости; но ложь въ мущинѣ есть порокъ разума и сердца.
Ни что, кромѣ справедливости, не можетъ въ свѣтѣ сохранить нашей совѣсти и чести невредимыми. Въ томъ состоитъ не только наша должность но и польза; въ доказательство сему служитъ примѣчаніе, что глупѣйшіе люди бываютъ крайніе лгуны. Безопасно судить мы можемъ о справедливости человѣка, по силѣ его разума.