Во время юности нашей должны мы стараться о пріобрѣтеніи всевозможныхъ знаній. Хотя въ сіе время вѣтренности и разсѣянія не имѣемъ мы случая оныхъ употреблять, однакожъ придетъ время, въ которое онѣ намъ необходимы будутъ для нашей жизни.
Познаніе свѣта пріобрѣтается не въ уединеніи, но въ самомъ свѣтъ. Книги не могутъ оному научитъ; однакоже вниманію твоему могутъ представить такія вещи, коихъ безъ того не возмогъ бы ты знать. При томъ если сравнишь собственныя твои примѣчанія въ разсужденіи рода человѣческаго съ наблюденіями изъ книгъ почерпнутыми, то сіе весьма поможетъ тебѣ найти истинну.
Для познанія свѣта потребно столько же вниманія и раченія, какъ и для познанія наукъ, но гораздо болѣе остроумія и разсмотрительности. Я знаю многихъ пожилыхъ людей, кои всю свою жизнь препроводили въ большомъ свѣтѣ; но съ такою вѣтренностію и не вниманіемъ, что они и теперь столь же мало свѣтъ знаютъ, какъ знали и въ пятнадцать лѣтъ. Не льсти себѣ надеждою, что можешь почерпнуть сіе познаніе свѣта изъ легкомысленныхъ разговоровъ пустыхъ бесѣдъ; тебѣ далѣе должно проникать. Ты долженъ столько же смотрѣть на внутренность людей, какъ и на ихъ наружность. И такъ съ величайшимъ раченіемъ вникай во нравы всѣхъ тѣхъ, съ коими ты знаешся; старайся узнать господствующія къ нихъ страсти, слабости, тщеславіе, глупости и прихоти; тщися познать такъ-же всѣ справедливыя и несправедливыя, умныя и глупыя побужденія человѣческихъ дѣяній, кои изъ существъ разумомъ одаренныхъ претворяютъ насъ въ непостоянныхъ и тщеславныхъ тварей,
Нѣтъ въ свѣтѣ столь незначущихъ и маловажныхъ людей, кои бы по времени и случаю небыли въ чемъ нибудь тебѣ полезны; но всегда отрекутся споспѣшествовать твоей пользѣ, если ты имъ окажешь презрѣніе. Ошибки часто прощаемы бываютъ: но презрѣніе никогда. Врожденное въ насъ честолюбіе Бсегда о томъ напоминаетъ. И такъ не позабывай скрывать съ великимъ раченіемъ твое презрѣніе къ другимъ, хотя оно и справедливо, если не хочешь изжить себѣ непримиримыхъ враговъ. Люди не столь стараются скрывать свои преступленія, сколь слабости и несовершенства; и если скажешь ты человѣку, что ты его почитаешь глупымъ, не знающимъ, или невѣжливымъ и грубымъ, то онъ за то тебя гораздо болѣе возненавидитъ, нежели за то, когда бы ты сказалъ ему что онъ плутъ. Нѣтъ большаго поруганія, если кто старается дать другому возчувствовать его предъ собою недостатокъ въ знаніяхъ, достоинствѣ, богатствъ и пр. Въ первомъ случаѣ таковой поступокъ доказываетъ невѣжливость и злое сердце, а въ послѣднихъ двухъ случаяхъ несправедливость, потому что ни то ни другое не состоитъ въ его возможности и власти. Вѣжливость и добросердечіе побуждаютъ насъ стараться отдавать другимъ преимущество, а не огорчать и уничижать ихъ. Сверьхъ того сіе способствуетъ намъ къ пріобрѣтенію друзей, а не враговъ. Безпрестанное стараніе нравиться, есть нужнѣйшая вещь для науки нравиться: оно льститъ самолюбію тѣхъ, коимъ мы оное оказываемъ; привлекаетъ и плѣняетъ гораздо болѣе, нежели другія важнѣйшія вещи. Каждой человѣкъ обязанъ нѣкоторымъ образомъ исполнять должности общественной жизни; но сіи должности зависятъ отъ собственнаго хотѣнія и суть произвольная жертва вѣжливости и добросердечія; ихъ пріемлютъ, помнятъ, и вознаграждаютъ тѣмъ же самымъ. Наипаче же женщины имѣютъ особливое на нихъ право и всякое въ разсужденіи ихъ упущеніе, есть грубая невѣжливость.
Никогда не должно чинить такихъ порывовъ? къ коимъ нѣкоторые молодые люди пристрастны, состоящихъ въ обличеніи слабостей и недостатковъ другаго, или для увеселенія бесѣды, или для показанія своего предъ нимъ превосходства. Симъ дѣйствіемъ можемъ мы на тотъ случай возбудить смѣхъ въ бесѣдъ; но пріобрѣтемъ себѣ враговъ навѣки. Даже и тѣ, кои съ нами въ мѣстѣ смѣются, разсудивъ о томъ, будутъ послѣ насъ опасаться и презирать. Сіе есть знакъ развращеннаго сердца; доброе же сердце желаетъ лучше скрывать слабости и нещастныя недостатки другихъ, нежели ихъ обнаруживать. Если мы одарены остроуміемъ, то употреблять его должны къ тому, чтобы имъ людей увеселять, а не огорчать; подобно, солнцу въ умѣренныхъ поясахъ, можемъ мы остротою блистать, а не чернить.
Есть великое множество неогорчительныхъ дѣйствій необходимыхъ для свѣтской жизни, коихъ исполненіе чемъ скорѣе воспослѣдуетъ, тѣмъ большую привлечетъ намъ отъ другихъ любовь, тѣмъ скорѣе приведетъ насъ въ довѣренность. Юноши по побужденію живости и пылкости своего возраста почитаютъ ихъ безполезными и отвергаютъ такъ какъ безпокойныя: послѣдующее въ пожилыхъ лѣтахъ знаніе свѣта и опытность, напоминаютъ имъ важность оныхъ, но уже нѣсколько поздо. Главнѣйшее изъ сихъ дѣйствій есть обузданіе нашихъ страстей, равнодушіе и спокойствіе на лицѣ, препятствующія другимъ изъ словъ, дѣлъ и даже взоровъ познавать тѣ страсти или чувствованія, кои гнѣздятся въ нашемъ сердцѣ, и открытіе коихъ подаетъ хладнокровнымъ и искуснымъ людямъ великія надъ нами выгоды, не только въ важныхъ дѣлахъ, но и во всѣхъ обыкновеннѣйшихъ приключеніяхъ нашея жизни. Человѣкъ, которой неможетъ слышать не пріятныхъ для него вещей, безъ явныхъ знаковъ гнѣва или перемѣны въ лицъ, такъ же и пріятныхъ, безъ внезапнаго восхищенія и веселаго вида, удобно подпадаетъ подлогамъ хитраго человѣка или наглаго глупца. Первый возбудитъ съ намѣреніемъ въ тебѣ радость или удовольствіе, дабы неосторожными словами или взорами твоими воспользовавшись, посредствомъ оныхъ весьма удобно отгадать тайности твоего сердца, отъ коего ключь ты долженъ самъ хранить, и ни кому не повѣрять; послѣдній же нелѣпостями своими безъ всякаго намѣренія произведетъ тѣ же самыя открытія, коихъ другіе непреминутъ употребить въ свою пользу.
Если ты чувствуешь, что тебя тревожатъ внезапные порывы страстей или неистовства, (ибо я не нахожу между ими различія развѣ только то, что человѣкъ однимъ долѣе зараженъ бываетъ нежели другимъ), и то вознамѣрься внутренно неговорить ни слова во все то время, пока оныя въ себѣ ощущаешь.
Однимъ словомъ, старайся во власти своей содержать страсти и наружной видъ, такъ чтобы ни въ томъ, ни въ другомъ не показывалось примѣтной перемѣны, что бы ты внутренно ни ощущалъ; хотя сіе весьма трудно, но не невозможно. Разсудительной человѣкъ, не только непокушается на невозможную вещь, и при томъ ни какими трудностями не преодолѣвается: но напротивъ того усугубивъ свою тщательность и прилѣжаніе, наконецъ всѣ препятствія превозмогаетъ. Во всякомъ случаѣ, гдѣ благоразуміе повелѣваетъ настоять и когда явная польза за онымъ дѣйствіемъ слѣдуетъ, то трудности да одушевляютъ твое тщаніе, а не отвращаютъ тебя отъ предпріятія. Если одинъ способъ не удаченъ, то испытай другой; будь дѣятеленъ, настой, и получишь желаемое. Нѣкоторымъ должно совѣтовать, нѣкоторымъ ласкать, иныхъ устрашать, а другихъ раздражать; но наконецъ если искусно приступить къ дѣлу, настоящимъ образомъ оное поведешь, и неутомимо нападать будешь съ слабыхъ ихъ мѣстъ, то достигнешь своего намѣренія. Должно съ осторожностію такъ-же избирать къ тому и время; каждой человѣкъ имѣетъ по временамъ свои слабости (Mollia tempora): но сіе не во всякое время случается. Если ты придешь къ человѣку съ дѣломъ въ такое время, когда умъ его занятъ чемъ нибудь другимъ, когда сердце его наполнено печалію, гнѣвомъ или какимъ либо другимъ непріятнымъ чувствованіемъ, то избраніе такого времени въ собственной тебѣ вредъ обратится.
Дабы судить о внутреннемъ расположеніи другихъ, старайся познать самого себя внутренно, ибо люди въ семъ случаѣ другъ другу подобны, хотя иной имѣетъ въ себѣ одну господствующую страсть, а другой другую, однакожъ дѣйствія ихъ одинаки и что можетъ тебя привлекать или отвращать отъ другихъ, нравиться тебѣ или огорчатъ, то взаимнымъ образомъ будетъ и другихъ къ тебѣ привлекать или отвращать, нравиться или огорчать. Если по внимательномъ наблюденіи примѣтишь ты всѣ дѣйствія твоего ума, свойство твоихъ страстей, и различныя причины движущія твоею волею; то можешь удобно познать и весь человѣческій родъ. На примѣръ: если ты почитаешь за обиду, когда кто другой дастъ тебѣ возчувствовать свое превосходство, а твое недостаточество въ знаніяхъ, дарованіяхъ, въ достоинствѣ или богатствѣ, то безъ сомнѣнія и ты весьма стараться будешь не показывать твоего превосходства, хотя бы ты его въ самомъ дѣлъ имѣлъ, наипаче предъ такимъ человѣкомъ отъ коего ты желаешь заслужить благоволеніе или доброе слово, пользу, почтеніе или дружество. Если непріятныя внушенія, коварныя насмѣшки или многократныя противурѣчія тебя огорчаютъ, и на гнѣвъ подвисаютъ, то захочешь ли ты употреблять оныя въ такихъ мѣстахъ и случаяхъ, гдѣ желаешь нравиться и снискать другихъ къ себѣ привязанность? Безъ сомнѣнія ты того не захочешь, и я увѣренъ, что ты желаешь нравиться во всѣхъ мѣстахъ. -- Непохвальная склонность къ острымъ и колкимъ словамъ и коварное одобреніе, съ которымъ оныя вдова обыкновенно пріемлются, болѣе нежели другія мнѣ извѣстныя дѣла, пріобрѣтали непріятелей тѣмъ, кои думали посредствомъ острыхъ словъ въ бесѣдахъ показаться: но болѣе еще тѣмъ, кои думая, что могутъ остро шутить неудачно въ томъ поступали. Если кто будетъ говорить такія рѣчи на твой щетъ, (какъ-то иногда случиться можетъ), то разсуди порядочно о чувствованіяхъ огорченія, гнѣва и мщенія возбужденныхъ оными въ сердцѣ твоемъ и помысли, прилично ли благоразумно, такимъ же способомъ возбудить въ другихъ равныя къ тебѣ чувствованія? Сущая глупость за шутку потерять пріятеля; но еще большая глупость за одно острое слово, изъ безпристрастнаго къ тебѣ человѣка, учинить врага. Когда такія рѣчи скажутся на твой щетъ, то благоразумнѣйшее есть дѣло, не подавать вида, что ты почитаешь ихъ до себя касающимися: но скрывать и ни малѣйшаго не показывать признака внутренняго твоего гнѣва. Если же будутъ столь явны, что уже ты не можешь притвориться въ невѣденіи ихъ, то смѣйся вмѣстѣ со всею бесѣдою надъ самимъ собою; признайся, что шутка оная прекрасна, и не показывай ни чего кромѣ пріятнаго вида; но не отмщевай за то равномѣрнымъ образомъ: ибо чрезъ то дашь знать, что ты почитаешь себя обиженнымъ и болѣе являешь надъ собою побѣду, которую бы ты могъ сокрыть. Когда сказанная вещь въ самомъ дѣлъ обидна твоей чести, или клонится къ осужденію твоего нрава, то помни, что къ отмщенію того двѣ вещи суть необходимы для благороднаго человѣка, или чрезвычайное учтивство или р ѣ шительная твердость.
Ежели кто тебя съ намѣреніемъ обругаетъ или будетъ поносить, то срази его вдругъ; но если безъ намѣренія тебя обидитъ, то гораздо лучше ему отмстить чрезмѣрною твоею учтивостію, хотя внутренно и стараешься что нибудь ему противное учинить и отплатить за его непріятное привѣтствіе, можетъ быть и съ лихвою. Сіе не можетъ почесться ни вѣроломствомъ, ни коварствомъ: но если бы ты въ самое то время являлъ обидѣвшему тебя знаки почтенія и дружества, то сіе за коварство можетъ быть принято, чего я не только отнюдь не похваляю; но напротивъ того ненавижу. Все учтивости по общему смыслу не что иное суть, какъ сообразованіе поступковъ нашихъ съ обыкновеніями, для сохраненія спокойствія и добраго порядка въ обществѣ; пріятностей онаго не должно разрушать частными огорченіями и ревностію.
Словомъ, постанови въ поведеніи твоемъ непремѣннымъ себѣ правиломъ: не подавать ни малаго знака гнѣва, если ты ему нѣкоторымъ образомъ удовлетворить не можешь; на противъ того всегда стараться показывать тамъ пріятной видъ, гдѣ не можетъ явно отмстить. Не было бы на свѣтъ ни одного живаго человѣка, если бы не скрывали истинныхъ причинъ гнѣва, встрѣчающихся въ жизни нашей на всякой день. Кто не можетъ обладать своими страстями, тотъ пусть оставитъ свѣтъ и удалится въ уединеніе, въ какую нибудь необитаемую пустыню. Показывая безразсудной и безвременной гнѣвъ, даетъ право гнѣваться на себя тѣмъ, кои могутъ тебя обидѣть, и коимъ ты ни чего худаго учинить не можешь, и подаешь имъ тотъ самой случай, котораго они можетъ быть желали сами, для прерванія съ тобою пріязни и для нанесенія тебѣ обиды. Напротивъ того, кроткіе поступки принудятъ ихъ по крайней мѣрѣ не выходить изъ предѣловъ благопристойности, и тѣмъ обуздать или обнаружить ихъ злость. Сверхъ сего взмѣрчивость, тяжелой и сварливой нравъ, весьма противны благопристойности.
Хотя всѣ люди одинакимъ одарены сложеніемъ, однакожъ разныя принадлежности столь различно соразмѣрены въ каждомъ человѣкъ, что, нѣтъ двухъ совершенно другъ другу подобныхъ и нѣтъ ни одного, которой бы во всякое время равныя соблюдалъ свойства. Человѣкъ съ величайшими способностями дѣлаетъ иногда слабости; надмѣнный человѣкъ чинитъ подлѣйшія дѣла; честнѣйшій человѣкъ безчестный, а злѣйшій иногда добрыя дѣла. Къ познанію качествъ человѣка, много споспѣшествуютъ господствующія въ немъ страсти; но пока не познаешь дѣйствія меньшихъ его страстей и прихотей, но тѣхъ поръ не можешь узнать въ немъ важнѣйшихъ качествъ. Быть честнымъ человѣкомъ есть общее качество рода человѣческаго, не оспоривай сего, -- въ противномъ случае почтутъ тебя или завистливымъ, или злымъ: но при томъ и не довѣряй сей честности до такого степени, чтобъ положить на нее твою жизнь, имѣніе или доброе твое имя. Можетъ случиться, что такой честной человѣкъ будетъ твоимъ соперникомъ въ силѣ, прибыткѣ или въ любви, -- трехъ страстяхъ, кои честность подвергаютъ часто опаснѣйшему искушенію, въ которомъ она не рѣдко съ души совращается. Сперва самъ въ себѣ разбери сего честнаго человѣка, и тогда будешь въ состояніи судить, сколь далеко довѣренность твоя къ нему простираться можетъ.
Если ты хочешь снискать особую любовь и пріязнь нѣкоторыхъ людей изъ мужескаго или женскаго пола, то старайся узнать особенныя ихъ изящества, если оныя въ нихъ есть, такъ же господствующія въ нихъ слабости, коимъ всякой подверженъ; отдавай совершенную справедливость первымъ, при томъ послабляй и послѣднимъ. Много есть различныхъ предметовъ, въ коихъ нѣкоторые особенно желаютъ превосходить другихъ и хотя любятъ слышать похвалы воздаемыя истинному ихъ превосходству, однакоже болѣе льстятся похвалами въ томъ, чемъ желаютъ другихъ превосходишь, но сумнѣваются. Кардиналъ Ришелье, безъ сомнѣнія величайшій Министръ своего времени, а можетъ быть и другихъ временъ, по смѣшному тщеславію желалъ прослыть такъ же лучшимъ стихотворцемъ. Онъ завиствовалъ Корнелію старшему въ его славѣ, и приказалъ написать критику на его трагедію Сидъ. И такъ тѣ, кои хитро ему ласкали, мало говорили ему о его искуствѣ въ государственныхъ дѣлахъ или слегка только о томъ упоминали: но что бы больше пріобрѣсти его къ себѣ благоволенія, то похвалами превозносили его остроту и стихотворческій духъ. По чему же, по тому что о превосходствѣ въ одномъ былъ онъ уже увѣренъ, о превосходствѣ же въ другомъ дѣлъ еще не довѣрялся.
Господствующую въ человѣкѣ страсть весьма удобно познать можно по тому, о чемъ онъ болѣе всего говоритъ: ибо каждой говоритъ о томъ, чемъ онъ наиболѣе, старается подать другимъ хорошія о себѣ мысли. Если растрогаешь его въ такомъ случаѣ, то знай, что растрогаешь весьма чувствительно.
Женщины вообще заняты однимъ предметомъ,-- красотою, ради которой съ охотою пріемлютъ онъ всякія и самыя чрезвычайныя ласкательства. Природа, едвали въ свѣтъ произвела столь безобразную женщину, которая бы не уважила ласкательствъ приносимыхъ ея наружности. Ежели лице ея столь отвратительно, что она нѣкоторымъ образомъ и сама должна то сознать, по крайней мѣръ ея видъ и осанка по мнѣнію ея, недостатки лица вознаграждаютъ. Если ея станъ обезображенъ, то опа увѣрена, что красота лица ея оной недостатокъ замѣняетъ. Когда же и то и другое худо, то утѣшается по крайней мѣръ тѣмъ, что имѣетъ другія пріятности, нѣкоторую осанку, и такъ называемое нѣчто (je ne sais quoi), привлекательнѣйшее нежели самая красота. Справедливость сихъ слезъ видѣть можно изъ чрезвычайнаго раченія и разборчивости употребляемой безобразнѣйшими женщинами въ платьѣ и нарядахъ. Женщина не сумнѣвающаяся въ превосходствѣ красоты своей, менѣе всѣхъ. чувствуетъ похвалы, которыми прельстить ея осыпаетъ; она увѣрена, что таковая похвала по всей справедливости ей принадлежитъ и потому мало ее трогаетъ. Такой женщинѣ можно ласкать въ разумѣ, которымъ хотя она и одарена, однакожъ всегда сумнѣвается, что люди не полную ей въ томъ отдаютъ справедливость.
Не понимай словъ моихъ въ ложную сторону и не думай, чтобъ я одобрялъ, подлое и поносное ласкательство. Ни какъ нс ласкай ни чьимъ порокамъ и злодѣяніямъ, на противъ того гнушайся ихъ и испровергай. Однакожъ нѣтъ ни единаго человѣка въ свѣтѣ, которой бы непослаблялъ людскимъ слабостямъ и смѣшному, но невинному тщеславію.-- Если мущина желаетъ, чтобъ почитали его умнѣйшимъ, а женщина красивѣйшею; нежели каковы они въ самомъ дѣлѣ, то заблужденіе ихъ утѣшительно для ихъ самихъ, въ разсужденіи же другихъ невинно. Я бы желалъ лучше снискать ихъ къ себѣ пріязнь чрезъ наслажденіе, нежели учинить себя врагами, обличая ихъ заблужденія безъ всякой нужды.
Вообще подозрѣвай всѣхъ, кои наружностію являютъ, что привержены особенно къ какой нибудь добродѣтели, кои возвышаютъ ее предъ прочими, и нѣкоторымъ образомъ стараются въ другихъ вселить мысли, что они одарены ею исключительно. Подозрѣвай ихъ, говорю я, по тому что они вообще обманщики. Однако не будь такъ же увѣренъ, что они всегда таковы: ибо мнѣ случалось иногда знать набожныхъ, кои подлинно вели святую жизнь; отважныхъ, кои имѣли истинное мужество; охотниковъ говорить нравоученія, имѣющихъ безпорочные нравы и жеманныхъ, кои истинно были цѣломудры. Старайся проникнуть во внутренность сердецъ ихъ столь далеко, сколько проницательность твоя тебѣ позволитъ: но никогда не суди о другомъ по общему объ немъ слуху, которой хотя вообще бываетъ справедливъ въ разсужденіи отличительнѣйшихъ качествъ ихъ нрава, однакожъ оказывается не справедливымъ въ нѣкоторыхъ подробностяхъ.
Всегда остерегайся такихъ, кои по краткомъ знакомствъ, безъ всякихъ отъ тебя заслугъ, добровольно предлагаютъ тебѣ дружество и довѣренность; знай, что сіе для собственной своей пользы они чинятъ, но по общему сему мнѣнію не отвергай ихъ грубымъ образомъ. Испытуй далѣе и смотри, не происходятъ ли сіи неожидаемыя предложенія, отъ пылкости или неразумія, не съ намѣренія ли, или съ какой нибудь хитрости: ибо плутовство и глупость часто имѣютъ одинакіе признаки. Въ первомъ случаѣ нѣтъ ни какой опасности въ принятіи таковыхъ предложеній, valeant quantum valere possunt. Въ противномъ же случаѣ принятіе ихъ полезно по тому, что можно тебѣ обратить ударъ на того, кто оной на тебя возноситъ.
Если человѣкъ употребляетъ сильныя увѣренія и божбу для внушенія тебѣ такой вещи, которая столь явна и столь вѣроятна, что и одного слова для того довольно бы было, то будь увѣренъ, что онъ лжетъ и находитъ великую себѣ въ томъ пользу, чтобъ ты ему повѣрилъ; а безъ того не чинилъ бы онъ себѣ столько безпокойствъ.
Молодые люди весьма не воздержны въ своемъ дружествѣ, наипаче основанномъ на взаимныхъ утѣхахъ, которое часто имѣетъ худыя слѣдствія. Побуждаемы будучи пылкостію и неопытностію своего возраста, разгорячась увеселеніями, а болѣе ещё можетъ быть виномъ, обязуются, и въ самомъ дѣлѣ въ то время надѣются обязаться вѣчнымъ другъ къ другу дружествомъ, и безъ всякой осторожности изливаютъ одинъ другому сокровеннѣйшія чувствованія своей души. Но послѣ столь же не осторожно разрушаютъ сію взаимную довѣренность, сколь неосторожно ее учинили: ибо новыя утѣхи и новыя мѣста разрываютъ сей слабый союзъ, и тогда то оная неосторожная довѣренность во зло употребляется. Въ обществѣ молодыхъ людей яви свои дарованія и превзойди, если можешь, другихъ во всѣхъ общественныхъ увеселеніяхъ и забавахъ, свойственныхъ юношеству. Повѣряй другимъ забавныя и бездѣльныя твои произшествія, но важныя намѣренія твои храни въ тайнѣ. Повѣрь ихъ испытанному твоему другу, болѣе опытному нежели ты, и которой будучи въ различномъ съ тобою состояніи не можетъ учиниться тебѣ соперникомъ. Я не совѣтую тебѣ полагаться на иройственную добродѣтель рода человѣческаго; не надѣйся и не думай, чтобъ твой товарищъ всегда былъ твоимъ другомъ въ разсужденіи предмета, къ которому вы обое стремитесь.
Притворное невѣдеиіе есть весьма нужная часть познанія свѣта. На примѣръ: весьма благопристойно казаться незнающимъ о такихъ вещахъ, о коихъ тебѣ хотятъ говорить; и когда кто тебѣ скажетъ: слыхали ли вы о такой то вещи? отвѣтствуй, что не слыхалъ и позволь ему продолжать свое повѣствованіе, хотя ты давно уже то знаешь. Нѣкоторые находятъ удовольствіе въ повѣствованіи онаго, думая, что они могутъ пріятно разсказывать; другіе надѣются тѣмъ похвалиться, что они скорѣе другихъ могли что нибудь узнать; иные же по тщеславію своему хотятъ показать, что они заслужили отъ другихъ довѣренность. Всѣ таковые безъ сомнѣнія обманутся въ своей надеждѣ и слѣдовательно огорчатся, если ты скажешь имъ, что ты уже слышалъ о чемъ они хотѣли тебѣ разсказывать.-- Притворяйся всегда невѣдущимъ, (исключая только искреннѣйшаго твоего друга) если гдѣ касается до хулы и безславія другихъ, хотя ты весьма много уже и до того слыхалъ: ибо оскорбленная сторона почтетъ пріемлющаго хуленіе, равнымъ хулителю, такъ какъ украденныя вещи принимающаго почитаютъ равнымъ самому вору. Когда же о такихъ вещахъ будутъ всѣ говорить, то старайся наказывать, что ты сумнѣъваешся, хотя совершенно тому вѣришь, и всегда старайся оное уменшать.-- Должно сіе притворное невѣденіе наипаче показывать при обстоятельныхъ и подробныхъ частныхъ повѣствованіяхъ, оно почесться можетъ способомъ къ узнанію оныхъ: ибо большая часть людей тщеславяся показаніемъ своего предъ другими превосходства, хотя на минуту и въ самыхъ бездѣльныхъ вещахъ, скажутъ тебѣ скорѣе то, чего имъ не слѣдуетъ говорить, нежели то, о чемъ ты еще не знаешь. Сверхъ того притворное сіе незнаніе вселитъ въ другихъ мысли, что ты къ такимъ вещамъ не внимателенъ и по тому ни какихъ не имѣешь худыхъ намѣреній. Однакожъ лови нужныя для тебя произшествія, и старайся увѣдать о нихъ съ разсужденіемъ, а не въ видѣ настоящихъ вопросовъ, чемъ заставишь другихъ остерегаться; а если часто повторять станешь, то наскучишь. Иногда показывай, будто вѣришь такимъ вещамъ, о коихъ ты знать желаешь, при чемъ кто нибудь ласковымъ и услужливымъ образомъ скажетъ тебѣ настоящую правду. Иногда говори что ты такъ и такъ слышалъ; а иногда показывай, что болѣе знаешь нежели въ самомъ дѣлъ, дабы узнать то, что тебѣ надобно; но избѣгай какъ можно прямо выспрашивать.
Человѣческая природа одинакова во всемъ свѣтѣ: но дѣйствія ея столь перемѣшаны воспитаніемъ и навыками, что тотъ, кто хочетъ обстоятельно ее познать, долженъ разсмотрѣть ее подъ всѣми видами. Напримѣръ: честолюбіе бываетъ равномѣрно въ придворномъ, военномъ и духовномъ человѣкѣ, но по причинѣ различнаго ихъ воспитанія и навыковъ употребляютъ они различные способы къ его удовлетворенію, учтивство или склонность угождать, или обязывать другихъ, есть одинаково во всѣхъ странахъ: но такъ называемая вѣжливость, или способъ исполнять оную склонность, различенъ по всѣмъ странамъ и можетъ почесться свойственнымъ всякому мѣсту; а по тому разсудительный человѣкъ подражаетъ и сообразуется правиламъ вѣжливости свойственнымъ тому мѣсту, въ коемъ онъ находится. -- Сообразованіе и преклоненіе нашихъ нравовъ необходимо нужны въ свѣтскомъ житіи; но въ такихъ только случаяхъ кои сами по себѣ не худы. Мягкой и гибкой нравъ есть полезнѣе всего. Онъ можетъ обращаться отъ одного предмета къ другому, пріемля на себя образъ свойственный каждому. Съ важнымъ человѣкомъ можетъ онъ быть сановитымъ, пріятнымъ съ весельчакомъ, вѣтреннымъ съ легкомысленнымъ человѣкомъ.
По истиннѣ ни что столь не привлекаетъ, какъ свободное и пріятное сообразованіе поступковъ своихъ нравамъ, навыкамъ и даже слабостямъ другихъ. Молодой человѣкъ долженъ сообразоваться всему. Во всѣхъ добрыхъ случаяхъ долженъ онъ быть такимъ, какимъ былъ Алкивіадъ въ худыхъ. -- Долженъ быть Протееімъ приемлющимъ удобно и сохраняющимъ съ пріятностію всякой видъ. Жаръ, хладнокровіе, роскошь, воздержаніе, важность, веселость, обряды, вольность, ученіе, бездѣлицы, дѣла и увеселенія суть виды, кои онъ долженъ имѣть способности принимать, оставлять, или по случаю перемѣнять съ такою же вольностію, съ какою онъ беретъ и кладетъ свою шляпу.
Молодые люди думаютъ, что всякое дѣло производить должно съ жаромъ и усиліемъ; что тихость есть подлость, а уклончивое снисхожденіе почитаютъ обыкновеннымъ убѣжищемъ малодушія и слабости. Сіе ложное мнѣніе отъемлетъ отъ нрава ихъ нѣжность и мягкость, а вселяетъ буйность и грубость. Глупые, кои безпрестанно попадаются въ обманы, сохраняютъ въ поступкахъ своихъ оные недостатки на всю свою жизнь; но разсудительнаго человѣка, нѣкоторые опыты и размышленіе принуждаютъ скоро ихъ покидать. Когда они получше познаютъ самихъ себя и другихъ, то найдутъ, что здравой разсудокъ въ десяти случаяхъ, девять разъ долженъ слѣдовать превозмогающей его власти сердца и страстей; слѣдовательно девять разъ, имѣютъ они дѣло съ побѣдителемъ, а не съ побѣжденнымъ: но съ побѣдителями какъ тебѣ извѣстно, должно обходиться весьма учтивымъ, привлекательнымъ и вкрадчивымъ образомъ.
По нещастію молодые люди всегда почитаютъ себя довольно умными, такъ какъ пьяные думаютъ, что они еще довольно трезвы. Остроту предпочитаютъ они опытности, которую называютъ холодностію. -- Однакожъ они не совсемъ обманываются; ибо хотя острота безъ опытности опасна, однакожъ и опытность безъ остроты вяла и недостаточна. Соединеніе сихъ обоихъ свойствъ, хотя рѣдко случающееся, почесться можетъ совершенствомъ. Сынъ мой! ты можешь ихъ соединить, если тебѣ угодно: ибо я всю опытность мою представляю къ твоимъ услугамъ, но въ вознагражденіе за то, не требую ни единой капли твоей остроты. -- употребляй оба сіи свойства въ свою пользу, и да ободряютъ онѣ взаимно другъ друга. Здѣсь подъ юношескою остротою разумѣю и живость юношей, и надѣяніе на свои силы, препятствующія имъ видѣть трудности или опасности какого либо предпріятія; но не полагаю я подъ симъ названіемъ того, что глупые простолюдины называютъ бойкостію, которая побуждаетъ ихъ поступать плутовски, защищать свое званіе, подозрѣвать, чтобы кто не унизилъ ихъ чести и чинить дерзкіе отвѣты, при маловажныхъ случаяхъ. Сіе есть зло, или злый духъ, которой изгонять должно, да изыдетъ и внидетъ во стадо свиное.
Въ заключеніе всего скажу: ни когда не презирай старыхъ твоихъ пріятелей ради новыхъ или болѣе знатныхъ, что будетъ весьма неблагородно съ твоей стороны, и такое упущеніе ни когда отъ нихъ не простится. Старайся какъ можно приобрѣсти болѣе личныхъ пріятелей, а менѣе непріятелей. Подъ именемъ пріятелей разумѣю я не искреннихъ и довѣренныхъ друзей, коихъ ни единый человѣкъ во все теченіе своея жизни не можетъ имѣть и шести; но разумѣю пріятелей въ общемъ смыслъ сего слова: то есть, людей, которые бы говорили о тебѣ хорошо, и соотвѣтственно собственной своей пользѣ, желали тебѣ болѣе добра, нежели зла.