Многіе весьма достойные и разумные люди имѣттъ нѣкоторые чудные пріемы, худые навыки и неблагопристойность въ поступкахъ, кои столь великое отвращеніе къ нимъ вселяютъ, что другія изящныя ихъ дарованія или достоинства ни какъ онаго прекратить не могутъ.

Неблагопристойность произходитъ отъ двухъ причинъ, или отъ необращенія въ добрыхъ обществахъ, или отъ невнимательности.

Когда невѣжливый человѣкъ вступаетъ въ бесѣду, то часто случается, что шпага у него попавшись промежъ ногъ или принудитъ его упасть, или по крайней мѣрѣ спотыкнуться; когда оправится онъ отъ такого безпорядка, то становится въ такомъ мѣстѣ горницы гдѣ не должно; тамъ находясь вскорѣ роняетъ свою шляпу, а поднимая ее упускаетъ изъ рукъ свою трость, поднимая же трость, не отмѣнно опять уронитъ свою шляпу; такъ что четверть часа пройдетъ, пока онъ совершенно оправится. Когда пьётъ чай или кофе, то безъ сомнѣнія мараетъ свою губу, роняетъ или чашку или блюдце и обливаетъ чаемъ или кофемъ у себя платье. За столомъ тѣмъ болѣе являетъ онъ знаковъ своей нерасторопности, чемъ болѣе дѣлать чего нибудь ему достается; онъ держитъ ножикъ, вилку и ложку совершенно инымъ образомъ нежели другіе, беретъ кушанье ножикомъ, съ великою себѣ опасностію, чиститъ въ зубахъ вилкою и тою же ложкою, которою самъ ѣстъ, накладываетъ изъ блюдъ кушанье. Если же придется ему что разнимать, то никогда не можетъ попасть на суставъ, усиливается напрасно перерѣзать кость и брызжетъ подливкою въ лицо гостямъ. Каплетъ на себя похлебкою и жиромъ, хотя по примѣру другихъ салфетку продѣваетъ сквозь кафтанную петлю или за галстукъ закладываетъ. Когда пьетъ, то кашляетъ въ стаканъ и брызгаетъ на всѣхъ сидящихъ въ бесѣдѣ. Сверхъ всего того имѣетъ онъ чудныя поступки; нюхаетъ табакъ, дѣлаетъ разные непристойные пріемы, такъ что всю бесѣду тѣмъ въ великую скуку приводитъ. Руки причиняютъ ему великое безпокойство, если въ нихъ ничего нѣтъ, и не знаетъ ихъ куда дѣвать; но безпрестанно то за пазуху кладетъ, то въ карманы. Одѣяніе имѣетъ онъ не по обыкновенному, словомъ все дѣлаетъ не такъ какъ другіе. Все сіе хотя не есть какая либо вина, или преступленіе: но непріятно и смѣшно и всѣ тѣ кои хотятъ нравиться въ бесѣдѣ, должны избѣгать сего рачительно.

Изъ сего изображенія всѣхъ неблагопристойностей удобно вывести можно то, что благопристойность чинить повлѣваетъ; сверхъ сего соображаясь съ должнымъ вниманіемъ обыкновеніямъ порядочныхъ людей и такихъ кои видѣли свѣтъ, можетъ не совсѣмъ и обращавшійся человѣкъ къ тому привыкнуть.

Равнымъ образомъ тщательно избѣгать должно непристойностей въ израженіяхъ и въ рѣчахъ, какъ то противныхъ природному языку рѣченій, старинныхъ словъ и простонародныхъ приговорокъ, кои доказываютъ обращеніе съ худыми и низкими людьми. Такъ на примѣръ, вмѣсто того чтобъ сказать, что вкусы у людей различны, каждой имѣетъ свой, еслибы кто сказалъ простою пословицею, всякъ молодецъ на свой образецъ или д. т. п. изъ сихъ словъ всякъ о такомъ человѣкъ будетъ увѣренъ, что онъ никогда не бывалъ въ добрыхъ обществахъ и ни съ кѣмъ не обращался кромѣ слугъ и служанокъ. -- Съ великимъ стараніемъ избѣгать такъ-же должно несвязности въ мысляхъ; на примѣръ: позабытіе именъ, ошибки въ произношеніи ихъ, говорить: Господинъ такой то, какъ бишь его зовутъ, Госпожа, какъ бишь ее, почитается за весьма нелѣпое и непристойное. Называть другихъ не свойственными именами и прозваніями какъ то: вмѣсто Государь мой, говорить господинъ, вмѣсто Ваше Высокоблагородіе, Ваше Высокородіе и Высокопревосходительство. Начинать какое нибудь повѣствованіе не помня его совершенно и на срединѣ быть принуждену прервать его извиненіемъ, что позабылъ прочее, есть дѣло весьма непріятное и грубое. Во всемъ что ни говорить должно быть чрезвычайно точну, ясну и порядочну; иначе же вмѣсто увѣдомленія и забавы другихъ, раздражишь ихъ и наскучить.