Нѣтъ правила столь общественнаго и столь нужнаго во всѣхъ случаяхъ жизни, какъ соединять благородство въ поступкахъ съ твердостію духа. Первое свойство превратится въ низкое и боязливое снисхожденіе и человѣкоугодіе, если не будетъ поддерживаемо и охраняемо послѣднимъ: но и послѣднее превратилось бы бъ буйность и наглость, еслибы не было умѣряемо и смягчаемо первымъ; не взирая на сіе рѣдко свойства сіи въ одномъ человѣкъ соединены бываютъ. Человѣкъ горячаго и пылкаго сложенія, неукротимымъ духомъ одаренный, презираетъ первое свойство, и думаетъ до всего достигнуть послѣднимъ. Можетъ быть по какимъ нибудь чрезвычайнымъ приключеніямъ онъ иногда и получитъ успѣхъ, когда дѣло имѣетъ со слабыми и боязливыми людьми; но обыкновенное свойствъ его дѣйствіе бываетъ такое, что онъ обижаетъ, огорчаетъ, приходитъ въ ненавистъ и лишается успѣха. На противъ того хитрой и пронырливой человѣкъ надѣется достигнуть всѣхъ своихъ намѣреній одною тихостію въ поступкахъ. Онъ принаровляется ко свойствамъ людскимъ; кажется что не имѣя собственныхъ своихъ мнѣній, рабски пріемлетъ настоящее мнѣніе съ нимъ тогда находящагося человѣка, старается только приобрѣсти почтеніе глупыхъ; но лишь только свойство его явнымъ учинится, то приобрѣтаешь презрѣніе каждаго. Умный же человѣкъ (весьма отличающійся отъ лукаваго и буйнаго) соединяетъ тихость въ обхожденіи съ твердостію духа.

Пользы происходящія отъ соединенія сихъ свойствъ суть удивительны и противны другъ другу. На примѣръ: если ты имѣешь власть и можешь повелѣвать, то повелѣніе твое отданное съ тихостію и скромностію исполнено будетъ добровольно, охотно и слѣдовательно съ добрымъ повиновеніемъ; напротивъ того, если со строгимъ видомъ дано будетъ, то болѣе будутъ объ немъ судить, нежели исполнять. Ибо здравое разсужденіе показываетъ, что гдѣ имѣешь право повелѣвать, тамъ повиновеніе себѣ найдешь; но въ самое то время, кротость въ поступкахъ придавъ большую силу сему повиновенію, учинитъ оное пріятнымъ и всевозможнымъ образомъ умягчитъ въ повинующемся огорчительное чувствованіе подчиненности.

Если ты намѣренъ искать какой нибудь милости, или просить того, что тебѣ слѣдуетъ, то долженъ чинить сіе съ кротостію. Въ противномъ случаѣ, тѣ кои намѣрены отказать тебѣ въ прошеніи, большій къ тому возъимѣютъ поводъ, дабы отмстить за твою при прошеніи грубость; сверьхъ того твердымъ настояніемъ и благопристойною скромностію показать ты долженъ твердость и рѣшительность. Настоящія причины дѣлъ человѣческихъ рѣдко бываютъ истинны, наипаче у людей высокаго состоянія, кои часто по докучливости и боязни то дѣлаютъ, въ чемъ нежелали бы отказать такимъ, кои по всей справедливости и по достоинству имѣютъ на то право. Кротостію и смиреніемъ привлеки ихъ сердца если можетъ, по крайней мѣръ не подавай причины къ оскорбленію; но при томъ старайся показать столько рѣшительности и твердости духа, чтобы поколебать ихъ склонность къ спокойствію; вселить нѣкоторое опасеніе и чрезъ сіе получить то, чего бы они по побужденію справедливости или добродушія не захотѣли учинить.-- Сердце высокихъ людей столь же ожесточено къ чувствованію нуждъ и нещастій человѣческихъ, какъ у врачей къ сочувствованію тѣлесныхъ немощей, но всякой день они видятъ оныхъ множество, какъ справедливыхъ такъ и ложныхъ, и незнаютъ различить первыхъ отъ послѣднихъ. И такъ должно прибѣгать не къ единому ихъ правосудію и человѣколюбію: не и къ другимъ чувствованіямъ;-- ихъ милость должно снискивать пріятностями; любовь ихъ къ покою разрушать неутомимою докучливостію и возбуждать въ нихъ опасеніе благопристойнымъ внушеніемъ неукротимаго и непоколебимаго гнѣва. Сіе правило есть единственный способъ къ приобрѣтенію любви безъ презрѣнія, и ко вселенію въ другихъ страха, безъ ненависти. Оно составляетъ достоинство качествъ, котораго каждой разумной человѣкъ достигать долженъ.

Въ заключеніе вышеписаннаго скажу, что если ты ощущаешь въ себѣ пылкость нрава, которая противу всякаго чаянія побуждаетъ тебя къ неосторожнымъ шуткамъ или грубымъ выраженіямъ, съ твоими начальниками, равными, или подчиненными, то имѣй чрезвычайную противу того осторожность, обуздывай себя рачительно и призови пріятности въ твою помощь. При первомъ побужденіи пылкой твоей страсти молчи по тѣхъ поръ, пока несмягчишься; и самую наружность твою такъ расположить старайся, чтобы внутреннихъ движеній сердца твоего не можно было примѣтить. При отравленіи важныхъ дѣлъ бываютъ несказанныя отъ сего пользы.-- Но при томъ не показывай ни снисхожденія, ни тихости въ нравъ, ниже слабаго желанія угождать -- чтобы ни ласковыя слова, ни учтивства, ни ласкательства не побуждали тебя отступить ни на пядь отъ тѣхъ намѣреній, кои чинить тебѣ разсудокъ и благоразуміе повелѣваютъ. Не оставляй твоего предпріятія; съ твердостію настой и найдешь, что большая часть вещей до коихъ мы добиваемся, суть возможны. Уступчивая и боязливая скромность всегда принуждена бываетъ претерпѣвать обиды и оскорбленія отъ несправедливыхъ и нечувствительныхъ: но скромность сопровождаемая твердостію и рѣшительностію, всегда бываетъ почитаема и увѣнчеваема успѣхомъ.

Въ дружествъ твоемъ и союзахъ, такъ-же и во враждахъ правило сіе особливо полезно. Твердость твоего духа, да сохраняетъ и привлекаетъ къ тебѣ любовь другихъ: но при этомъ поступки твои да препятствуютъ врагамъ твоихъ друзей учиниться твоими. Непріятели твои да обезоружатся кротостію твоихъ поступковъ; но при томъ да возчувствуютъ непоколебимость твоего гнѣва: ибо великое есть различіе между слабымъ и рѣшительнымъ защищеніемъ себя; первое есть знакъ малодушія, послѣднее же всегда основано на благоразуміи и справедливости.

Нѣкоторые не могутъ обращаться вольно и учтиво съ тѣми, коихъ почитаютъ себѣ совмѣстниками или противниками, но безъ сихъ случайныхъ обстоятельствъ они любили бы ихъ и почитали. Находясь съ такими людьми въ бесѣдѣ, показываютъ они въ разсужденіи ихъ свое опасеніе и другія непристойности; ищутъ случаевъ къ оказанію сихъ чувствованій, и такимъ образомъ изъ временныхъ и случайныхъ противниковъ дѣлаютъ ихъ себѣ врагами. Сіе показываетъ великое малодушіе и столь же вредно, какъ и при отправленіи дѣлъ безвременное негодованіе. Важное дѣло всегда будетъ имѣть желаемый успѣхъ, если произведеніе его руководствуется здравымъ разсудкомъ и истиннымъ благоразуміемъ. Въ таковыхъ случаяхъ гораздо лучше быть учтиву, обращаться вольно и безъ всякаго принужденія съ такимъ человѣкомъ, коего намѣреніямъ вопреки дѣйствуемъ: сіе обыкновенно называется великодушіемъ; но по справедливости назваться можетъ здравымъ разсужденіемъ и благоразуміемъ. Способъ въ исполненіи какого нибудь дѣла, столь же бываетъ важенъ какъ и самое дѣло, а иногда еще и важнѣе. Благопріятностію можемъ иногда снискать себѣ врага, а обидою иногда друга, смотря по различію способовъ въ произведеніи того употребляемыхъ. На конецъ, кротость въ поступкахъ соединенная съ твердостію духа, есть краткое, но полное описаніе человѣческаго совершенства въ разсужденіи свѣтскихъ должностей, закономъ и нравственнымъ ученіемъ предписываемыхъ.