На картах, составлявшихся до Октябрьской революции, полярные страны большей частью оставались «белыми пятнами» — неведомыми, неисследованными краями.
Когда в прошлом (XIX) столетии предприимчивый промышленник подал правительству записку, где говорил о необходимости развития Севера России, то один из царских сановников ответил ему, что на Севере невозможны ни хлебопашество, ни промыслы, а поэтому нужно переселить оттуда жителей во внутренние области государства…
Нужно ли после этого удивляться, что царское правительство, продавши американцам за бесценок полуостров Аляску, было уверено, что совершило очень выгодную сделку?
А предприимчивые американцы проложили в этой стране дороги и вывозят оттуда одной рыбы и пушнины на десятки миллионов рублей. Помимо этого, на Аляске были открыты богатейшие золотые россыпи. Планомерное, организованное изучение наших полярных стран началось только тогда, когда они стали советскими. Не спортивные цели, не сенсационные открытия толкают наших ученых, а задача всестороннего освоения Арктики путем систематической, упорной работы имеющей колоссальное значение для нашего социалистического хозяйства.
— Погода делается на Севере, — сказал известный советский ученый проф. Визе.
Здесь, на Севере, зарождаются циклоны и антициклоны, которые определяют погоду и в наших широтах. Здесь находится как бы гигантское хранилище вечных льдов и холодного воздуха, который доходит вглубь материка. Научные исследования показали, что именно в полярном районе определяются условия погоды для целого полушария. И только зная эти условия, можно научно предсказать погоду, количество атмосферных осадков, определить, какое будет лето — сухое, или влажное и т. д. Понятно, какое огромное значение имеет это для нашей страны, и в первую очередь для сельского хозяйства.
На десятки тысяч километров советские берега омываются северными морями. Изучить эти моря, проложить и освоить пути вдоль наших морских берегов — это значит овладеть теми богатствами, которые хранит советский Север. А богатства эти неисчислимы: уголь и нефть, богатейшие руды, золото, платина — все это найдено за последнее время в различных точках далекого Севера. Промыслы рыбы и морских животных, ценная пушнина, необъятные лесные массивы — все это имеется в изобилии в отдаленных холодных странах. Но как это добыть оттуда, каким путем вывезти? Наиболее коротким, наиболее выгодным путем является Северный морской путь. Этот путь проходит целиком по нашим, по советским морям. Этот путь открывает выход к громадным областям, расположенным по рекам Енисею, Лене, Колыме.
На сегодняшний день нами полностью освоена западная часть Великого северного морского пути — в устье сибирских рек Оби и Енисея. Каждое лето в устье этих рек идут караваны судов, сопровождаемых ледоколом. Это наши так называемые «карские экспедиции», которые дают выход сибирскому сырью на внешний рынок и снабжают Сибирь машинами и промышленными товарами.
Карские экспедици вызвали колоссальный эффект в экономике сибирского Севера, они оживили его, создавая основные предпосылки для его заселения и индустриализации, и способствуют развитию там социалистической культуры и экономики.
Теперь очередь за восточной частью Северного морского пути. Освоение этой части морского пути — плавание в устья рек Колымы и Лены — наша очередная задача:
От успешного разрешения этой задачи зависит дальнейшее оживление и индустриализация советской Якутии и Чукотской земли, отстоящих от железной дороги на тысячи километров; организация регулярной морской связи с ними будет иметь колоссальное значение для этих областей.
Отсюда понятно то громадное внимание, которое уделяется освоению Северного морского пути всей нашей страной, нашей партией во главе с тов. Сталиным.
Сейчас уже сотни суден проходят устьями великих сибирских рек и Карским морем, которое называлось до того «ледяным мешком». Новая жизнь мощно расцветает в этих еще недавно пустынных краях, здесь сооружаются новые порты, строятся новые селения и целые города.
В 1932 году ледокол «Сибиряков», впервые в истории человечества, совершил героический переход — за одну навигацию, без зимовки прошел Великий северо-восточный морской путь, который соединяет Атлантический и Тихий океаны. Путь от Архангельска до Берингова пролива был пройден за 64 дня. Поход «Сибирякова» доказал всему миру несостоятельность рассуждений о том, что Северным морским путем невозможно пользоваться. Громадное значение этой славной экспедиции было оценено в приветствии т.т. Сталина, Молотова, Ворошилова и Янсона:
«Горячий привет и поздравления участникам экспедиции, успешно разрешившим историческую задачу сквозного плавания по Ледовитому океану в одну навигацию. Успехи вашей экспедиции, преодолевшей неимоверные трудности, еще раз доказывают, что нет таких крепостей, которых не могли бы взять большевистская смелость и организованность».
Начальником экспедиции на «Сибирякове» был тов. Шмидт, капитаном ледокола — т. Воронин. После этого перехода «Сибирякова» в 1932 г. в Москве при СНК СССР было образовано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП), во главе с т. Шмидтом О. Ю. Вся организационная и научно-исследовательская работа по изучению и освоению Северного морского пути возложена на это управление.
В 1933 году советская экспедиция во главе с ее начальником т. Шмидтом и капитаном т. Ворониным снова вышла в плавание, но уже не на ледоколе, а на пароходе «Челюскин».