Родина Антонія Добрянского.
Въ повысшихъ четырехъ уступахъ сего нашого дѣльца мы подали описаніе жизни и дѣятельности славного душпастыря Валявы, и здавалося бы природно: що съ извѣщеніемъ o eгo смерти уже все дѣло и скончено.
A однакожь -- якъ коли видишь благородное дерево, добрый овощъ въ услажденіе людямъ приносившое, a на-разъ нечаянно заумершое; то хотя тяженько o немъ зажуришся, но всетаки еще розглядаешь, розсмотрюешь любовно: якіи были коренѣ того доброго дерева и якіи суть изъ него лѣторосли, що снова такій-же людямъ принесутъ добрый плодъ.
Вотъ въ томъ то и есть причина, для которои мы, розсказавши все по знанію нашому примѣчательное o покойномъ о. Антонію Добрянскомъ, желаемъ еще досказати где-що o eгo poдинѣ, именно o его предкахъ, сродннкахъ и потомкахъ.
Начиная отъ родныхъ родичей о. Антонія, розскажу коротко лише тое, що узналъ я отъ него-же самого при случаю близшихъ съ нимъ сношеній моихъ въ Перемышли.
Отецъ его Михаилъ Добрянскій былъ человѣкъ не такъ веселого настроенія чувствъ, якъ больше съ серіознымъ и смутнымъ на свѣтъ поглядомъ; но за то мати Марія изъ Федоровичевъ Добрянска усчастливляла родину милымъ пожитьемъ и примиряла своего мужа съ Божимъ свѣтомъ, который онъ иначе може былъ бы знелюбилъ и стался бы отлюднымъ. -- Дальше o Михаилѣ Добрянскомъ знаемъ изъ епархіального шематизма, що онъ яко парохъ села Молошковичъ упокоился на 64 году жизни въ томъ-же селѣ д. 1 декемврія 1846 года.
Бpaтeй o. Антоній имѣлъ трехъ: Льва, Афанасія и Виктора, -- сестеръ же двѣ: Наталію и Розалію. Всѣ они молодшіи были отъ него вѣкомъ, и только двое изъ нихъ пережили его, своего найстаршого брата, и жіютъ да нынѣ именно: наймолодшій братъ Bиктopъ, высвященный безженнымъ уже по смерти отца своего Михаила въ 1849 г., нынѣ парохъ въ Смольнику Затварницкого деканата, a сестра Наталія, выданная за-мужъ въ 1834 г. за о. Григорія Typaшa, который яко душпастырь померъ 1862 г. въ селѣ Буновѣ, где нашъ Антоній Добрянскій былъ родился.
Отъ 1835 г., коли о. Антоній черезъ женитьбу сталъ членомъ знакомитои родины Желеховскихъ, отцемъ-головою цѣлого сродного ему семейства уважанъ былъ тогдашній деканъ-парохъ въ Вышатычахъ, o. Bacилій Жeлexoвcкiй. A былъ тотъ о. Василій мужъ загально y людей почитаный не только за-для честного характера и яко добрый другъ школьный епископа Снѣгурского, но также за великіи заслуги своего дѣйствованія отличенъ найвысшими достоинствами, якихъ сельскій душпастырь за жизни своей дослужитися може. Подъ тымъ отже послѣднимъ взглядомъ былъ онъ предшественникъ и нѣяко прототипъ или первобразъ зятю своему Антонію Добрянскому, который послѣ него тыхъ-же самыхъ найвысшихъ отличій, не убѣгаючись за таковыми, въ житью своемъ дослужился.
Яко o примѣчательномъ мужу своего времени написалъ o немъ самъ-же о. Антоній " Пoсмepтное воспоминaніе ", которое въ 1858 г. напечатано было въ вѣденьскомъ " Сіонѣ " (ч. 13), и изъ которого мы для нашой цѣли только въ скороченью слѣдующіи извѣстія наводимъ:
" Василій Желеховскій родился въ 1782 г. и высвященный на 25 роцѣ своеи жизни сталъ уже въ 1808 г. парохомъ въ селѣ Вышатычахъ коло Перемышля, где и дѣйствовалъ славно ажь до 1840 г. Первымъ его дѣломъ въ Вышатычахъ было пріукрашеніе мѣстцевои церкви и заведеніе народнои школы, "однои -- якъ росповѣдае о. Добрянскій -- изъ найпершихъ школъ народныхъ Перемышльскои епархіи, котору дѣти численно посѣщали и изъ которои въ теченіи часу выйшло колькохъ священниковъ. Для недостатку Букварей въ оныхъ часахъ, о. Василій Желеховскій списовалъ самъ власною рукою таблички съ азбукою и слогами и роздавалъ ихъ дѣтямъ, изъ которыхъ тіи же буквы познавати, складати и читати училися. Наука въ той школѣ съ такъ краснымъ поступовала успѣхомъ, що тогдашній епископъ Михаилъ Левицкій видѣлся споводованнымъ донести o томъ цѣсарю Францу I., который въ 1816 и 1818 г. о. Василію за тое похвальныи рѣшенія на руки реченного епископа переслати благоволилъ. О. Василій Желеховскій въ нагороду за свою дѣятельность именованъ былъ въ 1816 г. вице-деканомъ, въ два лѣта потомъ школъ народныхъ Перемышльского округа надзирателемъ, въ 1830 г. деканомъ Перемышльскимъ, a при томъ въ 1834 г. консисторскимъ референтомъ, въ 1837 г. проповѣдникомъ при церкви престольной въ Перемышли, также учителемъ нѣмецкого и церковного языка въ институтѣ дьяковъ и учителей школъ народныхъ, a еще и вице-ректоромъ того-же института, для которыхъ то такъ рожнородныхъ обовязковъ онъ що-тыждня долженъ былъ ѣздити изъ Вышатычъ до отдаленного на немаль двѣ милѣ Перемышля, a кромѣ того еще обовязанъ былъ неразъ (якъ то въ 1834, 1838 и 1839 г.) сопровождати епископа Снѣгурского на визитахъ его каноничныхъ по епархіи -- и тое все дѣлалъ онъ не для якого личного зыску, но изъ любви для своего школьного друга епископа и въ цѣли служенія доброй русско-народной справѣ. Ажь по 32 лѣтахъ таковои честнои и полезнои для Вышатычъ и Перемышля службы сталъ онъ душпастыремъ въ большой парохіи Старомъ-Мѣстѣ, a въ два лѣта потомъ почетнымъ крылошаниномъ, та яко такій онъ скончался тамъ же на 76 роцѣ жизни въ 1858 г."
Що такъ знакомитый заслугами и отличіями человѣкъ, якимъ былъ о. Василій Желеховскій, ставшій нашому о. Антонію отъ первыхъ лѣтъ его священническои дѣятельности отцемъ-головою его семейства, имѣлъ великое вліяніе на жизнь своего близкого сродника-зятя, o томъ ни найменьше не можно сомнѣватися. -- Видимъ только изъ сего примѣра наглядно: що доброе потягало за добрымъ и въ томъ-же добромъ еще укрѣпилося, еще стало лучшимъ и на славу Бога и людей въ прекрасныи плоды обыльнѣйшимъ.
О. Василій Желеховскій оставилъ четырехъ сыновъ и двохъ зятей, всѣхъ самыхъ священниковъ, которыи еще за eгo жизни достигли само-стойного быту и соотвѣтныхъ заслугамъ своимъ почестей. Найстаршій сынъ Іосифъ и оба зятѣ, Антоній Добрянскій и Максимиліанъ Лyкaшeвичъ, были парохами въ одномъ и томъ-же деканатѣ Перемышльскомъ, именно первый въ Яксманичахъ, вторый въ Валявѣ, третій въ Вышатичахъ; два середущіи сыны Михаилъ и Антоній переселились въ львовскую архіепархію, где первый сталъ парохомъ въ Орявчику, вторый въ Козёвой, скольского деканата, a наймолодшій сынъ Юстинъ Желеховскій есть отъ 1849 г. катихитомъ при гимназіи въ Перемышли, въ которомъ то званіи онъ отличенъ также другими почестями отъ духовнои власти и пользуючися популярностію въ цѣлой епархіи, на благо Руси и нынѣ дѣйствуе.
Старшая изъ двохъ дочерей о. Василія, Юліянна, была имеино женою нашого о. Антонія Добрянского, и o ней то -- по моему лич-ному знакомству съ нею--записую лишь тіи короткіи a много значущіи слова, якіи самъ о. Антоній въ вышепомянутомъ "Посмертномъ воспоминаніи" записалъ o еи-же родной, еще въ 1834 г. упокоившойся матери: Была то жена, которая могла быти образцемъ всякои честноты для каждой женщины, котора, исполняючи вѣрно должности супруги, матери и господынѣ дому, искреннимъ наслаждалася почитаніемъ всѣхъ знаемыхъ"; -- Она, вдова по о. Антоніи, жіе нынѣ въ домѣ наймолодшого сына своего Юліяна въ мѣстечку Рымановѣ сяноцкого округа.
Познавши честныхъ предковъ и найблизшихъ сродниковъ о. Антонія Добрянского, згадаемъ еще где-що o eгo дѣтяхъ:
Оставилъ онъ въ живыхъ -- трехъ сыновъ: Михаила, Ивана и Юліяна, o которыхь, знаючи ихъ отъ юношескихъ и дитинныхъ лѣтъ особисто, могъ бы я по достойности ихъ еще немало замѣчательного росповѣсти; однакожь я воздержуюсь отъ подобного труда, a згадаю o нихъ лишь коротенько, выражая при томъ сіе мое искренное желаніе, щобы каждый изъ нихъ дѣлами своеи жизни самъ доводно заявилъ o собѣ: якого онъ батька сынъ, изъ якого гнѣзда, изъ-подъ якого сердця онъ выросъ и выплекался!
Изъ-подъ опѣки и руководства такого отца -- не диво, що всѣ три сыны -- каждый точно въ своемъ часѣ - выйшли на людей. И такъ найстаршій сынъ Михаилъ, по оконченью богословія оженившися въ русскомъ домѣ Полянскихъ и посвященный въ Перемышли 1862 г., сталъ завѣдателемъ капеляніи въ Болестрашичахъ Перемышльского деканата, a въ 1868 г. переселился въ Холмскую епархію, где онъ нынѣ ректоромъ духовного сѣменища въ Холмѣ.
Середущій сынъ Иванъ, докторъ правъ, сталъ отъ 1868 г. знаменитымъ краевымъ адвокатомъ во Львовѣ, откуда слава ето умно-правничого и патріотичного дѣйствованія чѣмъ-разъ больше ширится и стается розголосною въ Галичинѣ; наконецъ наймолодшій сынъ о. Антонія Юліянъ, есть ньнѣ адъюнктомъ повѣтового суда въ Рымановѣ мѣстечку земли Сяноцкои.
A щобы дати въ заключеніи сего уступа хотя одинъ прмѣръ того: яка искрення любовь взaимнa владѣла въ poдинѣ о. Антонія Добрянского, записуемъ еще слѣдующое, всякои хвалы достойное событіе:
Коли въ 1857 г. мати Юліянна небезпечно занедужала была отъ рожи въ нозѣ и перемышльскіи лѣкари не ручили уже за еи вылѣченье, то сынъ Михаилъ въ часѣ вакацій нарочно отправился до гомеопатичнои школы доктора Альфреда Дюцена въ Ангальтъ-Кетенѣ (въ Нѣмеччинѣ), где и отбылъ цѣлый курсъ наукъ изъ гомеопатіи едино съ тою цѣлію: щобы тяжко болѣющую матерь власными силами и доглядомъ сыновнымъ исцѣляти. И Богъ сіе пожертвованье и благородный подвигъ сына поблагословилъ: на радость всѣхъ сыновъ жіе мати ихъ здорово и донынѣ.
О томъ-же Михаилѣ Добрянскомъ извѣщаемъ еще при случайности, що онъ, послѣдуючи примѣру своего отца въ литературныхъ занятіяхъ, коли былъ еще капеляномъ въ Болестрашичахъ подъ Перемышлемъ, написалъ коротку, но полную " Исторію Галицкои Руси ", которую передалъ былъ для изданія нашой русской Матицѣ, но котора-- съ сожалѣніемъ скажемъ -- еще и до-нынѣ не есть напечатана.