Поселившись на Испанской площади, где предпочитали останавливаться с о стоятельные путешественники, Демидовы начали знакомство с Вечным городом с осмотра собора святого Петра. Затем был Ватикан, папская резиденция, дворцы которой украшены прекрасными античными статуями, фресками Микеланджело и Р а фаэля.
За месяц пребывания в Риме у Демидовых было множество интересных встреч с самыми разными людьми. Среди них -- семья последнего претендента на британский престол из династии Стюартов, знаменитый кардинал Бернис, французский посол при папском дворе, и сам папа римский Климент XIV.
Как и в других городах Италии, были посещения театра и благотворительных заведений, покупки картин и предметов старины. Но главным, конечно же, было приобщение к свидетельствам истории великого города, любование собранными в нем сокровищами искусства разных эпох и народов, его неповторимой архитект у рой.
Никита Акинфиевич был, безусловно, человеком с редким и в наши дни пон и манием значения памятников истории и культуры. Это прямо выражено в записи в "Журнале...", посвященной Колизею: "Весьма сожалительно, что позволено было в разные времена из сего строения брать камни на выстройку знатных домов в Р и ме, вместо того надлежало бы его починивать, и таковую древность сохранять, а не разорять".
Методично осмотрены были Демидовыми и другие древнейшие памятники римской архитектуры и искусства: Пантеон, Форум, колонна Траяна, арка Константина, а также привезенные римскими императорами и папами в свою столицу обелиски из Египта и христианские реликвии из Иерусалима. Проходя по скрытому толстым слоем земли древнему римскому Форуму, Никита Акинфиевич и Александра Евтих и евна, конечно же, не предполагали, что через каких-нибудь девять месяцев у них родится сын, который спустя сорок с лишним лет предложит властям Рима произвести планомерные раскопки Форума на свои средства. Впрочем, римские власти неблагоразумно откажутся от великодушного предложения русского мецен а та Николая Демидова, а тот не проявит в этом деле должной настойчивости.
На смену Риму античному, языческому, с IV века постепенно приходил Рим средневековый, христианский, от которого также сохранилось немало удивител ь ных памятников, таких, как базилики св. Павла и св. Иоанна Латеранского. З а тем -- эпоха Возрождения, когда заново были открыты и осмыслены богатства а н тичной культуры и искусства, а Рим вновь по праву стал центром культурной жизни Европы. Эти последовательные культурные наслоения, творческое развитие лучших традиций прошлого и создали удивительный феномен, имя которому -- Рим.
Кажется, Демидовы за этот месяц побывали в самом Риме и его окрестное тях везде, где можно было видеть все лучшее в античном и ренессансном искусстве: во дворцах и виллах Барберини, Боргезе, Колонна, Людовизи, Памфили, Фарнезе и других известнейших римских родов. Во время загородных прогулок они посетили еще два городка Фраскати и Тиволи (знаменитый памятью о тибурнинской сиви л ле), любовались прекрасными видами римских окрестностей, приобретали саженцы деревьей для своих оранжерей в России.
Рим -- мировая столица католицизма, но в городе были и храмы других рел и гиозных конфессий, в том числе для православных и униатов. Униатская церковь не признавалась Русской православной церковью, но это не помешало Никите Акинфиевичу посетить храм римских униатов, что свидетельствует о широте его взглядов в вопросах свободы совести и вероисповедания. Побывали Демидовы и в церкви иезуитов -- католического ордена, деятельность которого всего несколько месяцев спустя была запрещена папой римским.
В последние дни своего пребывания в Риме супруги Демидовы стали свидет е лями и участниками знаменитого римского карнавала. Украшенные окна и балконы домов, нарядные костюмы и радостные лица людей, кукольные представления и м у зыка на улицах города -- все это было так необычно для россиян и в то же время напоминало родную русскую масленицу. Пожалуй, только конские бега на Корсо сравнить им было не с чем.
В середине февраля Демидовы и Шубин стали готовиться к дальнейшему пр о движению в глубь Италии, целью которого были Неаполь и его окрестности. Без знакомства с этой частью страны представление о ней было бы неполным.
Приближаясь же к Риму, издалека еще виден купол церкви святого Петра1, превышающийся и господствующий над прочими зданиями, подобно как святого Павла в Лондоне.
В Рим прибыли, как я уже выше сказал, в 6 часов пополудни 1 7 числа декабря { Читать: ян варя (явная описка). }.
При самом въезде в вороты, porto papolo2 называемые, представляется довольно обширный плац, посредине которого поставлен превеликий обелиск3, а не в дальном расстоянии от него находятся две церкви одинакой фасады4, построенные для наблюдения симметрии, делающие полукружие и разделяющие три большие улицы5, называемые: 1) Strada di corso, или "Улица Бега", в которой и в самом деле бывает лошадиной бег; 2) Strada di Ripeta идет к другим воротам, так же называемым; и 3) Strada del Babuino ведет на плац, Испанским имянуемый6, где мы, наняв себе дом, и жить расположились. В тот вечер посетил нас живший здесь в Риме его высокопревосходительство генерал-поручик и кавалер Иван Иванович Шувалов7, с которым мы время препроводили весьма приятно.
18- го числа поехали смотреть как первого и превосходящего здания церкви святого апостола Петра, стоящей в конце северо-западной стороны города Рима за рекою Тибром в Леонинском предместий при подошве горы Ватикана8.
Приезд к сей церкви представляет вид наивеликолепный и огромный чрез две площади, из которых первая ничем не застроена, а другая окружена колоннами и статуями мраморными, где имеются и переходы, примыкающиеся к церковной фасаде.
Посредине площади поставлен египетский обелиск, сделанный из одного цельного камня восточного гранита в 74 фута, а весь с пиедесталом и с крестом наверху, имеющимся в 124 фута вышины. Он к большему украшению вкруг обведен балюстрадом белого мрамора с четырьмя медными вызолоченными львами. По бокам его в довольном расстоянии находится два фонтана, или водомета, биющие с изобильностию беспрестанно. Вода приведена в них с полей Тревиньяских, из озера Бранчиана9 за 35 верст от Рима; в обоих же фонтанах столько воды, что довольно бы было для самой большой мельницы.
Площадь, что за обелиском и фонтаном, прикосновенная к церкве, вымощена вся плоско тесанным большим камнем и идет к фасаде церкви с возвышенностью и оканчивается ступенями из мрамора. Наверху имеется площадка, на которой встречают Папу, императоров и королей, когда они церемониально шествуют в церковь. В фасаде церкви видны пять больших отверстий и по местам ниши, или впадины. Посредине высечен барелиев, представляющий Иисуса Христа, вручающего ключи святому Петру; над ним находятся переходы, наверху коих поставлены фигуры, Иисуса Христа с двенадцатью апостолами изображающие. Паперть довольно пространна, вымощена разноцветным мрамором. По сторонам ее сделаны два отверстия, вводящие в две галереи, соединяющие с переходами колоннады. Сии отверстия имеют предметами для зрения две статуи: Константина и Карла Великого10.
Во внутренность церкви входят чрез пять больших дверей. На правой стороне находятся шестые поменьше первых. Они закладены { Закладены -- здесь: закрыты на засов. }, называются Святыми потому, как нас уверяли, что празднование юбилея, чрез каждые дватцать пять лет происходящее11, начинается отверстием сих дверей, кои по окончании сего торжества опять закладываются.
Тогда празднуется воспоминовение открывшегося времени благодати и отпущения грехов.
Сии двери вокруг обделаны фиолетового цвета мрамором, а над ними поставлен золоченый большой крест. Из пяти больших дверей трои украшены колоннами из лучшего мрамора. Затворы средних все бронзовые и представляют несколько священных фигур.
Между входами находятся три большие надписи: первая -- булла Бонифатия Осьмого на установление для потомства празднества юбилея в 1300 году; вторая -- похвала, сделанная в стихах Карлом Великим самому папе Адриану Первому12; третия объявляет о учинении вклада святым Григорием Вторым13 на освящение сея церкви.
Вошед внутрь церкви, с удивлением смотрели на прекрасное ее расположение и повсюду зрению встречающуюся перспективу великолепной и огромной соразмерности во вкусе и в драгоценности сокровищ. Художники весьма рачительно употребили свое знание к ее украшению и к произведению в совершенство своих работ в живописи, скульптуре, архитектуре и мозаическом искусстве. В ней все и по сих пор ново, чисто, блистательно и производит должное почитание к сему важному храму.
Большой купол поддерживается четырью малыми, кои весьма удачной соразмерности в рассуждении большого. За оным находится место для хора круглообразно, или трибуна.
Вся церковь украшена большими коринфическими пилястрами, коих базы стоят на полу, антаблемент идет до самого свода, вызолоченного квадратами. В четырех нишах поставлены колоссальные фигуры. Над оными находятся четыре хора чрезмерно высокие, с коих стоящим внизу зрителям показывают в Великую Пятницу { Великая, или Страстная пятница -- день смерти распятого Иисуса Христа. } многих святых мощи.
Пол церковной сделан из разноцветных мраморных штук. Чаши со святою водою все из желтого мрамора и поставлены при входе. Оне поддерживаются младенцами, естественно и живо из белого мрамора представленными.
В последнем нише на правой стороне находится древняя бронзовая статуя святого Петра, которая в великом почтении. К ней прикладываются и целуют в ногу, от чего оная чрез столь веков истерта лощиною.
Посредине самой церкви под куполом имеется исповедалище, или гробница святого Петра, в коей за достоверно сказывали, что находятся и мощи сего апостола. Над ними поставлен жертвенник, где прежде в бывшие гонении христиане собирались и потаенно маливались.
В него сходят по мраморной леснице, на перилах коей помещено до ста серебряных лампад с маслом, всегда горящих, а внутренность оного убрана драгоценным мрамором.
На поверхности в церкви над самым исповедалищем жертвенник украшен четырьмя большими витыми сложенными и блестящими, как золото, колоннами, стоящими на четырех мраморных пиедесталах, коих средины украшены резьбою, третия часть колоннов дорожчатая { Дорожчатая -- с продольными бороздами. }. Их базисы, капители и антамблемент { Антаблемент -- верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; членится па архитрав, фриз (франц. entablement). } наипрекрасные. На них стоят на коленях четыре большие ангелы, хорошо соответствующие, и оканчиваются крестом.
Под сими столбами стоит самый тот жертвенник, на котором служит папа во всей славе. Он украшается тогда золотыми светильниками и тиарами, обогащенными алмазами. Отсюда виден поперечник сего великого здания, содержащий 428 футов длины, и весь купол, имеющий от пола до свода 340 футов и 168 футов, начиная от поддерживающих арков. В самом верху свода превечный отец мозаического изображения и шесть рядов фигур, находящихся ниже оного, представляют ангелов, Богоматерь, апостолов и разных святых. Все оные фигуры в такую оптику приведены, что, как смотришь снизу, кажутся в меру натуральную; а как входили на верхние хоры, то представлялись оные чрезвычайной величины. Наипаче у Луки-евангелиста держимое в руках перо не менее трех аршин.
Первый на правой стороне со входа есть придел Распятия, в коем находится ваяное изображение, представляющее Богоматерь, поддерживающую умирающего Иисуса Христа, сделанное Мишель Анжелем и почитаемое за шеф девр { Шеф девр -- шедевр (франц. chef d'oeuvre). }, или за первый плод дарования сего великого художника.
Плафон построенного купола, находящийся напротив сего первого придела, сделан из мозаики и почитается из лучших в сей церкве.
Во втором приделе поставлена мавзолея Христины, королевы шведской14. На ней представлено в барелиеве отрицание ее от лютеранского исповедания.
В третьем приделе гробница Сикста Четвертого14, стоящая близко жертвенника. Сделана из меди с барелиевами.
При сем третьем арке находится на правой стороне мавзолея Григория XIII16, при которой барелиев напереди изъявляет исправление григорианского месяцеслова { Испра в ление месяцеслова -- имеется в виду реформа, календаря, проведенная папой Гр и горием XIII. }, по которому и поныне следуют во всей Европе.
В четвертом пределе жертвенник украшен прозрачным алебастром, аметистом и другими камнями.
Конец сей церкви, или трибун, украшен по начертаниям Мишеля Анжеля. В своде представлен Иисус Христос, подающий ключи святому апостолу Петру, рисунка Рафаелева. На трибун всходят но двум ступеням, из порфира сделанным. Во внутренности сего трибуна представляется зрению великолепная и богатейшая кафедра святого Петра. Она помещена в другую кафедру, сделанную из позолоченной бронзы.
Сей бронзовый престол поддерживается четырьмя статуями церковных учителей, коих фигуры в 10 футов вышины поставлены на мраморных пиедесталах.
Когда Иннокентий Третий17 около 1200 года повелел возобновить мозаические изображения в сем трибуне, тогда поставил там надпись. Она есть следующая: "Верховный Петров престол; сия первенствующего апостола святая церковь есть матерь, красота и слава всех церквей".
Из числа находящихся здесь мавзолей самая лучшая есть английской королевы Марии Климентины Собеские18. Она сделана из папской казны и стоит 20 000 рублей. Гробница ее высечена из порфира, украшена позолоченною бронзового работою и покрыта одеждою из прозрачного алебастра. Фигура милосердия держит вместе с гением мозаическую картину, на которой изображено лицо сей королевы.
В приделе, устроенном для крещения, на левой стороне при входе в церковь, находятся картины также мозаические, как и во всей церкви, соответствующие своим содержанием таинству крещения. Вокруг купольного отверстия написаны сии евангельские слова: иже веру имет и крестится водою и духом, той спасен б у дет; в углах купола барелиевами изображены четыре части света, приемшие участие во благодати крещения.
Купель для крещения состоит из большой порфировой чаши, поставленной на подножии из такого же камня.
Главная картина сего предела представляет Христа, крещаемого святым Иоанном во Иордане, из мозаики сделана кавалером Кристофарием.
Священник церкви св. Петра имеет право крестить здесь от всех приходов младенцов в Риме, что многие охотно делают в рассуждении важности сего храма.
Осмотревши церковь св. Петра, были в Ватикане, папских палатах19, примыкающихся к сей церкви. Оные почитаются настоящим дворцом сих священноначальников, но для дурного воздуха совсем ныне оставлены, а живут в них только во время конклавов, или выбора из кардиналов в звание папское.
Сей дворец есть наипространнейший, и считается в нем до 11 000 покоев, но, для избежания излишней подробности, упомяну об них здесь кратко.
Называемой королевской залы стены написаны по фреску с латинскими надписьми, означающими содержание каждой.
Придел Синктинский20 был сооружен иждивением Папы Сикста IV. Мишель Анжель написал в нем весь свод в двадцать месяцев один, никем не вспомоществуем.
В церковной хранильнице, что подле сего придела, находится много сокровищ, между прочим покрывало золотое парчевое, на коем вышиты семь церковных таинств; ризы, жемчугом низанные, бриллиантами осыпанный крест, который папа носит на груди в большие церемонии, довольной величины, сафир и четвероугольный бриллиант, для его пальцов употребляемые при таковых же случаях; распятие из драгоценных каменьев, большой золотой сосуд, в который кардиналы кладут записочки для избирания пап в конклаве.
Герцогская зала, где папа в Великой Четверток омывает ноги, подражая Спасителю21, составлена из двух горниц, соединяющихся четвероугольным большим отверстием.
Четыре залы Рафаеловы занимают великое протяжение апартаментов, идущих к стороне портиков, которые не имеют никаких мебелей; ибо все стены и своды над окнами расписаны анфреско до самого пола Рафаелом и его учениками. Сия-то славная живопись столь от всех превозносится.
О Бельведере
Бельведер22 есть небольшое жилье, совсем почти отдаленное от Ватикана, с коим сообщается только подобием терраса, или открытой галереи, и во время конклавов служит убежищем папам, когда они живут в Ватикане.
Здесь в зале хранятся модели: первая -- церкви святого Петра, сделанная Сангаллом23, вторая -- всего купола, работы Мишель Анжела, и третья -- колонады св. Петра, ватиканских и монтекавальских24 палат.
Двор статуи, или Бельвельдера, есть место наилюбопытнейшее в рассуждении искусства лучших художников, потому что здесь хранятся греческие статуи в совершенной окончательности, каковых никогда нигде не бывало: Лаокон, Аполлон, Лантин и Торс.
Из коих преславный Лаокон, групп, сделанный в натуральную величину и почитаемый за первый плод дарований древности.
Здесь же на дворе хранится под деревянным навесом большая наподобие раковины чаша из одного порфирового куска, сделанная в 41 фут в окружности.
Есть и другая гранитовая овальной фигуры чаша, из одного ж куска выработанная, 72 фута в окружности имеющая.
К Ватикану примыкаются и принадлежат два сада, один называется Потаенным или Бельведерным, а другой Большим; они расположены нарочито хорошо, окружены каменными столбами и украшены бюстами, статуями, фонтанами и каскадами.
Ватиканская библиотека достойна примечания по большим в ней соборам.
В двух галереях уставлены шкафы, наполненные множеством книг, как печатных, так и рукописных, и в выборе оных почитается весьма редкою. Здесь находятся Библии: еврейские, сирские, арабские, греческие и арменские { Арме н ский -- армянский. }. Также книги до изобретения бумаги, писанные на деревянной корке, и манускрипт славнейшего италианского писателя Тасса25, превосходным штилем { Штиль -- здесь: почерк. } писанный. В той, что на правой стороне, есть два превеличайшие глобуса: небесный и земной. Здесь же хранится собрание медалей древних императоров. Оные вделаны в дощечки на шпильках, посредством коих можно каждую поворачивать, чтоб видеть обе стороны. Также и маленькие барелиевы, из камео { Камео -- резьба по камню, для которой берутся агаты или яшмы, позволяющие дать "послойное" изображение. Камея -- гемма с выпуклым изображением (франц. cam é e ). } сделанные, удивительные как искусством и разностию цветов, натурою в камнях произведенных.
Оружейная, или Ватиканский арсенал, в коем хранится оружие в довольной чистоте и множество римских шишаков и лат, любопытного смотрения заслуживающих.
Из ватиканских палат имеется галлерея в замок Сент Анжело, или "крепость св. Ангела"2", ведущая, где все папские сокровища хранятся и в которую они могут проходить, будучи никем не видимы.
20-го, то есть в воскресенье, по долгу христианскому были в греческой церкви у обедни. Оттуда заезжали к одному резчику и мозаичному мастеру, у коего купили картину его искусства, представляющую Сивиллин храм, что в Тиволе27, с видом сего города за 150 цехинов. От мозаичного мастера заезжали в дом кардинала Албания28, в нем видели, как у знающего охотника, множество редких вещей, хороших статуй и живописи.
Возвратясь домой, ездили обедать к его высокопревосходительству Ивану Ивановичу Шувалову, где было приглашено и множество иностранных; а ввечеру были в опере.
21-го ездили смотреть Колизе29. Сие здание представляет великолепный амфитеатр, издревле определенный для сражения гладиаторов, или поединщиков, и для других римских позорищ.
Оное есть круглопродолговатое строение, имеющее, как нам сказывали, 581 фут длины и 481 ширины, что и по виду не менее значит. Во внутренной окружности его считается 1616 футов. Средина прежде была пуста, усыпана песком, где бывали разные позорища; а ныне построена к левой стороне входа католическая часовня. Весьма сожалетельно, что позволено было в разные времена из сего строения брать камни на выстройку знатных домов в Риме, вместо того надлежало бы его починивать и таковую древность сохранять, а не разорять.
Сие огромное здание построено, как теперь видимо, в четыре этажа и украшено снаружи четырьми архитектурными орденами: первый, дорический, почти половину засыпан землею, над ним ионический и два коринфических, поставленных один над другим; три первые сделаны колоннами, а четвертой пилястрами { Пилястр -- плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на повер х ности стены или столба. Пилястр имеет те же части (ствол, канитель, база) и пропорции, что и колония: служит для членения плоскости стены (итал. pilastro, от лат. pila -- столб). }.
Между колоннами трех первых орденов, в стену вдавшихся почти на половину диаметра, имеется 80 поддужин, наподобие окошек, идущих около здания, а между ими два портика { Портик -- галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком (от лат. porticus). }, один напротив другого сделанные в продолговатости, вся наружность из тивольского камня, а внутренность из кирпича. Четвертый же орден имеет пилястры выпуклистые, между коими находятся четвероугольные окошки.
Что касается до прочих украшений, то оные в готическом вкусе. Константиновы торжественные вороты30. Сей монумент еще весь цел, и все в нем ясно видно, кроме пиедестала, который опустился в землю до половины своей вышины.
Под средним сводом находятся два большие барелиева, изображающие дела императора Траяна31.
Как скоро выехали из сих ворот на место, называемое Камповачино { Камповачино -- в переводе с итальянского "коровье поле" ( campo vaccina). }, то и увидели на правой руке храм Мира32, которого остались только развалины.
На площади Камповачины видели несколько фасад бывших церквей, но по большой части взору представляются руеники, или развалины; к западной стороне находятся в трех разных местах стоящие по сих пор колонны, не примыкаясь ни к какому зданию, которые увеличивают древнее великолепие сей части Рима и заставляют заключать о том украшении, которое составляло все сии монументы, когда еще были в целости.
О Кампидолии
Кампидолия, или Сенат33, заключается в преогромных палатах, построенных на горе. Все пространство оной с наклонностью ее имеет около ста сажен ширины -- от севера на полдень { Полдень -- здесь: юг. } и до двухсот -- от востока на запад.
Всход к ней по двум пространным лестницам, из коих главная наподобие винта, весьма отлого сделанная. При въезде Сенаторском усыпается оная песком, посредством сего верхом можно въезжать на самое место Кампидолия. Сия лестница обведена с обеих сторон балюстрадом34, внизу коего поставлены два большие сфинкса черного оселкового камня { Оселковый камень -- кремнезем. }, бросающие из горлов своих воду, падающую в немалые лохани. На самом верху балюстрада имеются два большие пиедестала, на коих поставлены колоссальные мраморные статуи, изображающие Кастора и Поллукса35, сидящих на лошадях.
Что касается до кампидольского места, то оное почти совсем четвероугольно и хорошего расположения.
Середнее строение напротив большой лестницы есть сенаторские палаты, совсем отменной архитектуры от боковых; они украшены коринфическими орденами и пилястрами, поставленными на их подножии. Перед сим подножием идет большая с двумя всходами лестница до самой вершины ордена. А перед нею фонтан, украшенный порфирною статуею города Рима, поставленной в нише между статуями ж двух рек, изображающих Тибр и Нил36.
Посредине кампидольского места находится славная медная статуя Марка Аврелия, сидящего на лошади37, поставленной на большом мраморном пиедестале. Сия фигура весьма хорошо вымышлена: он представлен держащий одною рукою узду, а другую протягающий, как будто бы повелевая; одет большою епанчею { Епанча -- здесь: широкий плащ без рукавов. }; лошадь же сделана весьма естественно, и, кажется, выступает иноходью. На дворе, идущем за портиком, имеется множество медных и мраморных древних и нынешних статуй, ноги и рука колосса Аполлонова. Пальцы ноги его столько толсты, как человеческий корпус, по сему можно судить и о величине оной удивительной статуи.
В четвертой горнице находится ваз с изображением четырех годовых времен и отменная статуя Геркулесова, медная, вызолоченная, греческой работы, найденная во владение Сикста Пятого38.
В большой зале находится колоссальная бронзовая статуя, изображающая Иннокентия Десятого39, сидящего во своих священо-начальнических одеждах.
Умирающий гладиатор, весьма хорошо вымышленная статуя.
Видели еще в небольшой зале, кроме многих других статуй в ней находящихся, две древние мозаические картины, найденные в вилле Адриане40, которые в Риме весьма почитаются.
В зале императоров Флора41, найденная в вилле Адриане, в совершенном расположении членов статуя.
Бюсты императоров, примечания достойнейшие: Калигулин; Мессалинин; Неронов; Юлии, дочери Титовой; Адрианов; Луция Вера и Коммодов42.
Агриппа, мать Неронова43, сидящая в креслах; естественной аттитуды и хорошего вымышления.
Фарнесские палаты44 построены на месте, Фарнесскым называемом { Т. е. на площади Фарнезе (Piazza Farnese). }. Они почитаются знатоками лучшими из всего Рима.
Перед коими имеется довольно пространное и хорошей соразмерности для дому сего место, украшенное двумя фонтанами, из пребольших овальных гранитовых чаш биющими45.
Сии палаты имеют вид прямого четвероугольника с окнами в три ряда; все строение вообще весьма огромно.
А под сводами, кругом двора идущими, находятся разные статуи. Из них лучшая -- Фарнейский Геркулес46 древней греческой работы; она была сделана Гликоном Афинцем, что видно из надписи, у ней находящейся.
При входе в залу поставлены статуи: мраморный групп Александра Фарнезе47, пармского герцога, с изображением учиненных им побед во Фландрии, Аполлон ниобе48, четыре гладиатора и осьмнадцать медных бюстов.
Тут же есть большой стол из камня porta santa, из вер антика { Верантиковыи, bp вер антика -- из зеленого мрамора (от франц. vert -- "зеленый" н antique -- "древность, антик"). }, или из зеленого мрамора сделанный.
Здешняя галлерея во всю длину украшена коринфическими пилястрами, между которыми имеются ниши со многими древними статуями и бюстами.
По выходе из палат смотрели позади оных в особенном здании наипреславную вещь из древней резьбы, где представлено изображение мнимого бога египетского быка Аписа49 с шестью фигурами, сделанного из одного мраморного куска, и вид горы, на которой все оное помещено. Сия преогромная работа, как нам сказывали, произведена Аполлонием Таурисским и перевезена из Родоса в Рим.
Отсюда поблизости заходили видеть также и дом, называемый Palazzo pichini 50 y в нем удивительные видели древности. Но отменнее прочих прекрасная греческая статуя, сделанная из паросского мрамора, изображающая Молеагра51.
22-го. Ездили смотреть церковь, именуемую Santa Maria degli Angioli, или Шартре52, в ней достойного любопытства видели восемь гранитовых древних колонн, которые имеют до 42 футов вышины, включая базисы и капители.
По выходе отсюда были в церкви, называемой Santa Maria Maggiore 53, в ней мозаическая работа изображает житие Пресвятой Богородицы.
Напоследок не преминовали осмотреть славную архитектурою и богатым украшением церковь Иоанна Латеранского54, коей фасада составлена из одного ордена композических мраморных колоннов.
В портале оной, сверх главного входа, отменнее всего имеется папское место, поддерживаемое четырьмя красного восточного граниту колоннами55. А в трапезе, в имеющихся нишах, поставлены из белого мрамора статуи двенадцати апостолов довольно хорошего искусства. Алтарь украшен из крепкого полупрозрачного паросского мрамора, а тайная вечеря представлена в вылитом из серебра барелиеве.
Около алтаря поставлены четыре верантиковые колонны и четыре бронзовые, имеющие 9 футов в окружности, дорожчатые и позолоченные.
Последний и наилучший изо всех приделов в церкви Иоанна Латеранского есть папы Корсиния Климента Второго надесять56, убранной коринфическим орденом; картина жертвенника представляет Андрея Корсиния, сделанная из мозаики; сей придел украшен многими колоннами, из них два вер-антиковые и четыре порфировые с капителями и базами медными, из огня вызолоченными.
Обитель, примыкающаяся к ризнице Латеранской церкви, достойная также быть зрима. В ней множество сохраняется древних надписей: еврейских, греческих и латинских; два стула, один из них порфировый, на которой садятся новопоставленные папы.
Египетский обелиск57, что на месте напротив Иоанна Латеранского, и улицы Марии Мачжоре. На нем находятся множество иероглифических фигур, вышина его от земли до вершины креста считается 140 футов.
Напротив церкви Иоанна Латеранского имеется святая лестница, по-италиански называемая Scala santa 58, с церковью, составленною из четвероугольника довольно хорошей архитектуры, украшенная двумя малыми орденами, дорическим и ионическим. Сия лестница есть славное { Славное -- здесь: знаменитое, известное. } святилище, сделанное Сикстом Пятым из 28 ступеней белого мрамора, почитаемых за самые те, кои были в Пилатовом доме; и, как нам сказывали, будто, привезены из Иерусалима в Рим, набожные люди всходят по ней на коленях из почтения.
Вороты святого Иоанна59 находятся во сте саженях от церкви; чрез них-то ездят во Фрескати, Албано, Марино и Кастелгандорфо. Отсюда так называется большая дорога в Неаполь.
23-го. Осмотря сие, на другой день, то есть за ненастною погодою, из квартиры не выезжали.
24-го. Были в Ротонде, или славной церкви, Пантеон 60 называемой; перед оною находится водомет, сделанный из белого мрамора четвероугольником, посредине коего поставлен египетский обелиск. Внутренность ротонды украшена коринфическим орденом весьма хорошей соразмерности, а восемь жертвенников, занимающие окружность церкви шестнадцатью колоннами, из коих четыре порфировых, столько ж желтого древнего мрамора и восемь грановитых.
25-го. По причине болезни Александры Евтиховны не выезжали с двора во весь день.
26-го. Осматривали езуитскую церковь61, весьма огромную, наподобие продолговатого четыреугольника, коей фасады из тивольского крепкого камня, траверетном { Траверетино -- травертин, белый (итальянский) известняк, известковый туф (итал. travertino). } называемого; внутри главный престол украшен шестью колоннами желтого мрамора.
В приделе святого Игнатия62 имеются колонны медные вызолоченные, а колюноры { Колюноры -- вместо канелюры -- продольные желобки по всей длине колонны. } их, как и ниш, убраны лапис ладзюлем. Фигура святого Игнатия имеет девять футов вышины, с тремя ангелами, вылита из чистого серебра и поставлена в сей нише; а крест, сим святым держимый, украшен разными драгоценными каменьями.
27-го поутру были в греческой униятской церкве63, слушали обедню, а оттуда заезжали в дом Панфилиев, или Palazzo pamfili 64. Видели притом наилучшие палаты на площади Навонской65, а в них галерею, расписанную наподобие барелиевов с искусными оттенями, столь сходно под штукатурную работу подходит, что обмануться почти можно.
28-го. Ездили смотреть церковь святого Павла66. Сказывали нам, что прежде сего от самых ворот святого Павла до церкви на две версты с четвертью был построен портик, поддерживаемый мраморными колоннами, покрытый свинцом с позолотою; а ныне по дороге сей нами видимы были только кустарник, садовые стены и две часовни.
Церковь же святого Павла бенедиктинов67 есть одна из старейших римских, где и святый Павел, за проповедь Христову замученный, похоронен.
Длина ее 244 фута, выключая святилище, где находится престол; а ширина 140 футов. Разделена на 5 трапез и поддерживаема четырьмя рядами древних больших около 80 колоннов, средней трапезы в 34 фута вышины, сделаны из одного куска паросского мрамора, третью долю дорожчатые, что весьма редко в древности находится. Колонны коринфического ордена взяты из Адриановой мавзолеи68, прочие же колонны из граниту, из других разных мраморов и 30 из порфиру. Четыре другие порфировые колонны, поддерживающие балдахин большого престола, имеют двадцать футов вышины. К сему престолу входят по двум мраморным лестницам, коих арки поддерживаемы десятью, до двух аршин в диаметре толщины имеющими, гранитовыми колоннами.
Трое дверей церкви святого Павла -- медные, украшенные барелиевами. Есть также святая дверь у сей церкви, которую отворяют в год Юбилея, с таковыми же обрядами, как и у святого Петра.
Осмотревши здесь все достойное примечания, заезжали в увеселительный дом принцов Фарнесских69, который славен прекрасными садами, вдоль по реке Тибру расположенными, и несравненно более -- Рафаеловою живописью.
29-го числа, в 10 часов с половиною, представлены были его превосходительством Иваном Ивановичем Шуваловым к святейшему папе Ганганел-лию70, которой нас весьма принял благосклонно и ласково, разговаривал немалое время о дальном расстоянии России, о дороге и о славно гремящем победами Отечества нашего оружии, и вызывался, наконец, учтивым образом, что весьма рад, имея удовольствие нас видеть, и желает нам в чем-нибудь быть полезным. Просил, чтобы мы в случаях наших надобностей или какого от сограждан, во области его находящихся, притеснений адресовались бы к нему самому, и что он, конечно, всякое удовольствие нам окажет; за что мы, принеся благодарность, откланялись; а он при прощании наделил нас своим благословением и желал, чтоб мы веселы и здоровы были, как в его области, так и везде.
В сей духовной особе находились весьма хорошие качества и отменные свойства разума и души. По добродетельным и полезным своим делам почтен он был как от своих, так и от чужестранных, даже и от самых агличан, которые, как всем известно, не весьма любят католиков, однако ж и они сего пастыря почитали, и ни один из них не упускает по приезде в Рим явиться пред лицо его. А у одного лорда и портрет сего папы, будучи в Лондоне, видели.
30-го. Поутру в 10 часов осматривали дом принца Коннетабля Колонна, по-италиански называемой Palazzo Colonna 71, построенный у подошвы Квиринальской горы. Сады его простираются даже до самой вершины ее.
В лучшие апартаменты сего дома входят по лестнице, украшенной любопытства достойными статуями. Галерея с коринфическими пилястрами древнего желтого мрамору.
Библиотека колонновых палат отвечает всему нельзя желать лучше, как своим пространством, так и множеством книг печатных и письменных, в хорошем порядке и чистоте сохраняемых.
Сей же день по приглашению обедали мы у французского посла кардинала Берниса72, а остаток дня препроводили в театре, где будучи с удовольствием слушали приятную инструментальную и вокальную славных кастратов музыку.
31-го числа не преминули быть и в Барбариниевых палатах73, принадлежащих палестринскому принцу, где славный сад с разросшимися лавровыми и кипарисными деревьями и виноградными кустарниками, которыми занятое место составляет остров, простирающийся более ста сажен во все стороны, хотя и в середине города и на горе Квиринальской.
февраль
1-го числа сего месяца в 8 часов поутру, наняв четверню лошадей, ездили смотреть Фрескати. Оно находится в двенадцати милях от Рима. Дорога, идущая полем, на коем видно несколько руеников, или старинных развалин.
Город Фрескати { Фрескати -- город Фраскати в окрестностях Рима. } поселен на возвышенности горы, он не велик, но обнесен стенами, кои сделаны наподобие бастионов. Близ ворот с приезда на пространной площади построена соборная церковь и загородный дом кардинала Петра Альдобрандия74, который по отменному виду назван Бельведером, из коего виден весь Рим с его окружностями.
Приезд к дому насажен большими кипарисными деревьями, составляющими аллеи, далеко простирающиеся; на пространном дворе первый взору представится плавно ниспадающий многими каменными уступами каскад до пятидесяти сажен вышины с вершины, называемой Алгнидовой 75, в средине коей по сторонам каскада видны стоящие два в охвате толщиною таксисовы { Таксисово дерево -- тисовое дерево. } дерева. Внизу же, у подошвы сей горы, разделяется каскад на разные беспрестанно биющие фонтаны, самой большой из них мечет воду в вышину более 35 футов, по сторонам коего имеются остатки древних гротов, и в одном из них органы, играющие приведенною машинами водою. Сад же наполнен померанцевыми, цитроновыми { Померанцевые, нитроновые деревья -- здесь; апельсиновые и лимонные. }, гранатовыми и другими редкими для нас деревьями, без всяких оранжерей растущими.
По осмотре сего дома возвратились на квартиру, отобедав же, ходили смотреть на милю расстоянием увеселительный дом, принадлежащий принцу Бургезию, называемый Монтедрагон 76. Приезд к нему усажен лавровыми большими деревьями; палаты составлены из трех больших корпусов и множества покоев. Длинная галерея украшена вся разного живописью. Здесь есть также пространный театр. Весь дом наполнен мебелями, зеркалами, люстрами, вызолоченною штукатурою, мрамором, статуями и прочим, что только может находиться в богато убранном доме, не включая дворы, каскады и оливковые рощи, но всего удивительнее -- в сем увеселительном доме находится фонтан, в которой приведена небольшая речка.
Отсюда поблизости вознамерились было прямо проехать в Тиволи ночевать, и там все высмотрев, но узнав, что мосты худы и дорога очень дурна, возвратились к ночи в Рим.
20-го. Все утро пробыли дома, а после полудни начался карнавал, и мы ходили на улицу конского рыскания { Улица конского рыскания -- т. е. Корсо, где устраивались лошадиные б е га, скачки. }. Сюда по большой части собираются всякого звания люди, чтоб видеть лошадиный бег и другие разные позорища, производимые в конце карнавала, или масленицы, которая начинается с половины сырной недели77. Около часа за полдень, когда прозвонит колокол, висящий у Кампидолия, тогда позволяется выходить из домов в масках. В остальные дни бывает множественное стечение народа. Все окны и балконы домов увешены богатыми коврами и наполнены знатнейшими зрителями обоего пола; для пешеходцев же сделаны по обеим сторонам возвышенные дороги, на коих для сего зрелища делаются из досок подмостки, везде видны сотнями полишинели, арлекины { Полишинель, Арликин (вместо Арлекин) -- крои комедии масок, имена кот о рых стали нарицательными. } и другие странные фигуры, говорящие народу и бросающие прянишные орехи в мимоходящих. Лакеи и кучера также переряжаются; кареты и разные колесницы, наполнены маскированных господ, везутся шагом и в два ряда: один в ту, а другой в другую сторону улицы.
А по прочим улицам только и видны кукольные комедии, толпы людей, стекающиеся как для смотрения оных, так и плясок под выбиванием пальцами по маленькому барабану, трескони называющемуся.
Лошадиный бег начинается с середы. А чтоб маски посторонились и очистили дорогу, бьют несколько в барабан. Лошади стоят за толстою веревкою, натянутою у обелиска, что у тополовых ворот { Имеются в виду ворот а Порта-дель-Пополо. }. И как только услышат трубу, то в минуту опустят веревку, и лошади поскачут без седоков, а только с привязанными на спине медными с иголками шариками, кои их колют и побуждают бежать, как наискоряе. От веревки обыкновенно нет более триста шагов пустого места, а прочее все заставлено бывает людьми, и лошади, уже сами скакавши, очищают себе дорогу. Когда же лошадь другую достигнет, впереди ее бежавшую, то кусает, бьет передом и задом, чтобы ее обежать и оставить назади. Как при пущании их, так и достижении до места палят два раза из пушки. Для остановления их в конце улицы натянуто полотно, куда они прибежавши, останавливаются, и которая всех обежит, той лошади хозяин получает назначенный подарок, состоящий из куска шелковой материи, даваемой в Риме живущими жидами при трубном игрании, а в шесть часов по учреждению { Учреждение -- здесь; установленное правило. } все расходятся по домам. И так во оных веселиях целая неделя провождается.
3-го февраля. Не преминовали быть из любопытства и в Панфилиевом загородном доме villa Panfili, или bel respiro принца Дория78, коего сады и парк имеют более шести миль в окружности.
Строение украшено двумя коринфическими орденами в пилястрах хорошей соразмерности. Фасада вся убрана барелиевами, статуями в нишах, трофеями, древними медалионами, что распоряжено кстати и нельзя желать лучше и согласуется с архитектурою преузорочно.
Во внутренности дома в антресолях находятся шкапы, наполненные китайским древним порцелином, этрусскими вазами и редкостями истории натуральной.
Здесь есть потаенный сад, в котором мы были и видели довольно хорошие мраморные греческие статуи две египетские гробницы с барелиевами. Парк наполнен оленями, дикими козами и другими зверьми, к увеселению и охоте служащими.
4-го числа были у антиквариев, или продавцов разных древних вещей.
5-го получили из Москвы печальные письмы, чрез кои уведомились о кончине Евтихия Ивановича Софонова, родителя Александры Евтиховны.
6-го поутру в 9 часов были в палатах Иустиниановых Palazzo Giusti nianf 79, которые достойны примечания потому более, что наполнены барелиевами и древними мраморными статуями, коих из лучших считается до шестидесяти.
Сего числа после обеда Александру Евтиховну посетить благоволила ее светлость английского претендента супруга; а на другой день, то есть 7-го числа, Никита Акинфиевич ездил с благодарным визитом к ее светлости, где супругом ее приглашен был к обеденному столу.
8-го числа были в доме Санкто Крочевом, или a palazzo St. Croce so, построенном на Бранкинской площади; в них любопытного довольно много находится, а особливо древних статуй и барелиевов.
9 -го числа после обеда, наняв четверню лошадей, отправились в Тиволи чрез вороты святого Лаврентия, по дороге, называемой Тибурна81. В четырех милях от Рима переезжали реку Тивероню по каменному мосту, называемому Mammolodi mammea82, a в пяти милях переезжали в город через серной превонючей воды ручей. Оттуда приехали уже в сумерки ночевать в трактир.
10-го числа отправились в наш путь, дабы осмотреть все любопытства достойные вещи. Город Тиволи довольно по своему пространству населен; земля его, как сказывали нам, плодородна, и жители изобилуют вином и превосходным оливковым маслом.
Всего удивительнее в здешнем городе есть один преславный каскад. Может ли быть что-нибудь лучше для глаз любопытствующего, как видеть большую реку Тюверон в самом почти городе с горы, имеющей до 80 сажен вышины, вниз с стремлением и шумом падающую на острые каменья, который вид наводит страх и содрогание. Близ сего места на вершине холма находится древний круглый Сивиллин храм, а внизу грот.
По сей реке, сказывали нам, если кто по неосторожности версты за две от ее падения расстоянием подъедет, тот уже вовлечен бывает стремлением воды в сию пропасть и несчастно погибает. Некоторые из любопытства пускали чрез сей порог бревно, которое внизу видимо было разбито в щепы.
Перешед же по мосту и спускаясь вниз по берегу той стороны, представляется взору прелестный ландшафт Апо, и натурально растут алое манор { Алое манор -- большой алоэ (лат. aloe manor). } с цветом, музы бононы { Муза бонони -- болонская муза (лат. Musa bononi). }, пальмы, пробочные и оливковые деревья, виноградом обвивающиеся. Спустясь же гораздо ниже, открываются другие каскады от разделившейся реки Тиверона, в коих чистая, как хрусталь, вода с великою изобильностию и стремлением падает вниз по горе, обросшей от мокроты зеленым мохом, видным сквозь прозрачность оной. Ударяясь же внизу о камни, вышиною своею столь отбрызгивает далеко и на такие мелкие разделяется частицы, что кажется дымом. Не в дальнем отсюда расстоянии построен небольшой каменный мост, чрез которой мы, перешед, пришли на квартиру и возвратились к вечеру в Рим. А спустя несколько часов приехали из Парижа, к немалому нашему удовольствию, земляки наши: его превосходительство Михаила Савич Бороздин и Петр Александрович Сабакин, которые у нас на другой день 11 числа и обедали.
12-го числа никуда не ездили.
13-го числа были в Людовидиевом загородном доме villa Ludouisi 83, принадлежащем принцу Пиамбию, который находится у самых городских стен между Пиаченскими и Саларскими воротами: в нем между прочими украшениями находится отменный из египетского красного мрамора барелиев. А наипаче за редкость почесть можно превратившиеся в петрификацию, или окаменелость, человеческие кости, которые в натуральном кабинете сохраняются.
14-го числа, как время было приятное, то мы пошли посмотреть мраморный Траянов колонн. Он по справедливости великого внимания достоин и почесться может лучшим монументом. По надписи видно, что он сооружен по одержанной императором Траяном победе над дасцами84, 101-го году по рождестве Христове.
Вышина сего колонна с пиедесталом, базами и капителями { Капитель -- венчающая часть колонны, столба или пилястры (от позднелат. capitellum головка). }, наверное, полагается 118 футов, нижний диаметр 11, а верхний -- 10 футов.
Во внутренности высечена из тех же мраморных кусков до самого верху лестница, имеющая 184 ступени, для освещения которой сделано 43 окошка, а на самом верху балюстрад; сей огромный колонн, в короткое время при жизни императора Траяна воздвигнутый, надлежит смотреть внизу, потому что история разных его завоеваний изображена барелиевами искусным мастерством, в коих считается до 2500 фигур, которые увеличены по мере их возвышения и удаления из вида с наблюдением оптики, дабы все означались наилучшим образом.
15-го, 16-го и 17-го числ[а], собираясь ехать в Неаполь, находились дома, а между тем ходили смотреть Испанскую площадь, от которой начинается огромная лестница, сделанная вся из белого мрамору, восходящая на гору, называемую Пин 85, и до 50 ступеней имеющая с пространными посредине площадками, украшенными балюстрадом; не в дальнем отсюда расстоянии виден загородный дом, называемый Вилла Медицис86, великих герцогов Тосканских, на самой вершине горы Пинчио построенный. Хотя внутри города, однако ж он имеет с садом около трех верст в окружности, с которого пространный вид показывает часть города с отдаленными окрестностями.
Между прочими украшениями сего дома, состоящими в мраморных статуях и барелиевах, в строение вставленных, имеется древний паросского мрамора ваз, весьма искусно сделанный; поблизости дома на левой стороне находятся два преогромных бассейна, каждый из одного куска наподобие ванн из восточного граниту сделанные, один 18, а другой 22 футов в диаметре.
Вот все, что могли мы по краткости времени с большим вниманием осмотреть, а чтоб подробно описать здешние древние редкости, то для сего надлежало бы прожить по крайней мере больше года.
Город Рим, как нас уверяли, имеет 170 тысяч обывателей, и хотя притом и пространен, однако ж ныне не кажется большою столицею.
Пища в Риме всех мест дешевлее, а особливо для простого народа довольно одной баюки {Баюка -- байокко ( baiocco ), с середины XV в. серебряная, а с 1726 г. -- медная папская монета, чеканившаяся вплоть до вхождения в 1870 г. Панской о б ласти в состав единого королевства Италии. }, или двух копеек, на обед.
Здесь довольно имеется гошпиталей для призрения бедных, где всякого звания люди снабдеваются пищею и лечатся, имея изрядные постели и служителей. К большей же похвале здешнего прекрасного пола сказать надлежит, что многие из них, содержавши богадельни на своем иждивении, сами не гнушаются их посещать и присматривать за содержанием оных.
На последних же днях нашего пребывания в Риме, ездив в разные загородные места и в деревни, поблизости находящиеся, купили несколько померанцевых и фиговых деревьев самых толстых и, выкопав с корнями, отдали банкиру Барацию для отправления их морем в Россию.
Здесь в папском владении употребляется следующая монета: цекин { Скудий -- скудо (от итал. scudo -- "щит"), большая серебряная монета с изображением геральдического щита. } содержит два скудия { Цехин (итал. zecchino) -- в е нецианская золотая монета, чеканившаяся с 1284 г. -- до упразднения Венециа н ской республики в 1797 г.: от названия дворца Цекко (Zccco) в Венеции (итал. zecco -- "монетный двор"). }, скудий, содержащий 10 Павлов { Павел -- паоло (paolo), папский серебряный гроссо ( грош ), чеканенный впервые при пане Павле III ( 1534--1549 ), с изображением сидящего апостола Павла (Paolo). }, на российские деньги -- рубль семнадцать копеек. Павел два полпавла, или 16 копеек, в павле -- 10 баюков, баюка -- 2 наших копейки.