ЛИТЕРА А ВТОРОЙ ЧАСТИ ПЛАНА

По сюда следует придать, что находится в России особливые народы, занимающие от упражнений всех трех государственных родов жителей. Их вообще не можно причислить к единому из оных, ниже между ими самими установить известный и выше сего означенный в рассуждении лиц порядок. И потому прилично здесь об них дать заявления.

Не единые дворяне и находящиеся в подушном окладе, то-есть люди, записанные в посад, и земледельцы составляют количество граждан, скипетру российскому подверженных. Разные суть народы, на границах империи или и окрестностях оных обитающие, носящие всегда воинские службы и охраняющие отечество от внезапных внешних предприятий. Главный предлог, для которого оные устроены, суть воинские действия; и того для все сочлены сих обществ, могущие поднять оружие, долженствуют, когда только от них востребуется, исправлять прямую воинскую службу.

Сии народы состоят под двумя званиями: одни именуются казацкими войсками, куда относится и войско запорожское; другие слывут некочующими народами. Из сих наименований явствует, что между ними находятся наподобие штаб- и обер-офицеров разных чинов предводители, коим потому следует иметь некоторые офицерские выгоды. Оные ж самые предводители, равно как и все их подчиненные, в мирное время пропитывают себя всем, чем возможно только пользоваться в их жилищах; равно вдаются в промыслы, в торговлю, а иные и в земледелие, которое тамо благоразумными законами может быть вяще поощряемо; сие причиною есть, что не можно сии народы причислить к одному какому-либо государственному роду особенно. Но из сего самого проистекает, что между оными сообществами нельзя равномерно учредить известное разделение лиц на три рода жителей. Свойственно сим людям пребывать вкупе воинами, купцами и орателями31. Установление между ими, чтоб одни единственно купечествовали, а другие б пахали, было бы дело для государства вредное и для их пагубное, также бы не согласовалось с общим наименованием войска. Наконец, самые гражданские их упражнения должны, естественно, иметь особый порядок и вид, потому что они только случайные или временные, ибо по первому повелению от правительства жители тех мест повинны оставить свои спокойные упражнения и жилища и отъехать вооруженными, куда приказано, на неизвестное время.

Из всего вышеписанного означается, что те народы, имен совеем особливое основание, предлог, род жизни и будучи в отменных от прочих наших подданных обстоятельствах, долженствуют иметь особливое положение или права и преимущества в рассуждении лиц.

Но дабы желаемым порядком сие исполнить было можно, надлежит хранить всегдашним правилом, что при новом положении войскового рода государственных жителей нужно всегда соображать частное их состояние и благоденствие с состоянием государства и пользою общею и согласовать, елико возможно, сии разные предлоги. Права же и преимущества сих народов не только не должны обратиться во вред и предосуждение прочих наших подданных, но вящие служить в их удовольствие.

Ибо хотя некочующие в области нашей находящиеся сообщества и казацкие войска именуются здесь для различия народами, однако они суть единственно на особом основании состоящие граждане, и все их количество составляет только часть российского народа.

Комиссия не может приступить к сей работе, не раздели оную на две части: на положение казацких войск и положение некочующих народов. Потом надлежит принять во уважение нижеследующее:

1. Сколько сих разных народом или войск в российской империи находится.

2. Из коликого числа людей каждое войско составлено.

3. Под каким климатом каждое войско обитает, какую имеет веру, нравы и обычаи.

4. Сколько земель под каждым войском состоит. Здесь следует означить качество тех земель.

5. Каких соседей из наших подданных войско имеет и в какой близости.

6. В каких гражданских упражнениях войско более обращается.

7. Каким порядком каждое из сих войск ныне правится.

8. Какой род службы каждое войско несет в военное время и какой род службы -- в мирное.

9. В каком положении находится каждое из сих войск в рассуждении соседних держав.

10. Какие войска более услуг империи оказали. Что ж принадлежит до некочующих народов, то о них

в точности многих известий получить нельзя; однако при такой неудобности надлежит равномерно сделать им благополучнейшее и согласное с государственными интересами положение. Единое их наименование довольно изъясняет, что они в земледелии по образу сноси жизни упражняться не могут, а торговлю (когда в оной случайно и обращаются) чинят еще беспорядочное казацких войск, и так они более пользуются естественными выгодами ненаселенных частей нашей области. Из сего самого обстоятельства явствует, что надлежит сделать некоторое устройство в сей беспорядочной их жизни и принять предосторожности, могущие прекратить хотя отдаленный, по чувствительный вред для империи. Оные предосторожности состоят, например, в точном определении земель, где те народы по их обыкновению могут с места на место переходить; в предписании их поведения с соседами, как домашними, так и чужими, и проч.

Без сомнения, сей войсковой род государственных жителей, которому примера нигде в Европе не ощущаем, есть по обстоятельствам и положению России весьма для нее полезен, но нет ли возможности в рассуждении отечества еще сию полезность усугубить.

Избегая всякого насилия, не можно ли казацкие войска поощрить к земледелию, ибо сожаления достойно видеть плодородные и под лучшим климатом состоящие земли не оранными.

Искусства и рукоделии могут ослабить поенный дух, а земледелие вяще его подкрепляет.

Не можно ль изобресть способы, могущие привлечь некочующие народы к жизни порядочной и к обитанию на одном месте и в домах.

Нельзя ли сих толь диких народов нравы смягчить просвещением.

Изо всего вышесказанного ясно усмотреть можно, что в сом отделении, в котором требуется узаконить правила, касающиеся для благоденствия казацких войск и некочующих жителей, упомянуты предлоги, принадлежащие к общему всего государства, а не к особенному каждого гражданина благу, как то земледелие и просвещение. Но сие учинено для двух причин: покерных, потому, что размножении хлебопашества и заведение наук между сими народами требуют совсем отменного учреждения от узаконения оных во всем государстве, поелику оное учреждение зависит от положения их земли, от состояния жителей, от их склонности и от поведения как их самих между собою, так и с порубежными32 обитателями; наконец, для того, что сии жители хотя и составляют часть всего государства, однако взирать на них должно как на сообщества, имеющие с российскими гражданами отличное на своем месте пребывание, особое поведение, неодинаков упражнение и разный жития род. Чего ради и положение о казацких войсках и некочующих жителей касается до особой комиссии, которая бы при всеобщем государства российского узаконении состояла под именем: комиссия о войсковых государственных жителях.