О УЗАКОНЕНИИ ФИНАНСКОМ
Общее наименование Финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобностям доходов. Из чего явствует, что финансы справедливо разделяются на две главные части: 1) на издержки государства, 2) на доходы оного.
О ИЗДЕРЖКАХ ГОСУДАРСТВА
Благосостояние и соблюдение государства, такожде сохранение частное жизни и имении сочленов общества требует, дабы правительство чинило ежедневные денежные издержки, которые так необходимы, что если б паче чаяния оные прекратились, то бы и государству долженствовало всеконечно рушиться.
Нужно сии издержки точно означить прежде, нежели мыслить о доходах, ибо в сем случае государь имеет во всем особливое положение, ему надлежит учреждать свои доходы по расходам. Но в чем состоят сии последние, оное ясно ниже сего окажется.
Глава общества, то-есть государь, должен иметь состояние и наблюдать наружности, с знаменитым его саном и с верховною его властию согласные. Благопристойность требует, чтоб довольствие и великолепие окружали его престол; но ему, аки источнику благоденствия общества, приличествует чинить награждения, ободрении и милости, отчего непосредственно возрастут добродетели и умножится усердие служить отечеству. Здесь означается первый род государственных издержек.
Надлежит блюсти внутренний государства порядок, состоящий в надзирании над гражданами и в чинении суда и расправы. Того для потребно содержать полицию, градоначальника, присутствующих, их подчиненных, наконец, и самые судебные места. Сие составляет второй род государственных издержек.
Предприятия, касающиеся до пользы общей, паче в государстве еще неустроенном, разделяются на бесчисленные предлоги: сюда относится строение городов, дорог, делание каналов, чищение рек, разные учреждения для народного воспитания и призрения, разные установления, могущие привести науки и художества в цветущее состояние. Отсюда происходит третий род государственных издержек.
Но все бы вышеписанное чинено было без основания, когда б государство не имело защиты от внешних предприятий. Из чего явствует, что надлежит беспрестанно иметь разные поиска, как сухопутные, так и морские, строить и содержать крепости, хранить запасы всяких снарядов. Из чего проистекает четвертый и главный род издержек государственных.
Такие издержки должно именовать нужными, ибо без оных, как уже сказано, не токмо правление поколеблется, но и действительно истребится.
О ДОХОДАХ ГОСУДАРСТВА
Сделав означение всем государственным издержкам, которые все вышепомянутому разделению подвержены, надлежит приступить к средству, которым те издержки сделать можно сносными и получать доходы, равные оным.
Нет нужды здесь изъяснить, что подати суть дань, которую каждый гражданин платит для сохранения не токмо своего благосостояния и спокойствия, но своей жизни и имений. Каждый человек мыслящий оную ощущает.
Но на какие предлоги 33 налагать подати? Как уменьшить издержки при сборах? Как сделать доходы верными? Как оными управлять? Сии вопросы суть те, которые решить весьма нужно.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ: НА КАКИЕ ПРЕДЛОГИ ПОДАТИ НАЛАГАТЬ?
Считают пять предлогов, на которые можно учинить накладку: 1) лица; 2) имения; 3) произрастения домашние, употребляемые народом; 4) товары отвозные и привозные; 5) действия. От чего проистекает другое разделение податей -- на принужденные и добровольные. Первый предлог заключает в себе подати принужденные, прочие более или менее содержат в себе подати добровольные, исключая соль 34.
ПЕРВЫЙ ПРЕДЛОГ -- НАКЛАДКА НА ЛИЦА
Сей род податей находится у нас под именем подушных сборов и простирается на средний и нижний род граждан, то-есть на записанных в посад 35 и на хлебопашцев. Сия подать, хотя принужденная, не может удручить народ и земледелие, когда она умеренна и расположена с осторожностию.
ВТОРОЙ ПРЕДЛОГ -- НАКЛАДКА НА ИМЕНИИ
Здесь имением называется единственно имение недвижимое.
Сей род доходов именуется у нас побором с оброчных статей, к которому относится земли, рыбные ловли, мельницы, бани, лавки, амбары и прочес. Из чего явствует, что сии предлоги можно вообще разделить на две части: на земли и строения.
Умеренная накладка на земли, утвержденная на верном и точном исчислении и оценке оных, есть действие весьма благоразумное, отнюдь крестьянство и земледелие не отягощающее, в чем Англия нам довольным служит примером; накладка же на строения вообще более в себе полезности содержит, потому что оная располагается по количеству богатства граждан и что нижний род от сих податей свободен.
ТРЕТИЙ ПРЕДЛОГ -- НАКЛАДКА НА ПРОИЗРАСТЕНИЯ ДОМАШНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ НАРОДОМ
Хлеб в первом своем образе, аки необходимое произрастение для жизни человеческой, от всякого сбора государственного должен быть свободен. Итак, остается три рода произрастения или вещей, подверженных накладке: 1) соль; 2) вино; 3) табак.
Соль для пищи весьма необходима, но ее употребляют дворяне, купцы, духовные, служивые и приказные люди и иностранцы равномерно, как и крестьяне. Следовательно, оная накладка не единственно простирается на нижний род по примеру подушных сборов. С другой стороны, сия подать есть принужденная, потому что бедный, как и богатый человек, необходимо употреблять соль должен.
Вино же и табак суть по большей части предлоги роскоши, почему подвержены большей перед прочими пещами накладке.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПРЕДЛОГ -- НАКЛАДКА НА ТОВАРЫ
Весьма б оная была отяготительна, когда б числилась у нас, как в иных землях, внутренними сборами пошлин, ибо от сего родились бы злоупотребления бесконечные; насупротив же того, портовые и пограничные сборы, будучи для народа почти нечувствительны, потому что относятся до богатства, никаким вредным злоупотреблениям не подвержены. Сюда следует прибавить, что великой важности стоит, дабы продавец, а не покупщик платил пошлины с, товаров, ибо без сой предосторожности великие могут произойти злоупотреблении, совсем противные вольности частной гражданина.
ПЯТЫЙ ПРЕДЛОГ -- НАКЛАДКА НА ДЕЙСТВИЯ
Оный род сборов заключает в себе пошлины с челобитен, закладных, крепостей, штрафов с судимых и тому подобного; оный менее всех выше помянутых для казны верен, но всех, кажется, простее.
ВОПРОС ВТОРОЙ: КАК УЧИНИТЬ ПОДАТИ ЛЕГЧАЙШИМИ ДЛЯ НАРОДА?
Хотя принужденные подати, то-есть подушный оклад весьма нужно для разных причин сохранить, однако в новом расположении государственных доходов должно предпочитать подати преимущество тем, которые более от принуждения отделяются, которые более касаются для всех вообще государственных жителей и которые вяще простираются на предлоги роскоши.
Правда, что все граждане равное получают покровительство от правления, но великое находится неравенство в их состоянии в рассуждении имении. Итак, благоразумие и справедливости, требуют, чтоб, елико возможно, накладки были учреждаемы согласно с сим неравенством состояния и, если так можно сказать, чтоб оные были установлены по геометрической прогрессии.
Глас народа во всех странах вопиет, что откупы для него отяготительны, и сие легко рассудить можно. Государь получает известную сумму от откупщика; но Оный за всеми издержками при сборах обыкновенно получает великую прибыль, который бы суммы оставались у народа, когда бы правительство без посредственника сбирало свои доходы; к сему ж следует придать, что откупщики, будучи жадны приобрести сокровища, беспрестанно жалуются, якобы многие их правами потаенно пользуются, требуют для сего строгих указом и учреждений, чинят следствия, отчего народ нище чувствует удручение и утеснение.
Наконец, дабы более накладки сделать подданным, елико возможно, нечувствительными, надлежит хранить всегдашними правилами: 1) чтоб но всяких случаях избегать монополий; 2) не налагать внутренние всяких родов на товары пошлины; 3) когда находится откупщики, то крайне над ними надзирать.
ВОПРОС ТРЕТИЙ: КАК УМЕНЬШИТЬ ИЗДЕРЖКИ ПРИ СБОРАХ?
Здесь следует подробное рассуждение о мелочах, которых количество важный составляет для правительства предмет.
Например, соль во многие места возят гужем 36, не возможно ли взыскать инде водяные ходы, от чего бы и издержки при соляных сборах всеконечно уменьшились.
Не возможно ли учредить, чтоб подушные деньги платимы были от помещиков или деревень, или от приходов в воеводских канцеляриях, а для сбору сих податей особливых бы людей не посылать в случае недоимки, но другие бы принять средства.
Не возможно ли совсем другой распорядок учинить соляным и винным доходам, или с откупщиками винными учинить договоры совсем на другом основании и, следовательно, менее издерживать при сборах сего предлога.
Разные сему подобные можно сделать начертания.
ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ: КАК СДЕЛАТЬ ДОХОДЫ ВЕРНЫМИ?
Сие касается отчасти комиссии о размножении земледелия и торговли, ибо чем народ будет достаточнее, тем будет и состоянии более платить и, следовательно, платить верно. Но и комиссия о финансах по сему вопросу немало долженствует иметь упражнение.
Можно здесь упомянуть вообще, что есть подати, преисполненные в естестве своем неудобностями, и таковые надлежит отменить; иные, например, сборы, за исключением издержек при оных, столь маловажны, что не стоят и старания. Другие простираются на такие предметы, которые могут быть скрытны или неизвестны, и таковые следует вовсе отменить.
Подушный оклад [в] России весьма умерен, но от чего в иных провинциях частые бывают недоимки: от того ль, что там меньше обращается денег, нежели в других местах? от того ль, что тягостен делается отвоз избытков, что искусств и рукоделий не находится, что, наконец, народу там мало средств к обогащению или что оный вяще других удручен?
Известно, что иногда предприятие единого канала пролило реки сокровищ в уезды, бывшие до того времени в крайней бедности.
Ныне опыт показует, что винные доходы, которые столь важны для правления, весьма неверны. Сие зло, как и прочие такого ж рода дела благоденствия общего, должно всеконечно прекратить.
ВОПРОС ПЯТЫЙ: КАК ДОХОДАМИ УПРАВЛЯТЬ?
Надлежит все отрасли финансов подвергнуть единому начальству, которое бы окроме никакого не имело предмета.
Ибо всевозможное знание, трудолюбие и старание какого-нибудь учрежденного места едва может быть достаточно для сего рода управления; но необходимо нужно, чтоб то место могло видеть всегда финансы как вообще, так и в тончайших их подробностях, чтоб всегда могло оно соображать частный какой-либо труд и следствие с основаниями, потому что в финанских обращениях малейшая иногда ошибка может великие приключить убытки государю и бедствия народу.
Подпора надзирающего места над финансами есть ревизион-коллегия, или контора, для которой надлежит учредить обряд управления совсем особенный; она сохраняет порядок финансов, открывает злоупотребления в их источниках и принуждает всех отменное наблюдать рачение и точность и сборах и издержках казенных.
Для всего вышепомянутого потребно учредить комиссию, которая бы состояла под именем: комиссия о финансах или о доходах государственных.