"КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ..."

Декорация первой картины. Каземат в Трубецком бастионе. Точно та же обстановка. Плеск Невы за стенами крепости. Бой курантов "Как славен наш Господь в Сионе"... Впечатление большей мрачности создает отсутствие широкой полосы света через окошко. При поднятии занавеса Протопопов,-- единственное действующее лицо в этой сцене,-- сидит на койке, свесив ноги в белых камергерских с золотыми лампасами брюках, штрипки коих оттягивают вниз новенькие лакированные штиблеты. На нем шитый золотом темно-зеленого сукна придворный военного покроя расстегнутый мундир, из-под которого виднеется обыкновенная белая сорочка. Прическа и усы растрепаны, но не преувеличенно. Особенно подчеркнут должен был контраст между его блестящим нарядом и однотонностью казематной обстановки. Вид у бывшего министра жалкий, недоумевающий, испуганный.

При поднятии занавеса он сидит молча, закрыв лицо руками, опустив вниз голову, сгорбившись. Куранты играют "Коль славен наш Господь в Сионе"... Пауза длится, пока куранты не перестают играть. Затем следует еще короткая пауза. Потом, сливаясь изредка с плеском воды, раздаются звуки очень отдаленной музыки одних скрипок, смягченных сурдинкой. Музыкальный мотив является аккомпанементом к словам персонажа и по характеру своему не должен быть слишком лирическим, а скорее пародировать или очень осторожно утрировать лиризм...

Протопопов (отнимает руки от лица, почти испуганно оглядывает стены, окошко, потолок; медленно вынимает кошелек из кармана брюк, камергерский ключ, носовой платок и выкладывает все эти предметы на стоящий рядом с койкой столик. Прежде чем положить камергерский ключ на стол, он внимательно и грустно его рассматривает, вертит между пальцев и надтреснутым голосом говорит).

Когда б один надежды луч

Мне подарить (с ненавистью, сверкнув глазами) хотели звери... (со вздохом): Увы... Мой камергерский ключ!.. Ты не подходишь (соответствующий взгляд в сторону) к этой двери!..

Кладет ключ на стол; пауза; музыка; меланхолически берет со стола кошелек и с бесконечно-мизерабильиым видом сосчитывает марки.

(Новый вздох) Mon Dieu!.. [Мой Бог! (фр.)] Какая пустота!.. Куда девался фонд секретный? (Пауза)... Моя душа, как ты, пуста, О, спутник жизни незаметный... Да... все прошло!.. прошло, как сон.

И только здесь -- не сновиденья...

(Полуплаксиво) Запомни, старый бастион,--

И я страдал... за убежденья!..

(Пауза) А между тем... давно... тогда,

Когда не шли с востока грозы..."

Я уверял: пройдут года!..

Но я останусь навсегда!!!

(Пауза) "Как хороши... как свежи... были розы..."

(Плаксиво) Я был хороший человек --

И даже верил в христианство...

И мог бы скромно целый век

Быть предводителем дворянства...

Я жил приятно и легко.

В своем имении... на Каме.

Сентиментальность позера.

То пил парное молоко,

То вел беседу с мужиками...

(Пауза, вздох)... "Как хороши... как свежи... были розы..."

Потом... О, Боже! Я дрожу,

Так стены мрачны и угрюмы --

Я в депутаты прохожу.

И... (Позируя, с гордостью) становлюсь любимцем Думы!

Потом (оживляется) Париж! Стокгольм! Экспресс!

Банкеты!.. Лавры!.. и оливы!..

Я пью за мир! и за прогресс!..

И за войну! и за проливы!!!

(Пауза, вздох) "Как хороши, как свежи были розы..."

Но дальше... Дальше!.. Ставка!.. Двор!..

Все совершается так быстро...

Я целюсь правильно в упор.

И... получаю сан министра!..

Сам царь дает мне ордена

Показывает на золотое шитье.

И этот ключ, и эти бармы!.. (Почти с пафосом). Меня боится вся страна!..

И... в струнку тянутся жандармы!!!

(Вздох. Пауза) "Как хороши, как свежи были розы..."

И вот конец пришел всему,

К чему я шел в порыве дерзком...

Меня хватают и... в тюрьму

Везут в мундире камергерском!..

Теперь под суд я попаду,

Пропащим кончу человеком...

Его осеняет какая-то мысль. Слегка ударяет себя по лбу.

Не заявить ли мне суду,

Что я был, в сущности, эсдеком?!..

Музыка несколько громче, настойчивее и отчетливее повторяет рефрен, соответствующий словам "как хороши, как свежи были розы...". Но самые слова больше уже не произносятся, и под звуки рефрена занавес опускается.

Занавес