"Помилование".

Это слово неудачное, плансоновское, так сказать, выражение.

Не "помилование", а вменение человеку при данных обстоятельствах в вину того, что он совершил.

Имеют ли право присяжные отвечать "да" или "нет", когда их спрашивают:

-- Да или нет?

Имеют ли право присяжные сказать, когда их об этом именно и спрашивают, по поводу сознавшегося преступника:

-- Да, он совершил это преступление, но обстоятельства были таковы, что ему нельзя поставить этого в вину.

Если присяжные не имеют права оправдывать сознавшихся обвиняемых, тогда сознавшихся обвиняемых не к чему и судить.

Просто сознался человек, и применяйте к нему соответствующее наказание.

В крайнем случае задавайте присяжным только вопрос:

-- Заслуживает ли снисхождения?

Но не задавайте вопроса:

-- Виновен ли?

Потому что, раз вы задаёте вопрос, значит, вы даёте человеку право ответить на него по совести: да или нет.

И до тех пор, пока в нашем суде по поводу сознавшихся обвиняемых присяжным задаётся вопрос "виновен ли?" -- их право, законное, неотъемлемое право, ответить так, как подскажет их совесть: "да" или "нет".

Уничтожить право на ответ можно только уничтожением самого вопроса относительно сознавшегося обвиняемого.

Уничтожьте, и верните наш суд к тем временам, когда запирательство было крупнейшим шансом к оправданию, когда чистосердечное признание было гибелью, когда, благодаря запирательству и оговорам преступников, гибла масса невинного люда, когда сознания на суде нельзя было добиться и приходилось, чтоб добыть его, прибегать к пытке.