8 апреля 1876 г. Четверг.

8-е апреля. Барон Родич, очень может быть, сказал вождям о нашей политической несостоятельности безо всякой злобы, а совсем наивно, искренно веруя в истину своих слов. В самом деле (должен был он думать) -- ведь Берлин нас русским никогда не даст; если Берлин нас и проглотит, то доест лишь наши немецкие земли да, пожалуй, слишком уж цивилизованных славян-чехов, которые могут впоследствии превратиться в немцев. Нам же за это отдаст турецких славян. Одним словом, уж конечно, Берлин теперь -- владыка Восточ<ного> вопроса, а не кто другой, а Россия пусть занимается Средней Азией, и Берлин ее в том поощряет. О, конечно, Константинополь Берлин нам не отдаст, но ведь это еще, во-1-х, далекое дело, а во-2-х, мы и сами, пожалуй, впоследствии как-нибудь возьмем Константинополь. Ну а Россию надобно <4> ограничить, и, кроме того, России нас Берлин никогда не выдаст, вот в чем весь пункт. А коли так, то, стало быть, Россия и не может воевать ни с нами, ни с Турцией за славян, а стало быть, я и прав, что так сказал. Пусть русские обижаются, это ничего. Погорячатся и привыкнут. Главное, их надо отучить от Восточного вопроса строгостью. Таким образом, соглашение великих восточных держав уже к тому одному полезно, что им совершенно уничтожается Восточный вопрос и становится берлинским вопросом. К тому же у России, как говорят, и средств нет вести вопрос иначе, у ней мало ружей, у ней много еще неустроенного, так что она ни в каком случае горячиться не может, а коли так, то почему же мне было не высказать вождям того, что я высказал? <5>

Авсеенке. { Авсеенке вписано на полях } Ну, а вы-то, культурные-то вы люди, укоряющие народ, хороши вы во всем?

О Потугине (не забыть).

И о том, что писатели народны (Тургенев, Гончаров) и проч.

Милорд Георг, -- и который лет 50 с лишком составлял отраду русских лакеев.

"Голос", No 103. На "Московские ведомости". Письмо Офросимова на жалобу Рюмина о безбожии школ.

Лучшие люди. { Лучшие люди, вписано на полях. } Где наши лучшие люди? Всплывут во время опасности. Над этою сиротскою неумелостью.

Авсеенке. {Авсеенке. вписано на полях. } Он говорит, что надо было вселять культурою гуманность в помещиков. Нанимали учителей из Швейцарии, но почему же, о легкомысленный мальчик, сами-то они всё с бою отдали, не освободили народ с землею, а без земли. Ведь они освободили у нас с землею не в подражание культурным европейцам, а потому, что сознали в себе, с царем во главе, русских людей и сделали по русской правде.

Там злоба, а не гуманность. <6>

"Московск<ие> ведом<ости>", No 91, 13 апр<еля>. О язычестве в Германии из немецких газет и проч.

Авсеенке. {Авсеенке. вписано на полях. } Ну, а культурные-то люди у нас теперь твердо сплочены, как вы думаете? Имеют они свою крепко сознанную основу, свою твердую мысль? Не в разброде ли они, напротив, после крестьянского погрома, как муравьи в развороченном муравейнике?

И не учат разве одно, что всё разрушить и что чем хуже, тем лучше, а другие, что они даже и физически, породой выше крестьян?

Золотушный, подагрик, -- он, видите ли, кровью лучше. (Помещик на железной дороге.)

А вы что понимаете в строгом голосе славянофилов?

Крадут то у Белинского, то у славянофилов.

Да будь вы самый навьюченный книгами, вы и то не будете значить, потому что мысли нет. <7>

Авсеенке. {Авсеенке. вписано на полях. } Что в Европе-то есть хорошего? (картина).

"Голос" -- 13-го апреля -- похвала Авсеенке.

Состав No апрельского.

Высунутый язык.

Авсеенке.

О войне.

Спиритизм.

Мечтатель.

Ответ на мнение о нехарактерности русской истории ("Фауст Щигровского уезда").

Напротив: удельный период, период нашествия и проч. {Ответ на ~ нашествия и проч. вписано. }

Будущая архитектура домов, нет дров и проч. Уничтожение воров. Переход в стадность. Коммунизм.

"Голос", 15 апр<еля>. Четверг. О китайской истории франко-прусской войны... "Какая верная мысль!" Таких мыслей можно написать сколько угодно, и пишутся они, потому что не понимается сущность дела. Так и вы: сущности не понимаете, и вот вам доказательство: { Вместо: и вот вам доказательство -- было: и в доказательство, вот вам} вы говорите, что народ русский подъял царство... и вдруг на обороте... что все качества его пассивные, значит, вы ни на той, ни на другой странице ничего не поняли из того, что сами написали про русский народ. Да и теперь не понимаете, да и никогда не поймете. Тут жупел. { Рядом с текстом: О китайской истории ~ Тут жупел. -- на полях помета: Авсеенке} <8>

"Новое время", 15 апреля. Передовая о герцеговинцах, No 45.

План статьи о герцеговинцах:

Война. Австрия, не даст ее Пруссия, справедливость барона Родича. Без того можно бы было образовать отдельное новое княжество из Боснии и Герцеговины и гарантировать Австрии, что славянские маленькие княжества не соберутся во что-нибудь крупное. Да и не сделают они того вовсе сами по бездарности своей и по отсутствии чутья политического: первым делом будут подлизываться к Австрии и бранить и обвинять Россию.

Но барон Родич и неспособность к войне России? "Русский мир" об изворотливой робости. Не либерально. О войне.

"Новое время", 15 апр<еля>, No 45. О неприглядности русской истории для романиста, в статье "Фауст Щигровского уезда".

"Новое время". Замечание князю Мещерскому "Церковно-общественного вестника" (о недостаточности жалования духовенс<тву>). Насчет лорда Редстока. Корреспонденция об обиде раскольнику в Пензе: что это за шалыган бросил образа. <9>

Зачем у них трогать молельни и церкви? Неужто еще продолжается подобный закон?

Авсеенке. Белинский о Татьяне. Крестовский, {Белинский о Татьяне. Крестовский вписано. } Фадеев, гимназисты, убившие мужиков. { Не зачеркнутый вариант: ямщиков} Может быть, это случайные прыщи и наросты? Так ли, не генерические ли явления <нрзб.> предел социалисты? {предел социалисты вписано. } Да, но есть критики Авсеенки. Нет-с, я разочаровываюсь в Авсеенках. Авсеенки -- я вам скажу, что это такое. (Консервативная партия. Катков.)

Ананий Яковлев. Правда жидов. А в политике: государственная ли вещь истребление лесов. {Ананий ~ лесов, вписано на полях. }

NB. Застрелившийся в Останкине учитель. "Московские ведомости" No 122, 17 мая. Каирова. {Ж. Застрелившийся ~ Каирова. вписано на полях. } <10>

Жаль, что пишущие такие длинные письма столь мало думают.

Все эти мысли, по легкости обвинения и по той очевидной легкости, с которою они тотчас же стали вашим убеждением (вскочили в ваше убеждение), -- показывают, что они вовсе не продуманы вами. Горячность же ваша тоже не заслуживает симпатии, потому что она вам не стоила никакого страдания, вследствие малого думания над этими идеями. Любопытнее все<го> то, что вы совсем не знаете русскую действительность (ибо предполагали возможность напечатания). После такого крупного факта незнания самой простой действительности -- я вправе заключить, что вам и русский человек и русское православие мало знакомы в действительности и деятельно и всё это лишь старые застарелые нападки, принятые на слово из известных целей или наклонностей. <279>

Final Авсеенке. Я рад, что я забыл об Авсеенке. Вымарывать же некогда. Надо будет заменить чем-нибудь.

Авсеенке. "Ведь любой австрийский жандарм в истории представляет высшие начала просвещения, чем ее славянские крестьяне". Знаете, эти слова -- вот ваше учение. Скажете нет? Да уж когда вы русский народ поставили ниже себя (культурного человека), так стали бы вы щадить славян? <10>

Окончательный состав апрельского No.

1) Авсеенке с обширностью. Кстати о славянстве.

2) Спиритизм.

3) Мечтатель (его биография).

4) Надо бы герцеговинцев.

5) Откуда явятся лучшие { Было: русские} люди?

6) И о войне.

18 апре<ля>. Просто: Авсеенке {Авсеенке вписано. } и Мечтатель, без спиритизма.

Мечтатель, приезд и отец, но война и спиритизм -- всё от Мечтателя. <11>

Авсеенке. Иные военачальники еще в 30-х годах ругали солдат такими словами, что совестно было слушать.

Пестель. Засекал людей: (вот что заставляют меня делать!) Это говорил один деятель; не хочу я марать его имя, хоть он и в могиле.

Авсе<енке>. Были Одоевские.

Victor Hugo -- историческая необходимость (Louis XVII). Не необходимость, а неминуемость, это я пойму с хищным типом хищного народа французского.

Авсеен<ке>. А. Не беспокойтесь, это не восклицание (а!), а только заглавная буква имени.

Авсеен<ке>. Для чего же они не освободили своих крестьян. Правило крови и железа не наше. А ведь это самые важные вопросы.

Авсеенке. Народ развратен, но у него религия, там идеалы и начертание. Не зная догматов, он <12> знает (в большинстве) святых своих жития (я не розню от народа 12 мильонов раскольников). Там, где кончается религия, начинаются лишь мечтанья. В мечтаниях и вы проводите время. В "Анне Карениной". Ведь вы не поймете. В. С. (его слова). Гражданский брак. Я говорил с ним; какой добрый и интеллигентный малый и как невинно развращен.

Авсеенке. Ведь это всё равно, что говорить, что вся наша вера дурна, потому что монахи убивают друг друга.

Авсеенке. Из "Голоса", No 105, 16 апреля... "Позаботились ли мы" и т. д.

Нет, мы не позаботились, это ниже нашего культурного аристократизма, а вера его "хлопьска вера", как у панов польских вера русского народа. Но паньска вера была все-таки католическая, у нас барская вера -- атеизм, равнодушие и холодный, прискучивш<ий> {холодный, прискучивш<ий> вписано. } разврат, возведенный в нравственность. Мы, напротив, о вере народа и о православии имеем каких-нибудь полсотни либеральных анекдотов или глумительных рассказов, как поп исповедует старуху или как мужик молится и проч. <13>, а больше ничего не знаем. И вы ничего не знаете, критик. Если б вы знали и действительно понимали то, что вы написали о вере, "спасшей Россию" и проч., то вы не поглумились бы над народом, обозвав его чуть не сплошь кула<ком> {обозвав его чуть не сплошь кула<ком> вписано. } за пятницы, за посты, за Флора и Лавра, и не стали бы вы ставить вашу глупенькую культуришку (которой нигде нет подобной в Европе по низости уровня знаний), а под пятницами, жупелами и под грязным народным невежеством усмотрели все-таки чистую веру, огонь религии, Христа настоящего, всепрощающего и вселюбящего (его понял народ, несмотря на пятницы), { Далее в тексте ошибочно: на} Богородицу, скорую заступницу и помощницу, -- одним словом, обоготворение любви, кротости и смирения, служения { Было: в служении} всем, как слуга, и веру, что из этого-то добровольного состояния слуги и выйдет свобода, равенство и братство для всех. Одним словом, вы бы рассмотрели, что { Далее было: а. Как в тексте, б. народная жизнь} ваша жизнь -- пустая, отрицательная, полная пыхтения, литературных <14> мелких ненавистей и завистей, а народная жизнь полна сердцевины, силы, непосредственности и мысли, а вот ее-то вы, стремясь в нее с вашею глупенькою культурою, и хотите уничтожить. О маленькие, о ничтожненькие!

Знает же народ Христа своего потому, что во много веков перенес много несчастий и в последнем горе своем слышал об этом Христе от святых своих, тогдашних представителей и веры и народа, работавших для него и положивших { H езачеркнутый вариант: клавших} за него голову.

Не презирайте веру народа! Впрочем нет, презирайте: это вам прилично.

Вот ваша статья и все ваши мысли вышли из продолжающегося презрения к русскому народу, сохраняющемуся упорно в культурных классах (и чем дальше, тем хуже) с реформы Петра и с закрепощения <15> крестьян, окончательно происшедшем тоже при Петре. Вы, в сущности, оставшиеся {оставшиеся вписано. } крепостники без крестьян.

Вы хоть и не презираете веру народа на словах, но тут же, нравственно, ставите ее ниже культуры.

Ведь наша русская жизнь, несмотря на 200-летнее подражание Европе, в главнейших функциях своих оставалась вполне своеобразною, но вам, кучке жалких перчаточников, хочется "подогнать" Россию, согнуть ее в бараний рог и сделать культурною. Это всё от презрения вашего к России и к народу. { Рядом с текстом: Ведь наша русская ~ к народу. -- на полях помета: Авсе<енке>}

Я вам возражаю еще и потому, что возражаю лицу собирательному, мечтательному, ибо таких, как вы, много еще, даже Потугину, вместе с вами, хотя Потугин перед вами царь по таланту, несмотря на то, что слишком уж наивно {наивно вписано. } невежествен. Потугиным я займусь потом, { Далее начато: вы все} а вам мимоходом прибавлю, что вы невежественнее и Потугина. Не <16> улыбайтесь с презрением, читая это: если вы и прочли несколько книг (немного, однако ж), {(немного, однако ж) вписано. } то всё же не обладаете способностью усвоения смысла их. Это, так сказать, навьючение себя книгами, а не чтение. Итак, я отвечаю как лицу собирательному { Рядом с текстом: Я вам возражаю ~ собирательному. -- на полях помета: Авсеенке.}

Отвечайте: да, и не "Русскому вестпику": "Р<усский> в<ест>ник" сам всё это знает, хотя и напечатал статью Авсеенки, но есть действительно бесчисленное число таких же Авсеенок. Я сам в вагоне. Красный нос.

В чем же их культура, чем они тщеславятся? Перчатками. Я докажу его. { Рядом с текстом: Отвечайте ~ докажу его. -- на полях помета: Авсеенке.}

Я никогда не верил гнусной (практической и хищной) идее, что только верх образован, я хочу и верую, что у нас будет этот социальный порядок, что и мужик будет понимать великую мысль (через православие), {(через православие) вписано. } которая так великолепно и стройно заключает множество великих мыслей, которые уже оно заключает в себе. <17>

Вы не ходите, вы растлите.

Он иногда высказывает суждения и, так сказать, мысли, ну и там всё, как у всех, но он часто сбивается. { Рядом с фразой: Он иногда ~ сбивается. -- на полях помета: Авсеенке.}

Вы говорите, что привлекательность народа исчезает и тотчас же является в форме мироеда и самодура. А няня? Несчастный, вы этого не видели. (А в нашем обществе нет мироедов и самодуров?)

Вы требуете, чтоб там все были святы?

Да ведь вы дикие после этого.

Как вы думаете, пассивная или активная деятельность отдать свои четыреста рублей! Вы скажете, что это не русское, а это культурное? Да ведь в пароде нет культуры.

Перчатки -- это не порок, это слабость.

Перчатки -- оставьте их. Мы и так за них дорого платим. Да и надеваем-то их большею частию сами не зная зачем? { Рядом с текстом: Вы говорите ~ не зная зачем? -- на полях помета: Авсеенко.          } <18>

И знаете ли, почему освободили народ с землей? А вот именно потому, что преклонились перед народной правдой. Вам это непонятно? Ну когда-нибудь поймете. { Рядом с текстом: И знаете ли ~ поймете. -- на полях помета: Авсеенке.}

Вы скажете, суды и новы<е> законы, порядок, власти, последовавшие за освобождением крес<тьян>. Не точь ли в-точь мы скопировали их с европейских, вот точь-в-точь, как велел Потугин. {последовавшие ~ велел Потугин. вписано между строк и на полях. } Но ведь всё, что взято из Европы, в сущности, не привилось, а держится, лишь кое-как соединяясь с народным обычаем, и получило далеко не европейскую форму. А иное так просто оказалось вздором и до сих пор лишь вредит и ждет лишь, пока народ выкажет свой полный взгляд на дело, -- тогда и переродится по-своему. У нас уже многое в этом роде так случилось. Знаете ли, почему освободили с землей?

А знаете ли, почему произошли реформы нынешнего царствования?

Эти реформы не удовлетворительны, но они не внешние, они соответствуют внутренним желаниям нашим. И как теперь народным силам развязали руки, они и выкажутся.

Вам, как факиру, -- росток в 18 дюймов в 20 минут.

А знаете ли, { Далее помета: (выше)} потому и произошли реформы нынешнего царствования, и хоть многое неудовлетворительно, но всё же лучше, чем выписанное прямо с немецкого. {Эти реформы ~ прямо с немецкого. -- вписано между строк и на полях. } <19>

Образование: полное примирение, совершенное беспристрастие рядом с полным сознанием и своей нравственной правды (православие).

Стань всем слуга.

Разумеется, мы не отдадим им нашей земли, мы должны сохранить свой русский тип, а стало быть, сохранить землю под собою.

И не славянской только семьи.

Из православия, -- из которого выйдут все разрешения.

Мы представим изумительное зрелище народа без захватов. Мы не станем поляка обращать в русского, но когда поляк или чех захотят быть действительно нашими братьями, мы { Далее начато: действ<ительно>} дадим автономию, ибо и при автономии не разрушится связь наша, и они будут тянуть<ся> к нам, как к другу, к старшему брату, к великому центру.

Великое дело любви и настоящего просвещения. Вот моя утопия! <20>

Прочтите биографию Петрова, при великом таланте -- какая добросовестность, какое изучение искусства, неслышное, невидное, ради долга, всё это тихо и неизвестно, и вы не удостаиваете обратить внимание { К словам: не удостаиваете обратить внимание -- незачеркнутый вариант: не обращаете внимание} -- русское, некультурное, кулаки, мошенники! { Рядом с фразой: Прочтите ~ мошенники! -- на полях помета: Авсеенке)}

Крестовск<ий>. Честь, берущая свое достоинство в слепом соблюдении известных наружных форм, а не черпающая его из внутренней потребности души человеческой. { Рядом с текстом: Крестовс < кий > ~ человеческой. -- на полях помета: Ав<сеенке>}

"Голос", No 108. Понедельник. Джоы Тиндаль о спиритизме. { Рядом с текстом: "Голос" ~ о спиритизме -- на полях помета: Конечно не Тернера}

Final -- Авсеенке: любить всех, установить царство мира и славы божия, на основании народных православных начал.

-- Да ведь этого нет, -- крикнут мне, -- это утопия.

-- Давайте стараться, сомкнёмтесь, пойдемте вместе, давайте руки, положим головы.

У Победоносцева, аще в девятый час.

Андр<ея> Критского. <21>

Прочтите "Канон" Андр<ея> Критского и просветитесь. Народ много таких молитв знает, а не знает, так слушает.

Я спрошу у Крестовского, у писателя, как он не видит, что он кругом виноват. Если и вправду, что его оскорбили, -- все-таки виноват?

Скажут: Скучно говорить об этом, всё это говорено { Было: на свете всё говорено} и переговорено. Но на свете всё переговорено, а нового очень мало. И если пятьдесят раз сказать, отчего не сказать в 51-й. Ведь и об чем другом заговорите, всё тоже окажется, что в 51-й. Про иные же вещи не старо говорить и в 501-й.

ЭТО НЕ ПЕРО, ЭТО МОЛИТВА, К ЭТОМУ НАДО ИМЕТЬ СОСТРАДАНИЕ.

Дуэль, -- приняв букву, мы расширили способность к дурным поступкам. <22>

Швейцар, потом их стали нанимать прямо в швейцары.

Стыдиться своей грязной веры, хлопьска вера.

Освоб<од>или народ по народным началам. Если б как европейцы, то на пролетарском основании, как остзейские немцы. У нас многое из Европы не принялось, а переделывалось своеобразно.

Что это -- активный или пассивный поступок, г-н Авсеенко?

Расширение взгляда. Расширение взгляда должно состоять в направлении нашей образованности. { Далее между строк помета: 20 лет.}

Другое дело, если б народ сопротивлялся обучению, науке, и даже по принципу какому-нибудь, по каким-нибудь там началам своим народным, так что нам приходилось бы предпринять подвиг и вступить с ним в огромную и опасную борьбу, так сказать, в крестовый поход. Но ведь этого нет совсем, народ жаждет науки, из народа, бывали примеры, выходили даже своего рода <23> самоучки европейской науки, и народ не гнушался ими, а, напротив, хвалил их. Может быть, вы ужо так глубоко ставите иные омерзительные предрассудки народные, плод глубокого его невежества, по ведь еще совсем не доказано, что парод так глубоко стоит за них, а с другой стороны, предрассудков в нашей интеллигентной среде совсем не меньше, чем у народа, и далее найдутся гораздо злокачественнее его собственных предрассудков, иногда даже совсем невинных.

Всё это слова, тут не швейцары, а тут паука, которую вы в самом начале устранили из речи, а наука и всё. Но ведь тогда вы собственную культуру и собственный подвиг ваш необыкновенно умаляете. Тогда вы уже совсем почти не выше народа. Это дело каких-нибудь десятков лет весьма малых, и увидите, что из народа явится чрезвычайно много научных деятелей, и тогда народ сравняется с вами. Где же ваше преимущество и чем вы гордитесь? Мой помещик, так тот прямо и откровенно объявил, что он телом выше народа, что его тип изменился перед народом.

Так что паука вовсе не составляет какого-нибудь существенного и непримиримого различия между обоими классами русских людей, то есть между простонародьем и верхним культурным слоем, и выставлять науку { Было начато: говорить об науке} как главное и существенное различие наше от народа, повторяю, совсем нейдет к теперешней речи -- и неверно, а различие искать надо совсем в другом. {Всё это ~ в другом, вписано на полях стр. 23. }

Я никогда не отступлюсь от своих слов, если не изменю убеждений. Мы несомненно больше народа одарены, например, самолюбием, болезненным и ипохондрическим, гадливостью к людям, мрачною ненавистью, цинизмом, жаждой безличности, рядом с ненасытною жаждою славы, самого пустозвонного самолюбия. страстью к известным привычкам {жаждой безличности ~ привычкам вписано. } и болезненною робостью перед собственным мнением бросить эти привычки. У нас ужасно много предрассудков. Мы видим доблесть в даре одно худое видеть, тогда как эго одна лишь подлость, и т. д. и т. д., всего никак не исчислишь, но об этом потом, но прибавлю словцо о женщинах. Я сказал выше, что в женщинах наша надежда. {бросить эти ~ надежда, вписано на полях. Рядом с текстом: Я никогда не отступлюсь ~ надежда. -- на полях помета: Женщины}

А все наши чувства чести, все наши шаткие попятил долга, гуманности { Вместо: все наши ~ гуманности -- было: либерализма} -- разве не предрассудки и не на предрассудках основаны? Разве не было чести в древней России? {Разве не было ~ России? вписано. } Возвратись из Европы, мы приняли новые формулы, стали необыкновенно шатки, трусливы и безличны, а про себя циничны и сплошь нигилисты. Разумеется, я говорю <24> лишь про тех, которые живут и думают. Остальные же наживаются и не знают, для чего живут на свете.

Если я сказал, что демос спокоен, то именно в том смысле, что он не может быть не спокоен при таком несомненно демократическом настроении общества, журнального плутовства, фальши в обвинении противников, даже клеветы.

Много фальши в обвинении, но такое направление несомненно хорошо.

Это инстинктивное обращение к народу и ожидание от него многого. Теперь не буду говорить. Отложу, чтоб сказать в целости. Но я сказал дурно про общество. О шатании. Но ведь в конце я от него же и жду спасения. Это спасение в расширении идеи русской. Меня поймают: нельзя же про такое общество говорить так дурно, как я. Но говоря дурно, я и ценил, может, больше многих. Жду спасения в расшир<ении> идеи русской. {Меня поймают ~ русской, вписано. } Я объясню это потом. Не от цивилизации расширение, а от соприкосновения с Европой самостоятельно создавалось в русском. Но пока о шатании. { Далее было: Право} Гадливость <нрзб.>

Но женщины потребуют статьи, а не беглых слов. Сами они.

И если есть теперь ошибки, то это неспроста, гарантия, что вылечат, недуги временные.

Да вот хоть бы черта этого расшир<ения> демокр<атии> общества. Не оттуда мы взяли его, ибо оно противоположно Европ<ейской> идее; нигде там нет ничего бескорыстнее нашего демократа. { Далее было: и мы может быть гораздо остервенелее стоим за них, чем народ за свои. Текст: Если я сказал ~ демократа, вписан между строк и на полях стр. 24. }

Уж как грязен, как нечист народ в своих семейных началах. Потому-то я и сказал, что воздыхает, а этого не поняли. { Рядом с текстом: Уж как грязен ~ не поняли. -- на полях помета: "Евг<ений> Онегин".}

Шатость мысли соединяется почти с младенческим неразумением.

Народ развратен; но дело в том, что он свое злое не считает за хорошее, а мы свою дрянь, заведшуюся в сердцах и в уме нашем, считаем за культурную прелесть и хотим, чтоб народ пришел у нас учиться.

Даже братья славяне оставят мысль, что мы их хотим проглотить, а эти уж самые подозрительные. <25>

Красота богов и идеала, они являются прямо обнаженные, но не боги и не идеал этого не вынесут. У обыкновенных, текущих людей красота условна. И тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Это соприкосновение с красотою идеала есть и в былинах наших, и в сильной степени. Там есть удивительные типы Ильи Муромца и фантастического { Вместо: и фантастического -- было начато: и удивитель<ного>} Святогора и проч. Потугин отлично об этом знал, но ему надо было оплевать народ русский за его безвкусицу, сделать смешным, возбудить к нему презрение и отвращение, и вот он выдернул картину прошедших мод и современной блестящей даме показал, какую глупую шляпку одевала ее маменька в 20-х годах { Далее было начато: Всё р<авно>} (то есть дело шло про Чурилу, по всё равно значение то же). Потугин только забыл взглянуть на себя и на то, как он сам был одет и в чем всю жизнь находил прекрасное. <26>

ВАЖНОЕ. Заключительные слова Авсеенкп ("Новое время"), No 52. Ответ на это в том, что вы считаете народные начала и православие его за пустяки, а мы нет. Напротив, за всё, что только может быть важно. Вот почему народ для вас -- лишь неизвестный странник и ждать от него мысли и образа -- ирония, а для нас он есть всё и единственная надежда, потому что обладает всем, а именно православием и нравственностью православия, хотя и в стихийном лишь виде. Вот почему для нас народ не странник только неведомый, а и руководитель, и что бы ни ждало его, какие бы мучения и колебания ни стерегли его на дороге, он хоть и уклонится, может быть, временно, но никогда не собьется с пути, потому что то, что он несет <27> с собой, то есть православие и выходящие из него начала, слишком ценны и вески и пропасть ни в каком случае не могут, да и самих несущих уберегут, так что, если мы примкнем к нему даже теперь, то спасемся с ним вместе сами. {так что, если ~ вместе сами, вписано. }

Кто же считает православие за глупость и проч., тому слова мои непонятны.

Короче, вы никогда не { Далее было начато: были ру<сскими>} понимали народа, а всё время его презирали, никогда вы не понимали православия и не были православными, { Далее было начато: и даже} а потому не можете и ценить его, наконец, может быть, уже давно вы не русские, а лишь выродившийся уродливо продукт реформы.

Может быть, из обманывающегося, но глубоко гуманного чувства, а вы и в правде-то вашей негуманны, так что самые заблуждения Белинского, если у него только есть они, выше вашей правды, да и всего, что вы натворили и написали. <28> { Далее на стр. 29 наброски замысла "Мечтатель" (см. наст. изд., т. XVII, стр. 8). }

Спиритизм. Ну две случайности, и того довольно, для разрушения веры, потому что я не хочу верить. Совершенно обратно с теми, которые хотят верить, гадание в карты.

Спиритизм. Победоносцев. Но почему не говорить. Общественное зло. Комиссия с пружинками. Не поняла общественного зла. Главное бы утилитарную цель преследовать, а теперь кто вам поверит (с точки зрения одного лишь мелкого плутовства. Даже не заблуждения, не желания заблудиться). {(с точки зрения ~ заблудиться). вписано на полях. } У Майкова нет пружинок. Я сам у Вагнера 7 раз, нет, я не отбивал сам, не налегал пальцем.

Комиссия не домыслилась до самого простого факта.

(Церебрация -- -- --)

Когда я пошел к Аксакову, -- странное ощущение нехотения верить. Учтивость возмутила меня; два имени. {два имени вписано. } Под столом органчики. { Рядом с текстом: Учтивость ~ органчики. -- на полях помета: год ссылки} Фома. Математичес<кие> доказательства. Подробно впечатление неверия или, лучше сказать, -- нехотения верить.

Ничтожность культуры. Сеченов. Жажда чудес. Неизменность понимания. Христианство <30> и восточные чудеса.

Гипотеза чертей. Керонский, Майков. Я хотел было рассердиться. Нет, это дело ждет исследований дальнейших. Сражаться водворени<ем> не образования, а возбуждени<ем> высших интересов, чем праздность. Дух низок. Неужели так трудно подымать дух человеческий? Средина, буржуазия пришла, капитал, купцы.

А ведь я только верю, что спиритизм -- явление, не объяснимое одними только {одними только вписано. } проведенными под столом пружинками и непомерною глупостью занимающихся им.

Фома. Убеждение математическое. Оно ничто. Убеждение нравственное важно. Но если убеждены, то какая низменность нравственного чувства, какая низменность нравственного запроса. <31> А между тем как будто и противуречит низменности. Подъем в запросах, в женщинах особенно. Желание участвовать бескорыстно для дела, для молитвы. Пишут письма, учатся, читают, вникают, требуют разъяснений. Подъем женщины у нас не подвержен никакому сомнению.

Ценят всего более свежее чувство, живое слово, а главное и выше всего -- искренность. Мужчины и были шатки, теперь же пуще развратились стяжанием, цинизмом. Жаль, что женщина слаба, устает, не выносит разочарования. {Мужчины ~ разочарования, вписано между строк. }

"Дневник писателя" сблизил меня с женщинами. Я получаю письма и вопросы: о том, что делать. Дышут такою искренностью, глубоко серьезное явление.

-- Она лжет.

-- Нет искренна. Она в век жидовства изображает поклонение идее. В жажде высшего образования -- серьезность.

Пусть, как жена Щапова, она утолит свою грусть и разочарование самопожертвованием и любовью. Не как Писарева, но и та и другая -- одинаково мучительные явления. Мучительные по той участи, которой обе могли быть достойны, и по тем благодеяниям, которые могли бы излить на свет. {Я получаю ~ на свет, вписано между строк и на полях. }

Оттого, что вы надавливаете, тем самым вы себя и обманываете. Ну вот хоть бы это разъяснили, а не так высокомерно без подробностей.

Ведь я знаю, что я надавливаю. Поверьте, что есть гораздо более недоверия к себе, чем вы думаете. Вы нас считаете за очень простых дураков.

Отрицают, равнодушные.

Э, я не думаю об этом. Сеченов. Керонский. <32>

Но по неимению фактических доказательств, чтоб опровергнуть инсинуацию о Щапове, я должен был объяснить источник, из которого идет она.

В редакции "Времени" эти отношения держались высоко, грязи не было.

Брата никто не мог потребовать к себе.

Пусть объявится сотрудник, которого он разорил или такой, который бы его притянул к суду за присвоение чужой собственности.

Брат не имел историй в судах с своими сотрудниками и с сотрудницами за присвоенные деньги, как я читал в газ<ете> 1500. {Пусть объявится ~ в газ<ете> 1500. вписано. }

Мне очень неприятно напоминать об этом г-ну Благосветлову.

Потом я читал, как собственник-социалист писал хвалебные вещи о возвышении цены квартир.

Это не слог М. М. Достоевского в обращении с людьми. Слово-ер-с он никогда не употреблял. Это не был подобострастный семинарист, начинающий делать карьеру, и наглый, и бесстыдный, когда ее сделает.

"Время" помещало статьи Щапова осторожно, и я наверно знаю, что не особенно за ними гонялось. Напротив, я очень помню, что Щапов сам приносил и предлагал свои статьи редакции. <33>

Щапов был без твердого направления деятельности. Щапов был человек, не только не выработавшийся, но и не в силах выработаться.

"Дело" в деле чести не авторитет.

Что ж, он был ласков с теми, которым делал добро, и особенно с теми, кому делал добрее, как бывают в таких случаях всегда сострадательные и деликатные люди.

Справиться с матерьял<ом>.

Расширить взгляда своего он никогда не мог, европейского образования но имел и бродил в нем лишь ощупью.

Сделали бы это многие, даже из тех, может быть, не сделали бы, которые до того прославились потом своим либеральным направлением, что нажили из-за него капитальные дома в Петербурге. { К тексту: Сделали бы ~ в Петербурге -- незачеркнутый вариант: Сделали бы это многие, даже из наживших капитальные дома [с кв<артирами>] своим либерализмом?}

Ну не нелепость ли это? Взываю к публике.

Деньги вперед -- это будет согласнее со всеми воспоминаниями и со всеми свидетельствами о том, как велось {велось вписано. } и издавалось "Время" и какой тон был в редакции, {и какой тон был в редакции вписано. } свидетельствами, которых, повторяю, и теперь можно набрать довольно, если очень понадобится, {если очень понадобится вписано. } несмотря на 14-летний срок.

Сущностью передачи этих двух мировых поэтов. { Рядом с фразой: Сущностью ~ поэтов. -- на полях полета: Замечат<ельно?>} <34>

Это лебезятничество. Не желая давать ему в руки денег.

Я не узнаю в этом разговоре брата, а потому заключаю, что и всё не так происходило.

"Время" издавал не я, в денежные расчеты брата я никогда не входил, но я уверен и знаю, -- никогда и быть не могло, чтоб он уклонялся от уплаты под разными предлогами.

Спиритизм. Не то поражает, что они этим удовлетворились, а поражает низменность уровня нашего развития.

С духами говорят учтиво, да еще на французском языке, как будто они какое-то высшее общество. Право, в сумме впечатлений, может быть, было и это. { Рядом с текстом: С духами ~ было и это. -- на полях помета: Спиритизм.}

Не реальному, а идее, одна сторона треугольника менее суммы двух прочих, тут и не верить-то нечему (о лорде Редстоке). {Не реальному ~ Редстоке). вписано на полях. }

Христос -- 1) красота, 2) нет лучше, 3) если так, то чудо, вот и вся вера, засим уже проповедь Иоанна Златоуста, аще в девятый час -- помните.

Обратно теперь математические доказательства, чуть волосок и неверие (без поднятия духа и умиления).

Это уже восторг, исступление веры, всепрощение и всеобъятие. Крепко обнимемтесь, поцелуемтесь и начнем братьями.

Где, смерть, твое жало, где, аде, победа? (9-й час занялся, если ты был Нерон глумитель.) Хоть иерарх берет на себя разрешение почти как бы невозможное, но это от проникновения духом Христа, объявившего проклятие блудникам и тут же простившего блудницу, и то и другое верно.

Ничтоже сумняшеся.

Ну поколеблете вы эту веру позитивистическими доказательствами?

Ведь я знаю, что выше этой мысли обняться ничего нет; что вы мне с вашим позитивизмом дадите мне взамен? Тогда пойду за вами, когда дадите мне лучшее. А пока от вас еще этого не видно. Вы только головы рубили и еще хотите рубить...

И вдруг низменность спиритизма, постучать. Нет, тут уже низменность общества. Где же весь этот реализм, позитивизм, студентские движения, куда всё это делось.

Скажут: что вы, ведь это только уголок. Да, но в этот уголок все сбежались, всякие. <35>

Страниц 31.

Апрель. Глава первая. 1) Идеалы растительной стоячей жизни. Кулаки и мироеды. Высшие господа, подгоняющие Россию. 2) Культурные типики. Повредившиеся люди. 3) Сбивчивость и неточность спорных пунктов. 4) Благодетельный швейцар, освобождающий русского мужика. Глава вторая. 1) Нечто о политических вопросах. 2) Парадоксалист. 3) { Далее было: За умершего.} Опять только одно словцо о спиритизме. 4) За умершего. <36>

"Новое время", No 56. О спиритизме.

Авсеенко. Почему все русские, культурясь в Европе, даже министры, даже с императрицы <начиная> всегда примыкали к тому слою европейцев, который был либерален (к левой стороне) и сам отрицал свою же культуру? Не сказалась ли в этом русская душа, которой европейская культура была всегда, с самого Петра, ненавистна и сказывалась бессознательно даже чуждою русской душе? Мало того, те, которые были наиболее русские чуть<ем>. {Мало того ~ чуть<см>. вписано. } Вот почему мы и примкнули к революционерам, желавшим свое же разрушить. Об России же заключили по ошибке, тогда как в России мы естественно должны бы были стать, напротив, консерваторами, ибо порядок русский был иной и обратно противуположный, но мы сочли одинаково варварским. {желавшим свое ~ варварским, вписано. } Белинский, например, по страстно увлекавшейся натуре своей, примкнул прямо уже к социалистам, отрицавшим уже весь порядок Европы, и если и прилагал то же к России, то лишь не зная ее. И действительно, он мало или, лучше сказать, предрассудочно понимал Россию и чрезвычайно мало знал ее. Знал Россию фактически, хотя ужасно многое постигал инстинктом, предчувствием.

Надо заметить, что весь европ<ейский> порядок он прилагал прямо к России, не задумываясь о различии, и вот в этом его различие с славянофилами. Кроме тою, разница с славяноф<илами> та, что не в народе обновл<ение>.

Он видел только порядок. Но парод любил, и только вся разница его с славянофилами состояла в том, что он не возлагал на народ надежд обновляющих, тогда как славяноф<илы> не только видели самостоятельные обновляющие начала в пароде, но уже проницали и те пути, которыми может пойти возрождение России в народном духе. Путям этим Белинский не верил, а главное, мало их и изучал. Да и славянофилов-то, кажется, мало читал. Как бы в отчаянии он стал ожидать всемирного уже обновления от начинавшегося социального движения в Европе и страстно увлекся им. Тем не менее серьезностью своего отрицания цивилизации совпал, отрицая Европу, соприкоснулся с славянофилами, хотя и с другого конца. Чтоб пояснить это любопытное явление русской жизни, прибавлю, что Белинский был несравненно консервативнее русский, чем Гагарины. {и чрезвычайно мало ~ чем Гагарины, вписано между строк и на полях. } Тем не менее, примкнув к крайней <37> левой, бессознательно выказывал крайне русского и уж гораздо тем самым близок стал к славянофилам, чем те наши тогдашние западники, которые до того боготворили Запад перед Россиею, что перешли в католичество, к правой стороне (любопытно, что скорее к католичеству, чем к лютеранству). Все западники к правой -- становились немцами. Все к левой -- оставались русскими, многие -- к славянофилам. {(любопытно ~ к славянофилам, вписано между строк. } Такие западники действительно были: именно из высших помещиков. Они и теперь есть. {именно из высших ~ теперь есть, вписано. } Эти уже совершенно стали не русскими, а европейцами, по характеристическая черта их, по которой их всегда можно было знать, это та, что, примыкая к Европе и становясь европейцами, они тотчас же примыкали { Между строк начато: Напротив, все те, на которых цивилизация действовала разрушительно, разрушая в них русское} к край<ней> правой, то есть теряли уже последнюю русскую черту, теряли русское чутье. Те же, повторяю, которые примыкали к левой и к крайней левой Европы, -- те все сплошь оказались и заявили себя тем самым русскими, отрицавшими европейскую культуру и имевшими к ней природное отвращение. Белинский, например. {Белинский, например, вписано. } Но сказаться русским еще было мало: отрицая Запад, они не знали, что они русские, и третировали себя еще ниже Запада. Этот слой продолжается до сих пор, они-то и суть западники в противоположность славянофилам, которые выжили в себе потребность и сознательно научились не отрицать Россию.

Займемся ими. Шатость их и т. д.

Социализм.

Православие.

Здесь остановлюсь, ибо длинная тема, успеем. Но что принесли из Европы. Политические.

Говорят про русских в Европе европейцы, что все они сплошь революционеры, между тем спи революционеры только в Европе, и если бы сумели отнестись к себе сознательно, то в России эти революционеры должны бы стать консерваторами (причина -- малое знакомство с Россией). Они и Россию принимают за ту же Европу.

Если же они и об России так заключили, то это потому, что еще тогда об России было им некогда думать, решали вопросы иные. Думали об России славянофилы.

Если б они больше были знакомы с Россией, то стали бы славянофил<ами>. Но до сих пор это незнакомство продолжается. Славянофиль<ское> учение до сих пор неизвестно, хотя к нему примкнут.

Миллер провозгласил славянофильское учение народным. А я выдумал примирить славянофилов с запад<ника>ми. На первый раз даю тезис:

Славянофилы, которые отрицали западную цивилизацию, взятую как идеал России.

Теперь же <к> концу идей заметней, так сказать, преддверие к делу.

Ибо православие даже менее обрядно, чем штундизм. Кончат посудой. Редсток тоже. {Говорят про русских ~ Редсток тоже, вписано на полях стр. 37 и 38. } <38>

КАКУЮ НЕСЕМ ДРАГОЦЕННОСТЬ НАРОДУ.

"Новое время", 24 апреля. Суббота, No 54. О пьянстве Щапова.

Несем идею высшую, чем только прожить (см. laissez-faire). {делай что хочешь (франц.). }

Какую несем драгоценность? И скажут народы: нет, их идеал лучше. Православный { Далее было: народ} Христос лучше, чем тот, который согласился в Испании на инквизицию. А почем вы знаете, понимал ли это Петр. { Далее было начато: В великой душе} Если и не понимал вполне, то предчувствовал, { Вместо: предчувствовал -- было начато: чувство<вал>} в великой душе должны были быть и великие предчувствия. Жаль, что судьба должна была дать ему слишком грозную душу. Антокольский и белоручка Петр. {Антокольский и белоручка Петр, вписано на полях. }

Кончить проповедью Златоуста: "Аще в 9-й час" и т. д.

Сильное NB. Вот почему славянофильство кажется учением, как бы эгоистическим, то есть что спасут мир русские. Да, но с другого конца, не вбирая в себя личность, а, напротив, признавая все личности, по лишь указывая идеал (всемирной души, женской).

Письмо помещика -- эта молодежь, недоумение. Они должны бы были быть славянофилами, то есть всепримирением брать, а не проповедовать, что чем хуже, тем лучше, и будь моим братом или голову долой. Так же Тернер и Янышев, только недоумение.

Православие, государственность, но православие-то и есть та вера, про которую сказано: не знаете, какого вы духа.

В моей идее: во мне драгоценность и спасение человечества, думает немец, неужели нет? Не во мне, а в идее моей, думает русский, будь всем слуга, всё признай хорошее, единение. Вот моя личность (трезвость нужна) -- гражданин света.

Г-н Тернер говорил, как иностранец. От<ец> Янышев чиновник. Обязанность русского. <39>

Майский No. Игуменья Митрофания.

Спиритизм. { Далее между строк вписано: Женщины}

Воспитательный дом, аффект.

Женщины.

Письмо о идущих в народ.

Письмо о жидах.

Мечтатель.

Язык и отец.

Крайняя левая европейцев.

Шатанье людей. Драгоценность народу.

Политическая, если будет что-нибудь. { Рядом с текстом: Майский No ~ если будет что-нибудь. -- на полях незачеркнутые варианты:

слева

справа

Ответы на письма.

Каирова.

Византийская история.

Жидки.

Крайняя левая.

Левая.

Драгоценность народу.

Демос доволен.

Спиритизм.

Аффект. Воспитательный дом.

Женщины.

Женщины.

Воспитательный дом, аффект.

Спиритизм.

Мечтатель.

Драгоценность.

Каирова.

Расширение.

}

"Голос", 28 апрел<я>. Смерть унт<ер>-офицера Данилова. Юбилей Петрова (еще прежде, около 25 числа). Дело Каировой. Заключение в "Новом времени", No 60, пятница, 30 апреля.

Аффект! Помилуйте, всё так можно сказать, каждое впечатление -- аффект. А кто знает границу (какие такие эксперты?), где можно положить нормой, что уж за этой чертой аффект безответствен. Да всякое приключение -- аффект! Восход солнца -- аффект, взгляд на луну -- аффект, да еще как! Наклонность <40> к лунатизму значит.

Обварила ручку ребенку, значит, аффект, надоел очень, нервы расстроил. (В семье, дескать, пьяницы были: да у кого не было в семье пьяниц.)

Главное ученье о среде. Есть ведь черта среды.

Кто жалеет губителя, тот не жалеет жертву. Дойдем до того, что не только оправдывать будем, по хвалить начнем. "Протестовала, дескать".

Купила заранее бритву. Как же необдуманно? Без аффекта, обдуманно. "Нет, не нанесла ударов" (присяжные). Кто же их нанес? Домой. "Она сама себя высекла".

У нас журналы хвалят такой приговор.

Всегда буду протестовать во имя здравого смысла.

Что такое за эксперты в душе человеческой? Какая такая эта наука, которой можно выучиться в университете? <41> Не много ли приписывают? Наше предрассудочное невежество непросвещенной и отвыкшей от рассуждения толпы и средины.

В системе уголовных наказаний:

Извержение из общества всем миром (единственное наказание, хоть без истязаний) и непременное возвращение в общество, если будет достоин, чтоб не оставлять души в отчаянии, -- вот принципы, которые надо бы принять непременно. Другое дело их организация -- это великий будущий труд. Но думаю, что два эти принципа разрешил как русский человек.

Удаление от общества необходимо для правды общественной.

"Новое время", No 64, вторник, 4 мая.

Буйство Иероглифова у Базунова. <42>

Г-н Григорович, представлявший собою обучившегося { Незачеркнутый вариант: научившегося} русскому мужику иностранца. Сей иностранец в русской народной жизни, считавшийся некоторое время за русского. Точно так он теперь и искусству.

"Новое время" No 66, 6-го мая, о женском вопросе.

Штундизм (прозелитизм). "Новое время" от 12 мая, ждет. Хлыстовщина, и тогда обессилит.

NB. Контингент священников и монахов. Убеждения. Тернер и Янышев.

Когда с попов сословность слезет, тогда уничтожатся и секты, и атеизм, ибо контингент атеистов все-таки дает духовенство.

Сословность -- отвлеченность, социализм.

Петр Великий. Великие души не могут не иметь великих предчувствий. Петр не мог не быть западником, но вряд ли он был в таком тесном смысле, как петербургский западник или иезуит Гагарин. И если б увидал славянофилов, наверно бы их понял, взял бы Хомякова и Юрия Самарина и сказал бы, вот <43> птенцы моего гнезда, хотя, по-видимому, они и против меня говорили.

Этот аристократ был в высшей степени русский аристократ, то есть не гнушавшийся топора. Правда, он топор брал в двух случаях: и для кораблей и для стрельцов.

Империя, после турков, должна быть не всеславянская, не греческая, не русская -- каждое из этих решений не компетентно. Она должна быть православная, -- тогда всё понятно.

К шатанию. Тернер.

С православием мы выставляем самую либеральную идею, какая только может быть, общение людей во имя общения с будущими несогласными нам. { К шатанию, ~ нам. вписано на полях. }

Каирова. Но присяжные могли это вынести, зная твердо, что не могут дать другого решения. Русские самый терпеливый парод в свете, а русские присяжные заседатели в особенности. {Но присяжные ~ в особенности, вписано на полях. } Наши присяжные всё вынесут, даже Утина. Довольно бы было и одного прокурора Случевского. Кстати: г-н Утин начал свою речь с благодарности прокурору за то, что защитил Каирову. Г-н Утин не захотел только быть вполне оригинальным, а то бы ему следовало, выслушав блестящую защитительную речь прокурора, прямо начать обвинять Каирову. Я не думаю, чтоб присяжные очень удивились. {Довольно бы было ~ удивились, вписано между строк и на полях. }

Но или она была в аффекте, или поступила так, "как бы мы все поступили". Что ж, надо всем быть безумными? Безумие-то и похвально?

Развязн<ость> и безум<ие>, вероятно, в натуре. Этого не было, но по газет<ам> отчасти получается именно это впечатлен<ие>. Утин. {Развязн<ость> и безум<ие> ~ Утин. вписано на полях. }

Милосердия сколько угодно, по не хвалите поступок. Назовите его злом.

"Наконец, надо быть милосердым" (не по одной обязанности). Жалеть Каирову и смеяться над Великановой -- не значит проявить милосердие.

Ручки-ножки -- чудовищное слово! Самое обыкновенное слово. { Далее было начато: Да ведь всё} <44>

Наши поверенные и заседатели (и суд, кажется, тоже) предполагают кажется, что когда идут резать, то бывают хладнокровны.

Кто жалеет обидчика, тот не жалеет обиженного.

Застань Великанова Каирову и порежь ее бритвой, и мне сдается, что, кроме грязи и каторги, она ничего бы не добилась на суде, в своем ужасном качестве законной жены.

Возлюбила много. Я уверен, что г-н Утин чрезвычайный христианин, но, однако, Христос вовсе не о такой любви выговорил свои вечные слова, и такая инсинуация несколько гадка. Несмотря на то, что простил во храме (пред страданием) и такую любовь, {Несмотря на то ~ такую любовь вписано между строк. } но не такую любовь, про такую любовь он прямо сказал: иди и впредь не согрешай. { Рядом с текстом: Застань Великанова ~ не согрешай. -- на полях помета: Утин}

Да ведь вы же сами сказали, что Великанов человек невозможный до того, что { Вместо: невозможный до того, что -- было: невозможный и что} факт любви Каировой всего пуще свидетельствует о ее безумии. Как же вы удивляетесь после того словам Великановой: ручки-ножки. С невозможным человеком и жить невозможно. Ну, раз говорят невозм<ожно> -- реви потом.

Великанова расположилась в чужой <нрзб.> квартире. Я понял лишь, что Великанова расположилась у своего раскаявшегося <45> мужа, который ее же и призвал. Но ведь ниоткуда не следует, что Великанова рассчитывала, что Каирова заплатит и по ее приезде. Я так понял, что как только приехала Великанова, то и квартиру оставила за собой. Тут ей трудно было распознать, кто платит: муж или Каирова? Муж звал к себе, -- значит, муж и квартиру оставил за собой, тем более, что Каирова удалилась, и муж уверил, что Каирова удалилась.

Но Великанова через две недели играла. Для чего это замечание? Или г-ну Утину жаль, что ее не зарезали? Нельзя сказать, что Великанова мало вынесла: она вынесла чувство смертного страха, страдания. Вообще минута не совсем была привлекательная. Мне вот жалко, что Каирова сидела 10 месяцев, но за что же я стану бранить Великанову? И сказать, что она одна пострадавшая, -- слишком сильно. А в вину Великановой нельзя ставить. Выбросила падчерицу. Девочка спаслась чудом из 4-го этажа, неужели это оправдывает мачеху? "Новое время", No 73, 13 мая.

Я только робко осмеливаюсь сказать, что зло надо было назвать злом, а не подвигом.

Каирова, все эти бритвы могут быть очень симпатичны. Не люблю всех этих любвей без долгу. Ложь и фальшь. Противно. То есть не любви, а всё, что из этого выводят, и факты, бог с ними, все грешны, а я не судья. {Ложь и фальшь. ~ не судья, вписано между строк. }

Воспитательный дом (падчерица из окна). Обваренная ручка из самовара. Воспитательный дом -- долг. Аффект страшное слово. Среда заела -- неужто избавляет <46> от долга. Но в долге больше блаженства, чем весело жить с интрижками, имея под боком воспитательный для последствий. Но еще блаженные с интрижками, блаженны. Эти страстные натуры -- самоубийцы. {Но еще блаженные ~ самоубийцы, вписано между строк. }

Конечно, весело дать роспуск всем своим способностям и, так сказать, насладиться жизнью. Довольно монахов-то. Я помню симпатичный план писателей французских 40-х годов, которые предлагали учредить, так сказать, сатурналий, чтоб возвратить всё отнятое у тела долгими веками монашества. Ужасно странно и то, что эти же писатели изображали монашеское житье и монаха не иначе, как в виде жирных красных парней с бутылкой в руке, с клубничным перемигиванием с как<ой>-нибудь красоткой, так что трудно представить, что такое у человечества было отнято. Правда, было несколько аскетов во всех землях и во все века, но ведь так немножко. Через христианст<во>, напротив, сознал<и> многие, что в душе правы, в христианстве действительно сознали, что в нравств<енном> долге счастье. {Конечно, весело ~ долге счастье, вписано на полях. }

КАРИКАТУРЫ, БЕССПОРНО ЗАСЛУЖЕННЫЕ. {Карикатуры, бесспорно заслуженные, вписано между строк. }

Начало романа. Мечтатель. Два критика. Но я не вправе писать роман: за мной две статьи. Но я не буду писать, о чем обещал. Скажу лишь про русских европейцев левой и правой. О идущих в народ (письмо). {О идущих в народ (письмо), вписано между строк. } И что мы несем народу? Расширение мысли. Православие. Кстати, Тернер. (Самарин. Речь Миллера.) Каульбах и проч. Константинополь и православие. (О шатости же и почему народ выше -- до другого раза.)

Еще о спиритизме.

0 женщинах.

Воспитательный дом. Вознаграждение детей образованием, профессией, правами, поднятием духа (а то их презирают, они стыдятся, оттого дурные). Любовь к отечеству.

Да, но соблазн для законных. Правда, вы законные, из 4-го этажа, ручка из-под самовара. Но возвысить идею и о законных. Государству надо понять, что дети принадлежат не одним отцам. Проповедовать мысль о взаимных тяготах.

Читал письмо о барышне, кончив<шей> самоубийством. Нет высшего сознания жизни, то есть сознания долга и правды, что единственно составляет счастье. И как она устала, о как она устала, какое матерьяльное понимание в счастье, распределение денег. Придут выть. Как противно.

Отучать от науки, от гражданства длинным периодом чинных генералов и запрещенных книг, с умом неприготовленны<м>, без познаний. {Читал письмо ~ без познаний, вписано на полях. } <47>

Войди в дом мой. Всё это прекрасно. Может быть, мечта? Какая же мечта, если наши присяжные не признают преступления.

Но зато Каировы ненавистны.

Утин. Кощунство. Если б он наивно сказал, было бы только невежество и грубое понимание Христа -- и более ничего. Но г-н Утин тут же прибавил: если б не кощунственно. Значит, сам знает, что это не подходит. К чему же сказал? Конечно, захотелось пошутить над своей же клиенткой Каировой, -- плоская шутка, дурного вкуса, но присяжные всё вынесут.

Воспитательный дом. В самом деле, давайте мечтать. Почему государству не дать им полного образования. Убыточно? Нет, выгоднее, больше деятелей.

Неужели невозможна мысль расширения мысли о детях как о гражданах. Обязательность образования. Об этом поговорим. А теперь laissez-faire. Промышленность сама сделает дело, даст хлеб, обогатит жидов. Общую бы деятельность направить в новую сторону, государственную, общественную, православную, а не лично-жидовскую. О жидах. Status in statu. {Государство в государстве (лат.). } О шатости поговорим после, <48> потом. Я обещал { Незачеркнутый вариант: хотел} сказать, чем народ лучше нас, ибо в народе нет шатости. Но это в другой раз. А теперь лишь о правой, левой.

Очищается место, приходит жид, становит фабрику, наживается, тариф -- спаситель отечества. Да ведь он себе в карман! Нет: он дал хлеб работникам. И вот и всё. А государство поддерживает жида (православного или еврейского -- всё равно) всеми повинностями, тарифами, узаконениями, армиями. И вот и всё. Не такова мысль русская, мысль православия. Будь свободен, но неси тяготы всех. Люби всех, и тебя любить будут (не из-под палки). Станови хоть и сам. Детей не отнимают у отцов, но пусть отцы проникаются мыслью общения. Детей вместе. Разрушить семейство нельзя. {Разрушить семейство нельзя, вписано. } Польза. Прекрасные. Всеобщий долг (а не клубничка). Жиды. Status in statu. Время шатания. И т. д. Правой, левой. { Рядом с текстом: Люби всех ~ левой. -- на полях помета: Тернер.}

Жиды. "Новое время", No 74, 14 мая. Пятница. Заявление г-на Гриневича о жидах в обществе <49> для содействия русской промышленности и торговле. На него напали. Жидам ли у нас не найти защитников? Средства у них есть на то. {Средства у них есть на то. вписано. } И что за аргументы? Что наши кулаки и мироеды не хуже. Если существует такой парх как кулаки, { Было: жиды} то следует ли из того необходимость жидов? И тех и других надо ограничить. Наши мироеды через жидов большею частию вошли в свои привилегии. Возражают, говорят про образование. Что такое образование, какая глупость: не лучше ли просто подождать золотого века и тогда уже ограничить жидишек. Земледелие надо поддержать, ибо промышленность рождается из земледелия, а у нас мимо земледелия, началась спекуляция. Ограничить права жидов во многих случаях можно и должно. Почему, почему поддерживать это Status in statu. Восемьдесят миллионов существуют лишь на поддержание трех миллионов жидишек. Наплевать на них. <50>

В том же No "Нового времени", No 74, из немецкой брошюры о второстепепности Бисмарка.

Можно ответить какому-нибудь "великому русскому", сделав выписку о Бисмарке, что "иначе вы даже с Бисмарком не сравняетесь".

"Москов<ские> ведомости", No 119, мая 13. Статья о чешских переселенцах на Волыни, о нашем шагании (как пример). Предоставление им веры и языка из либерализма для того-де, чтоб избежать нелиберального шовинизма.

"Москов<ские> ведомости", No 119, мая 13. В той же статье о чехах свидетельство о том, что наше духовенство и не почесалось обратить чехов, желавших присоединиться к нашей церкви. { Рядом с текстом: "Москов<ские> ~ нашей церкви. -- на полях помета: Семинаризм}

"Новое время", No 76. Убийство двух девочек в Киеве в университетском ботанич<еском> саду.

Аффект, девочки. Аффект, ребенок, столкнутый из окна. <51>

Что ж, твердо вы уверены, что не существует такой черты, за которую нельзя переходить в аффекте. Всё от среды.

Милосердие -- другое дело, по не развращайте парод, не наливайте зла нормальным состоянием. { Рядом с фразой: Милосердие ~ состоянием. -- на полях помета: Здесь Утин}

Для чего не изнасиловать девочек и т. д.

Еще теперь стыдятся и отговариваются аффектом, но скоро перестанут стыдиться. Присяжные поверенные, как Утин, намекают на будущее. Прав, права, так и следует.

"Московс<кие> ведом<ости>", No 120, суббота. Корреспонденции о пощечине Ратькову-Рожнову.

Что сказать об жидах, что сказать о православии (Тернер).

О Каировой. Об унт<ер>-офицере Данилове, о Петрове.

О том, что столкнула падчерицу.

В чем свобода? В том ли, чтоб предаться всем возможным течениям или овладеть собой и своими стремлениями? { Рядом с текстом: В чем свобода ~ стремлениями? -- на полях помета: Каирова, Утин.} <52>

Был в воспитательном доме, всё { Вместо: всё -- было начато: сидящи<х>} дети матерей, сидящих на ступенях дач и точащих бритвы на своих соперниц. Искривленья пошлых чувств; сами не зная, надо ли убить или не надо. По-моему, если б она наверно знала, что убьет, было бы лучше по твердости понятия и решения, тогда как, зная ненаверно, выходило одно лишь баловство, из амбиции, из сладострастия, из ненависти. Что вы думаете, что я это презираю? Нет, я знаю, до чего это может довести, безначалие вне вас, в внешнем законе (ибо общество есть закон, не говоря уж о казенном законе) и безначалие внутри вас, {безначалие вне вас ~ внутри вас вписано на полях. } но всё же это грех, не говорите, что так и надо, не провозглашайте безответственность. Но о воспитательном я потом.

Земледелие есть враг жидов.

Но наша шиллеровщина мне нравится.

Дети общие. <53>

Каирова и воспитательный дом.

Аффект.

Письмо о молодежи в народ. Правой, левой. Колебания. Левой -- ближе к славянофилам. Белинский и Боборыкин. Боборыкин о моем лиризме. Да ведь отрицая же себя. А ты не только отрицая, но еще веруя, что послужил и европейскому человечеству. Об этом в следующем No.

О женщинах.

Спириты. {Левой -- ближе ~ Спириты, вписано между строк и на полях. }

О жидах. О чехах, о православии.

Тернер. Пусть католич<еские> церкви на Невск<ом> просп<екте> так и остаются, но чехи -- обратить их надо.

Драгоценность народу.

Спасение от образования и от женщин. { Вместо: Спасение от образования и от женщин. -- было: О женщинах.}

Спириты.

Возьмите вопрос о жидах, о лесоистреблении, шатании, в народе покамест нет, об этом после (и о том, что несем народу), а пока лишь соображение: правой-левой, но Белинский не знал России, об этом потом, а теперь корреспонденту о молодежи, оптимизм, пройдет пора шатания, образование, женщины.

Спиритизм.

Сами излечатся от народа.

Космополит. Так как я вижу, что нет космополита, кроме русского, стало быть, это существенная черта русского, вот его и особенность.

Духовное единение. Православие. Взамен матерьяльного единения, силой католичества, римского единения.

А славянофилы-то и космополиты уж и начинают с того, с уничтожения исключительно русской идеи, сравнительно со славянством. Но ведь славянство лишь первое собирание. Оно расширится на всю Европу и мир как христианство. Вы смеетесь над православием, а вот редстокисты, увидите, кончат-таки тем, что будут плясать около чана и есть каждый из своей чашки, штундисты тоже. Это свойство человеческого. -- Я очень рад, что написал это. Может быть, очень близкие потомки доживут до этого и вспомнят.

Но не уничтож<ение> России, а смирение мысли России. {Но не уничтож<ение> ~ России, вписано на полях. } <54>

Воспитательн<ый> дом.

Когда будет тот первый момент, когда эти дети узнают, что они не обыкновенные дети. Должно быть, и нет момента, с 1-го мгновения от нянек. Узнают, что они хуже всех. Почему? Это уж долю спустя, по не очень: потому-де, что отец твой и мать бесчестные. Почему бесчестные?

Чувства. Средина и бездарность подла. Верхушка: злодейство или благородство, или и то и другое вместе. Вот где героя романа взять. У Victor Hugo -- enfant trouvé {подкидыш (франц.). } сыщик. Конечно, все эти бритвы на лестницах симпатичны, но...

Чистота не мешает, особенно у нас, особенно у детей. Слава <?>. Или стушеваться в ничтожество. Но не превозноситесь. Везут гроб. Почем вы знаете, взгляд, слово не вредило ли? и проч. {Чистота ~ и проч. вписано на полях. }

Зло -- злом.

...Надобно уничтожать причины преступлений (среду). Но не в одних причинах преступление, не в среде.

Не уничтожайте личность человека, не отнимайте высокого образа борьбы и долга. Об этом много еще будем говорить.

Петр Великий хлопотал о ближайшей пользе, но мы не знаем его предчувствий.

В жизни его -- мечтательн<ость>, ригоризм <?>, с вопросами философскими он не мог быть знаком. {В жизни ~ знаком, вписано между строк. } <55>

Речь Утина. Средства определяют обстоятельства дела. Червонный валет или отец, укравший для голодного ребенка.

Беспрерывно говорит: любила как свое творение. Да что же она из него сотворила? Детские слова.

Судя по такой защите, вот что может померещиться публике, что будь на месте Каировой Великанова, то каторга, тогда как, может быть, было бы не так.

Может быть, глубокое христианство внушило г-ну Утину эту мысль, а вышло совсем не то. {а вышло совсем не то. вписано. } Это юнкерская мысль. Юнкера действительно полагают, что Христос, говоря о том, что возлюбила много, подразумевал вот именно эту самую клубничку.

Эта ночь, это точение бритвы тяжело.

К тому же почти наверно можно сказать, что она не знала, что делала. То есть аффекту я не верю ни на грош, да и никто, я думаю, {да и никто, я думаю вписано. } но не знала, кончит ли? Раскольников, опустивший топор. Правда, гадко. Но всё же возбуждает глубокое сострадание. Но Утин разрушил всё, перешагнул меру. Он сказал, так должно (выписка). Самое-то падение человека возбуждает сострадание. Что ж, ведь она была не жена. Корреспондент-то прав, никакого удержу. {Самое-то ~ удержу, вписано между строк. } Это всё равно, что так должно.

Бремена тяжкие. Правда, ее оправдали и оправдали бы наверно, но зато она мучилась. Может быть удовлетворено чувство справедливости. {Бремена ~ справедливости, вписано. }

Но ведь тот же Великанов, столько вравший, мог ей соврать, что платит он или что теперь платит он, а что постель его.

Родится, бьется, кричит, заявляет право существования, как будто и имеет его. А его в нужник. А тут еще явится адвокат, что возлюбил много, я не про господина Утина теперь говорю. А кстати, если б убила Великанова -- каторга. <56>

Один столбец политики. Султан.

Православие и славянство. Константинополь как столица России немыслим, а Константинополь как столица православия -- должен. Православие и Россия как старший элемент его.

Об "Идиоте" -- в ответ L на его рецензию "Парадоксалиста". У вас, господа, вместо сердца кусочек чего-то казенного. { Рядом с текстом: Об "Идиоте" ~ казенного. -- на полях помета: "Голос", No 138, среда, 19 мая.}

То, что нет преступления, -- есть один из самых грубых предрассудков и одно из самых развращающих начал.

Рассказ Алчевской насчет мальчика, зарезавшего за 10000.

Воспитат<ельный> дом. Известно, что приобретаются ужасно сложные идеи у младенцев, и процесс этот неуловим. Так что нам нечего гордиться нашим умом. Каспар Гаузер. <57>

Слова Велика<новой> ручки-ножки. {Слова Велика<новой> ручки-ножки, вписано на полях. }

Да у вас, господа, в семействе, несмотря на всю вашу благовоспитанность, не бывало таких слов.

Фальшь преследую.

Но г-н Утин расходился и похвалил преступление.

Если уж блистать гуманностью, то можно бы быть гуманным и к Великановой (да и смешон, груб этот прием).

Политика. Мурат. Франции дорого продать. Рано. Мешает многому Австрия.

Константинополь, что ж, столица греков. Надо раздробить, ибо с славянами передерутся, -- без России не обойдется.

Столица православия. Великорус. { Рядом с текстом: Политика. Мурат ~ Великорус. -- на полях помета: Политика.}

Беспорядки в Турции, в которых Англия, не зная, что делать, вероятно, примет свою традиционную политику поддержки Турции изо всех сил. Но эта политика невозможна без союза с Францией. Придется соблазнять Францию. Решение Франции всё значит. Найдется ли во Франции голова, чтоб суметь подороже продать себя. { Рядом с текстом: Беспорядки ~ себя. -- на полях помета: Рано!}

Захочет ли Бисмарк отступиться от того, чтоб Восточный вопрос очутился в Берлине. <58>

Аплодисмент. Суд не может не быть для определения, что зло, что добро, для единства мысли и определения). Наказание же может быть изменено.

Удалять других обязано, исправлять, переделать трудом, желают страдать.

Кто знает, впоследствии: ты ne прав, брат нага, иди от нас. Пусть принимают его в другой общине или в другом даже народе. Но и это и все систе<мы> фантастичны. {Удалять других ~ фантастичны, вписано между строк. }

Расписание 21, 22 -- Утин.

23--24 -- Среда.

25 -- Воспитательный дом.

26--27 -- Рассказ Алчевск<ой> и пр.

28 -- 2-й корреспондент. Молодое поколение. Начало и Турция.

29 -- Турции конец.

Демос. Даже в Англии, даже в Америке вы найдете склад общества более обособленный, более аристократический, чем у нас. Я только про шатость и что несем с собою и т. д.

Да и всё почти г-н Утин преувеличил, я не желаю говорить худое; она слишком несчастна.

Возлюбила много. Если б отнесся к делу гуманнее, то был бы обдуманнее, был бы обдуманнее, не сказал бы такую глупость. А кстати юнкера.

Юнкеров, гимназистов, кадетов.

Так что как бы оправдал. Это кажется у них (подкрепляет) от излишних избыт<ков> юношеских сил. От избытка казарменных { Незачеркнутый вариант: юнкерских} сил при взгляде на женщину. { Рядом с текстом: Возлюбила много ~ женщину. -- на полях помета: Утин. От избытка ~ женщину, вписано между строк. }

И старших надзирательниц, говорящих даже по-французски. { Рядом с фразой: И старших ее по-французски. -- на полях помет: Восп<итательный> дом.}

Воспитательн<ый> дом. Тяжеловесность. L -- насчет войны.

Я просто, что не стоило сохранять.

Наказание. Почем знать, может быть, суд решит, ты виновен, брат, и он обнимется с нами. <59>

NB. Правой-левой, или в самом высшем свете, или в нигилистах -- одно явление.

Воспитательный дом. Дуня, ножка, хоть бы мать ей за это. И с каким благоговением вы смотрите на эту грудь, няню, любовь -- за их материнское чувство, и -- какое омерзение Каирова. Нет, в пашем обществе еще много сантиментальности и ложных понятий (ложных взглядов).

Мне взгляды эти ясные баб понравились, точно они своих ведь держут. Матери.