Меня все встретили. "Петербургские вед<омости>". Хорошо иль нехорошо?

-- Хорошо. Мы все хорошие люди, т. е., конечно, кроме дурных.

-- Но у нас даже дурных нет, а есть лишь дрянные.

-- Кроме того, у нас собственно националь<ные> свойства и даже западники.

-- Не верю ненависти "Голоса" к "Биржевым" и даже к "Москов<ским> ведом<остям>". "От<ечественные> з<аписки>" и "Современник". Соперничество в переводе Диккенса, "Один<окий> дом" и проч.

-- У нас ценились Сильвио и проч.

-- Да и за что нам не любить друг друга. Славянофилы и западники кончились. По крайней мере Потугин. {По крайней мере Потугин. вписано. } Теперь народ идет сказать свое слово.

-- Мы все ищем подвига, общей пользы.

-- Воля ваша, это так. Отраднейшее явление.

-- Если противоречим и деремся, что же в том?

-- Правда, есть дрянь и в литературе.

-- Вот, наприм<ер>, "Биржевые <ведомости>". Бал. О народе. Теория.

-- Константин Аксаков.

-- Образован и безобразен. Совмещается.

-- Не в том, а в том, как он воздыхает.

-- Порча будет, но валы только лижут могучего пятки.

-- А целое есть. Оно уже схвачено. Тихон, Мономах, Илья, но однако, всё это идеалы народные. { Далее начато над строкой: народные, и если Мономаха не знают, то такой} Недалеко ходить, у Пушкина, Каратаев, Макар Иванов, Обломов, Тургенев, ибо только положительная красота и останется на века. {ибо только ~ на века писано. } Потугин. Потугиным я займусь. Я имею право: я поставил Тургенева одним из самых первых. {Потугин ~ из самых первых, вписано. }

-- Я не могу иначе говорить о русском народе. Я знаю, что этот безобразный народ -- безмерно прекрасен. { Далее было начато: Марей}

-- Сто тысяч, каторга...

-- Это убеждение воскресло во мне... {Это убеждение воскресло во мне... вписано. }

-- Лжи, фальши самой наивной, через гумно.

Я помню, как я лежал.

Марей.

Какое мне дело, что этого никогда не будет. Я счастлив, верю, что это очень могло бы быть.

Беспредельная сострадательность и широкость в оценке разумности. Помилуй народ без земли и без бунта <?>

Дело Кронеберга.

Адвокат.

Париж, война.

Спиритизм.

Поэма Авсеенки.

Но вряд ли мы так хороши, чтоб поставить себя в идеал народу, а потому и потребовать от народа, чтоб он стал таким, как мы. {а потому ~ как мы в писано. }

Этому я не верю, и вот в этом, может быть, сомнении расхожусь.

Напротив, это мы должны преклониться перед народом и ожидать от него всего -- и мысли, и образа, преклониться перед правдой народной и признать ее за правду, как блудные дети, двести лет не бывшие дома (правда, оста<ва>вшиеся всё время русскими и воротившиеся русскими, {и воротившиеся русскими вписано. } и вот в том наша заслуга). { На полях рядом с текстом: Но вряд ли ~ наша заслуга). -- неза черкнутая запись: простоты и сердечности, шпроты понимания} Но зато всё это с условием sine qua non -- чтоб народ и от нас взял много.

Chacun de nous peut profiter. {Каждый из нас может получать выгоду (франц.). На полях рядом с фразой: Chacun ~ profiter. -- незачеркнутая запись: именно то, что и мы принесли хорошего и мы несем очень много хорошего.}

Я написал в прошл<ом> дневнике, что народ погружен мрак невежества, в безобразие, и в то же время кричу, что народ прекрасен. Да, если я это знаю.

У меня были тяжелые мгнове<ния>, и мне, может быть, отдадут справедливость, что я, может быть, не люблю воздыхать.

Никогда я больше не перевоспоминал , как в те годы.

Мне вдруг припомнилась одна маленькая черточка. Марей.

Мне было леть девять.

Дворянская честь. Она кончилась <?> известным вопросом Ермолова государю: "А зачем мы не лорды?"

Петровским <?>

Разве это нехорошо, разве он не образован?

И наибольшее разногласие, в котором заключается вопрос, от которого зависит всё наше будущее. {И наибольшее ~ наше будущее. -- написано поперек листа. }

-- Народ.

-- Аксаков.

-- Типы, воздыхает. Тихон.

-- Потугин...

Отвлекать -- народ -- теория -- важный вопрос.

-- Что лучше -- мы или народ? -- вопрос углом -- а ведь он почти гак и становится. { Рядом с текстом: Что лучше ~ и становится. -- запись: Об эт<ом>}

-- Народ ли за нами или мы за народом?

-- Я думаю, что вряд ли мы так хороши.

-- Ниц перед правдой народа. Sine qua .

Ни за что не отдадим. Есть нечто. Загадка. Развратимся ли.

-- Валы только лижут. И потому я бы не желал, чтоб ставили ненавистниками, я имею причины считать прекрасным.

История средняя, пустенькая.

Совсем другая мысль и другой взгляд. Нет, им, полякам, было тяжеле нашего.

Судите его не по тому, что он делает, а по тому, что он желал бы делать. Не за то, чем он есть, а за то, чем желал бы стать.

Что должен <?> -- так как дело { Далее было начато: О дальнейших} убеждения скажут <?> потом, в каком направлении пойдет "Дневник". Что до меня, то выскажусь прямо: мы вовсе не так прекрасны. { Текст: Народ. Аксаков ~ не так прекрасны. -- написан поперек листа. }