АВСТРИЯ
Психология. Цинизм. Мнение о правительстве. Неблагодарность Австрии. Меттерних. Народ. Нападай на правительство, но не на народ. Тогдашний западник и славянофил. Нет мнения у народа. Иерусалим. Посмотрите теперешнее движение: не народно оно? Киреев.
КОРОЧЕ
Благодарный человек. Злоба дня -- реформа, торговл<я>.
Но нападай на правительство, а не на народ. Тут выразил Запад. О, он любит народ; взгляд западника.
Иерусалим. Ныне -- Киреев. Цинизм -- психологическая черта. Благодарность Австрии; до Меттерниха.
В нем правительство. Захват. Есть и еще ошибки.
1) Меттерних.
2) Идеалист забыл, что и всегда почти торжествуют мысли идеальные.
Эта статья напис<ана> с злобой дня -- Меттерних.
3) Не надобно стыдиться своего идеализма и своих идеалов. Успокойся, ты проповедуешь прекрасное, а стало быть, истинное. Если уж такие люди, как ты, будут стыдиться своего идеализма, то кто же будет пророками. -- А ведь так да дойдешь до Меттер<ниха>
4) О, и Гранов<ский> был самолюбив, как и все способн<ые> русские люди без дела. Но не к самолюбию надо отнести чрезвычайное раздражение этой статьи. Есть даже исторические ошибки, странные для Грановского. Австрия--Италия.
"Гражданин", злоба дня. С напускным цинизмом о том, что русск<ие> захва<тить> хотят славян.
5) Но нападай, а не на народ. Но тут западник; в этом западник и выразился. Народ он любит, но идиллического быта. Для него народ не имеет мнения.
Хотят Иерусалим.
Народ наш имеет мнение, если с ним искренне, и пойдет даже за славян.
Как бы удивил<ся> почтенный идеалист, если б посмотрел на тот же народ в эту минуту.
Раскольник.
А общество. Кровь. Киреев.
Самолюбив -- бездель<е> -- вследств<ие> всеобщей тоски по делу в наших передовых людях.
Пусть даже он прав, в частности, отрицая бескорыстие нашей помощи.
Кто же как не историк укажет на высшую честь и правду <нрзб.> восторжествовал во всех.
Обществ<енное> мнение объявил<ось>. Мимо газет объявил<ось>. Требуют тоже войны. А ведь и впрямь она была бы нам невыгодна.
Быскорыстно любят ли нас сербы-то? ревниво смотрят на нас. Призвание рот -- благодетельность. И не ждать благодарн<ости>. Кончат тем, что полюбят. Правда восторжествует.
Государственность <?> необходимая вещь. Дошли до того, что и нравственность необходимая вещь, извиняли и оправдывали себя естествен<ными> наукам<и>, различие<м> негра с белым, естественным подчинением негра.
Разве не уверяли еще недавно миллион людей в образованнейшей -- нации, что невольничество негров необходимая вещь. Вот эти-то прекрасные непрактическ<ие> вещи и оказывают<ся> полезными.
Благодарность, честь нации бледнеют перед практическим, но высшим понятием чести всегда лучшим <?>, даже в ущерб себе.
Кто же станет защищать "всё прекрасное и высокое". Ты наговоришь чрезвычайно умных вещей про неискренность помощи Рос<сии>, напрочь забывая, между прочим, что факт помощи все-таки был, искренний или не искрен<ний>, но ум не тут, ум выше.
Есть моменты, когда и справедливейший человек не может, почти не должен быть беспристрастным. Народ услышит всегда призыв искренний.
Даже малейшее развитие какой-нибудь торговли, даже малейшее усиление на море, и вот уже болезненная мнительность, болезненная тоска за барыш.
Затрепетать за будущ<ность> своих итальян<ских> влад<ений> и очень могла еще поколебаться, к кому ей пристать в Восточной войне, к нам или Болгарам.
Ведь это не одному ответ, а многим.
Вот где беда. И очарование твое и прелесть твоя в этой широкости и в то же время -- беда.
Прелесть бесконечная, мучающая меня прелесть и в то же время беда.
О Карамзинской библиотеке.
Отвечено ли Кошарову в томах.
<Нрзб.> есть воплощение мертвящей казенщины иных либеральных понятий.
ТЕКУЩЕЕ
Эмс. -- Уединенье. Почувствуете в уединении среди многоязычной толпы.
Нигде так не жил уединенно, как в каторге 4 года, нигде так не уединяетесь. Не быть одиноким. У меня квартира, соседи. {Нигде так ~ соседи, вписано. } Кур-лист, тысячи посетителей, русские.
Местоположение, грусть, действие вод, кошмары. Лист. Римляне. Тут где-то.
Музыка, { Вместо: Музыка -- было начато: Сквер<ная>} скверные товары, Вильгельм, Бенедетти.
Девушки у источников -- Шарфзин (в вагоне вас зухен зи? Картинная галерея). Немцы и находчивы и остроумны, но иногда вы странно о них заключаете. В вагоне.
Толпа у источника.
Русские. Сокращай без удержу генералов (Спешнев).
Учтивость немцев -- почтамт.
Рабочие чиновники. Девушки-работницы.
Жертвы на blödige Kinder и неимущих. 5 pfenige.
Лермонтов.
О русских -- французский язык --
увражей.
Классическое преподавание без русского языка (из острых слов). {Классическое преподавание ~ слов). вписано на полях. }
Англичанки. Русские женщины.
Утром дети в школу. -- Нет твердого быта, всё не так, как у нас -- (что-то твердое -- где хорошо, где зло).
Бедные. Описанье. Немцы не любят давать. Русская церковь -- вон. Земледелие.
Пересмотр переписки.
NB. Может быть, это ограниченность, распущенность. Невежда Suspechov <?> Кстати, я не рассказывал, считал мелким, но в каждой мелочи есть мудреная сторона.
О лучших людях и проч.
От этой грязи бегут русские за границу и проч.
Было бы очень досадно в чем себе отказать, в иных <?> расходах, тоже необходимых.
Слишком довольны.
Хорошо, если он глуп и будто тайный советник, но если он умен и мыслитель.
Скука.
Формы, сосуд, яд, мыслитель, скука, похабность, в школах наизусть, латинский язык, аржаны.
Эмс место блестящее -- катар дых<ательных> путей, простудится.
Живописное местоположение и удивительный климат, дождь.
Императоры. Бенедетти.
Излюбленный император Вильгельм. Чахлые товары; судя по приливу, теснящемуся { Было: толпящемуся} у источников -- источников много, Кренхен, Кессельбрунен. Но для меня девушки. Анекдоты. Заметливы, все кланяются.
Работницы в отеле -- не так, как у нас. Законы наши, мужики нанимают и уходит. Почтамтский чиновник по кур-листу. Где у нас? (Тут порядок полиции.)
Уединение. Каторга. {Каторга, вписано. } Многотысячная толпа. Музыка.
Русские. Острые слова. Генералы. Blödige Kinder не скажу какой нации.
Русский язык. Французский язык. Классическое воспитание без языка. Формы языка -- аржаны.
Римляне, так что всё это представляется как бы вместе с сильным направле<нием>. Но какой уж тут Лермонтов, какая поэзия. Но этого я уж и не знаю blödige-то кто, маленькие идиоты из беднейших семейств, {из беднейших семейств вписано. } ну зачем { Было: но что} бы тут { К словам: ну зачем бы тут -- незачеркнутый вариант: ну чего бы тут} острить-то.
И ПОТОМ 3-я ГЛАВА, НАЧАТЬ
Страшная вещь тоже уединение.
Хороший вкус подсказал хорошему обществу, что соприкасаться { Было: умеренно соприкасаться} с природой -- это самое последнее слово и науки, и рассудка, и здравого смысла.
Умеренно.
Встречать с улыбкою, быть кротким, подражать раю.
Байронов<ы> герои, Печорины, даже Онегины -- но какая враждебность. Имели успех, но дурного тона.
Да я женат уже 3-й год, куды, 4-й год.
Болгарская женщина.
Любвеобильность, если заездить клячу.
Да, да, я с вами совершенно согласен, я тоже пожертвовал.
-- Расскажите уж и мне.
-- Я еще не знаю, достойны ли вы, чтоб это услышать.
Мне так было тяжело на нее смотреть, что я их там оставил и приехал сюда.
Да, я согласен с вами, народность и т. д. Но мне так тогда было пакостно через эту бабу, что пакостно и до сих пор.
-- Я вам говорю, это пройдет -- уже в одной окраине population reste stationnaire.
Ничего. Это просто был пот, и если б я не был влюблен в нее, я бы расцеловал ей ноги, за пот, за труд и т. д.
-- Если б я бросился. Я не знаю, может быть, и было бы что-нибудь. Было бы разрушение моего идеала и только, даже в самом удачном случае. На это я не мог решиться, меня именно соблазнило, что она не примечает, что ли, одной нечистой мысли или насмешки. Всё, что есть лучшего в природе, то было передо мною, а над нами жаворонок.
... и сделаться мужиком, то есть собственным крепостным своим человеком, но ведь этого папенька и маменька ни за что бы не захотели позволить, и я знал, что это была только прелестная фантазия и больше ничего. Вообще вы не поверите, до какой степени преобладал всю жизнь во мне здравый смысл и особенно в моих увлечениях.
Замочек-то осмотрел, висел заперт
... даже узнать, где дело и в чем оно состоит.
Конечно, и я повторю это. Конеч<но>
Журналист.
Атеист.
Патриотизм, драться, что-ли.
Славянские идеи перестали быть славянофильскими, а перешли и высказались отчетливо в общем сознании. Драться. Офицеры, крепостной народ. Правительство опережает <?>. Уважать.
Всепримирение сословий
выражает целое сознан <ие>
Согла<сие?>
Как ни вертите землю, а все-таки у нас земля всё. { Фраза: Как ни ~ всё. -- зачеркнута. }