-- Действительность и литературн<ая> художественность.

-- Это я знал.

-- Но пропустил, что и действительность требует глазу.

-- А то просто. С простотой этой очень мирятся (не добиваясь дальнейшего смысла явлений), другие нет.

-- С простым уживаются и консерваторы и нигилисты. { Далее было: прямо Рядом с текстом: Действительность ~ и нигилисты. -- на полях помета: то есть для чего} У тех вдруг стало разумно. Как бы разумно мы ни устроили, но это обращ<ается> вновь в хаос и нуль, хоть и нужно, но вечны, мертвы законы природы, но тем не менее в них глубокое неуважение ко мне, и к разуму, и к нашему праведному счастью, которого мы достигли. {Как бы разумно ~ достигли, вписано вдоль полей. }

-- Искусство побеждает и осмысливает. Вечное достоянье. Молчалин. Как понял Щедрин. О Молчалине. (О действительности.)

Захожу в читальню. Теккерея. Прямолинейн<ость>, кстати стушеваться.

-- И то было просто. Надо было выждать. Теперь стало сложнее. { К тексту: Захожу в читальню ~ сложнее. -- вдоль полей зачеркнутая запись: Я не удив<ился?> направлению).

-- К стыду вашему относится, что вы спрашиваете.

-- А какие у вас книги

-- Нынче разумный спрос. Нынче таких глупостей не спрашивают.}

Вы фантазируете. { Вместо: Вы фантазируете. -- было: Фантастический вид. Вся Россия.} Кстати: что такое фантастическое в искусстве. Побежденные и осмысленные тайны духа навеки.

Родоначальник Пушкин. "Пик<овая> дама", "Мед<ный> всадник", "Дон-Жуан".

Дочь Герцена. -- С образом. -- Мачеха в окно.

Я ничего не знаю фантастичнее России.

Но просто -- это всё можно затушить.

Этого смиренного кроткого самоубийства... -- более разумный спрос.

Холодный мрак и скука. Явления бывают, но мы чувствуем, что осмыслить их не можем -- всё фантастическое остается неразрешенным.

Это мне сообщено было давно, но я вспомнил по поводу смиренного самоубийства.

И если б возможен был мир Молчалина, если б он не был фантастичнее всего фантастичного, то мир бы простоял хорошо.

Ужас, но он рад ему: это вызов.

-- Дон-Жуаны поражаться идеями не могут слегка. { Рядом с текстом: Ужас ~ слегка. -- на полях помета: Дон-Жуан}

-- Поехала бы в Сербию.

-- Сберегите ваш энтузиазм. Школы? { Рядом с текстом: Поехала бы ~ Школы. -- на полях помета: Образ.}

Вы увидите человека остроумного даже, и доброго, и великодушного.

Он забыл (Щедрин), что действительность определяют поэты.

Иначе она бы прошла неразобранною, как и художественные произведения.

-- Вы не поняты (Молчалины).

Лучшие люди, égalité. {равенство (франц.). }

Хоть и слуга, но совесть, честь и правда.

Шекспиру отрезать язык.

Будь Шекспир сколько угодно

Я тоже совесть, честь.

Это Россия явит.

Европа же явила другое.

Штрусберг -- Россия жидовская и христианская.

"Медный всадник". Все-таки неправда.

"Дон-Жуан". -- Отстаивает потерянную партию из гордости. Status.

-- Марья Семеновна.

Только и справедливого, что с образом, думается. Всё равно, какая бы ни была драма, но драма была.

Действительность пересиливает фантазию. Щедрин: это и я знал. Молчалин. Но и в действительность вглядывается поэт, а другой ничего не увидит. {Но и в действительность ~ не увидит, вписано. }

Родоначальник всего Пушкин. Фантастическое: Германн, Дон-Жуан, Медный всадник. Шекспировское значение. { Рядом с текстом: Марья Семеновна ~ значение. -- на полях помета: Частная беда}

Фантастическое, корреспондент, дочь Герцена.

Проза, не матерьялизм ли {не матерьялизм ли вписано. } задавил фантастическую душу? Вглядываться в значение жизни не в силах. Одностороннее направление матерьялизма.

Кстати, насчет фантастической действительности.

Девочка из окна. Мачеха. Сын.

Пауперизация. Приходят.

Кто будут лучшие люди?

Шатающиеся понятия о лучшем человеке. Народ. Идеалы. Теперь жертвы за сербов. Совершенно фантастические черты. Солдат и девочка. Студенты в Пеште. Продажа детей в Константинополе.

Высший класс. Струсберг. Великие идеи.

Россия жидовская и христианская.

Подавить христианскую трудно.

Школы. Прямолинейность. Стушеваться.

Струсберг -- откровенно жидовская. Школы -- маскированно жидовская. {Струсберг -- откровенно жидовская ~ жидовская, вписано. }

Константинополь.

Последние словечки.

Эгоизм ли управляет людьми или более высокое чувство? Мѵро и 100 динариев. {Мѵро ~ динариев, вписано. }

Школы -- замаскированный эгоизм.

Школы всегда при себе иметь будет.

А славян -- не всегда.

Правда, и славян всегда.

Но если теперь пропустите и не отзоветесь на славян, не отзоветесь п на школы. {Школы всегда при себе ~ на школы, вписано. }

1) Лучшие люди.

2) Россия представляет чрезвычайно фантастическую картину -- жидовскую и христианскую.

Там у них великие люди, Штрусберги, Шумахеры.

Счастье в мильонах или в Сижке.

Нет, лучшие не поддались. Елисеев.

ЭТА

Мачеха -- всё о мачехе -- сложность и фантастичность явлений -- кто их разберет?

-- У нас наступил период сложнейший.

-- Знаете ли вы, что действительность.

-- Это я знал.

-- Но глаз. -- Для других же просто -- художественность побеждает. Искусство. Молчалин. И если стало фантастичнее, то далеко не для всех.

-- Для других же просто.

-- Просто и у ленивых и у бойких. { К слову: бойких -- незачеркнутый вариант: нигилистов}

Фантастическая Россия -- задавить.

Солдат, дочка, слушал станового.

С другой стороны, Теккерей -- просто. Надо было выждать. Теперь всё усложняется -- движение, было наивнее. Выходя, дал себе слово написать критику. Кстати, я забыл рассказать один анекдот. {Выходя ~ анекдот, вписано. }

Дочь Герцена -- просто не выдержала простоты.

С образом. Смиренное самоубийство. Простота. Повесть. { Вместо: Повесть. -- было: простота.} Школы. Восточная Европа.

Пауперизм. Приходят.

Лучшие люди. (Короче.) Победоносцев. Победить силою доброго движения общества. Купцы -- развратный мужик Овсянников. {Победоносцев ~ Овсянников, вписано. }

Струсберг.

Россия христианская и жидовская.

Не так просто подавить Россию. { Далее было начато: Купцы} Россия христианская спасет себя сама от жидовской. { Рядом с текстом: Пауперизм ~ от жидовской. -- на полях запись: Фантастическая картина общества. Но нет лучших людей.}

Победоносцев: победить силою доброго движения общества.

Лучшие люди. Захочет ли общество этих лучших людей (Струсберга).

Мы отчаивались в последние 15 лет. Жидовство нахлынуло. Опять про нынешнее лето! Но нынешнее лето дало надежду. Хочет другого лучшего Россия (идеалы, Илья Муромец, юродивый).

Надо самоуправление. Сами больше скажем. Можно ввериться. Монархия наша.

Как такая сила, народное начало, как монархия, не осмыслено п не употреблено нами в дело? {Как такая сила ~ в дело? вписано. }

Есть ли тут особенное народное начало? (именно что не захотим)

Но подавить трудно.

Много надежды дало это лето.

Школы. Прямолинейность. Высшая интеллигенция хуже народа.

Константинополь. Англичане займут все места, но хоть бы и заняли -- недовольство, мрак, но не отчаяние. Мы сильнее духом, чем мы думали: устоим.

На чей глаз: не только чтоб писать, но и чтоб смотреть, нужен художник. Для иного все явления в самой трогательной простоте, другого же до того заботят те же самые явления, или даже еще гораздо пристальней, что, не в силах их обобщить, понять и упростить, он решается пустить себе пулю в лоб. Право, так. { Текст: На чей глав ~ Право, так. вписан с обратной стороны листа. }

И воротятся домой одни молчаливые и грустные, { Далее было: хотя} человеку рабочему, однако, грустить некогда, пойдет дело по-прежнему, изредка только будет ворчать на девочку... А та, двадцатилетняя-то женщина, жена без мужа и с ребенком, пойдет она в каторгу. Я не знаю, как теперь в каторге и где теперь каторга, слышно, вон в Вильне где-то да в Пильве, но знаю только, что жизнь ее только что началась, и началась весьма может быть не к добру. Она из каторги еще молодая выйдет, и... { Текст: И воротятся домой ее выйдет, и... вписан с обратной стороны листа. }

Алексей человек божий. Юродивый -- Марко.

Народ. Золота мешок.

Но хранилась вера, что всё же это разврат.

Продал Влас свое имение,

И сбирать на построение

Храма божьего пошел.

Пострадать хочу -- зачитал Библию.

И вот встал.

Следственно, не прорвал мешок и увлек с собой.

Сила вся души великая

В дело божие ушла...

Лучшие люди, идеал в душе цел.

Школы.

Честь и доблесть в народе. Формулировать.

Просвещение выработают, указав ему прямые цели.

У нас говорил <не закончено>

Такой народ не отвратится от школ, важно то, что мы в том уверились, равно как и от всего, в чем увидит хорошее и доблестное.

Вот что дало нам это лето.

...означает, что нам есть на кого надеяться, что народ победит все условные идеалы. Прежние идеалы в виде сказочек.

Но действенная сила

Возблагодарим же провидение за честь принадлежать к народу русскому.

Но ведь дело <не закончено>

... да не имею я такого еще ничего

... до каких пределов

Я сказал от <не закончено >

ДОЧЬ ГЕРЦЕНА

Кстати, вот одно весьма курьезное рассуждение одного самоубийцы, разумеется матерьялиста. Эти существа рассуждают так:

"В самом деле: какое право имела эта природа производить меня вследствие там каких-то своих вечных законов? Я создан с сознанием, и эту природу сознал: какое право она имела производить меня, сознающего? Сознающего, стало быть, и страдающего, но я не хочу страдать, ибо для чего бы я стал страдать? { Далее было начато: Для как<ого?>} Природа в сознании моем говорит мне о какой-то гармонии в целом, и что я, хоть и знаю вполне, что в гармонии этой участвовать не могу и никогда не буду, да и не пойму ее никогда, но все-таки должен почему-то ей подчиниться, смириться, { Далее было: и жить} принять страдание и жить. {и что я, хоть и знаю ~ и жить, вписано. } Но { Далее было: а. я целого не могу обнять, и гармония целого не делает меня счастливым, и если уж я сознаю это, то б. живя, я несчастлив, потому что я сознаю это мое несчастье, все-таки сознание при мне и от меня не отнять} уж лучше хочу быть счастливым одно мгновение, пока я существую, а до целого и его гармонии { Вместо: и его гармонии -- было: и прочего} мне дела нет никакого, существуй оно в самом деле { Вместо: никакого ~ в самом деле -- было: хотя бы оно не существовало вовсе} или уничтожься { Было: уничтожилось} сейчас же вместе со мною. Для чего бы я должен желать о сохранении его, если живу один миг и умру бесследно сам. { Вместо: Для чего бы я должен ~ сам. -- было: Но дав мне сознание, природа не дала мне счастья, сознаньем она дала мне несчастье.} Пусть уж лучше я был бы создан как все животные, я бы тогда согласился жить, {я бы ~ жить вписано. } а сознание мое есть именно дисгармония, потому что я несчастлив с ним. Я вижу даже, что очень многие люди, похожие на животных по малому развитию их сознания, { Вместо: по малому ~ сознания -- было: с малоразвитым сознанием.} соглашаются жить охотно, именно под условием жить как животные, то есть есть, пить, спать, собирать деньги, устроивать свое гнездо, одним словом, жить именно как животные. Но те из них, у которых сознание развивается сильнее, те уже не могут жить как животные. Итак, если на земле можно жить лишь на условиях животных, то уж сознание есть дисгармония. Зачем же природа произвела эту пробу на мне, если никому и до меня нет никакой заботы. Спрашиваю и не получаю ответа (получу, дескать, в целом). Хочу быть счастливым, а мне говорят: будь счастлив в целом, да и не говорят даже вовсе, потому что я сам это всё говорю себе. Ergo: так как природа не только не признает за мной права спрашивать у нее отчета, но даже и не отвечает мне вовсе на мой вопрос, {на мой вопрос вписано. } и не потому что не хочет, а просто потому что и не может ответить, { Далее было начато: Так как я не верю} да и не знаю я, кто тут ответит мне наконец. {да и не знаю я ~ наконец, вписано. } Наконец, я даже и гармонии-то в целом не верю, { Вместо: Наконец ~ не верю -- было: Так как я не верю даже и гармонии-то в целом.} потому что не могу ее отыскать и ничем не могу в ней удостовериться. Так как, наконец, я не могу уничтожить эту природу, которая так безотчетно { Было: глупо.} меня произвела на страдание, то и истребляю себя сам, во-первых, от скуки, а во-вторых -- не желая подчиниться косной тирании, в которой даже и виновного не могу отыскать. { К тексту: отыскать и ничем ~ не могу отыскать -- незачеркнутый вариант: отыскать природу. В сознании моем я убедился, что отвечать себе во всей природе могу один только я... Но так как эту комедию вопросов и ответов я нахожу бесцельною, для меня бесполезною и для сознания моего неприличною, то и прекращаю ее раз и навсегда. Текст: Дочь Герцена ~ раз и навсегда. -- записан на месте, содержащем отрывок белового автографа: NB. Вставка к 4-му полулистку.}

NB. (Есть, пить, спать -- значит наживаться и грабить, устроить гнездо -- значит по преимуществу грабить.) Мне скажут, что можно устроиться и устроить гнездо на разумных основаниях, на социальных, а не грабить. А я спрошу, для чего? Для чего устроиваться и для чего столько старания устроить правильно жизнь? На это, без сомнения, никто мне не сможет ответить. (Правильно, разумно и нравственно праведно.) Всё, что могут мне сказать, чтоб получить полное наслаждение. Но если б я был цветок или корова, я бы получил полное наслаждение, а задавая, как теперь, себе беспрерывно вопросы, я не могу быть счастлив даже и самым высшим счастьем -- любовью всего человечества, ибо знаю, что завтра всё это будет уничтожено и я обращен буду в ничто, уничтожен, и всё это будет вечно продолжаться, но без меня. А под таким условием я не могу принять никакого счастья, не от нежелания согласиться, или не хочу по упрямству или по принципу, а просто потому что не буду счастлив { Вместо: не буду счастлив -- было: не могу быть счастливым.} на условии грозящего нам завтра нуля. { К словам: на условии ~ пуля. -- незачеркнутый вариант: на условии завтра же уничтожиться.}

Но, во-1-х, если б даже и предположить эту сказку возможною

И наконец, если б я даже и поверил сказке -- то одна уже мысль, что природа варварски истязала человека тысячелетия, пока довела его его же умом нравственно до этого счастья -- глубоко возмущает меня.

Придет в голову, что человек был пущен на землю в виде какой-то наглой пробы: уживется ли, дескать, такое существо на земле. Но, очевидно, тут не было ни малейшей пробы, а всё произошло от каких-то там вечных мертвых законов, до которых мне нет никакого дела.

В том и досада, что и обвинить даже некого.

Он понимал, что начал великое дело и что не может уже бросить его. Честолюбец просто бы уехал, а Черняев остался, остался ив чести своей, и из чести России, которую представлял соболю в Сербии. И не из об < не закончено >, а из великодушия русского -- и, уж конечно, пожертвовал всем -- и судьбой, и славой, и карьерой. Да в возвеличении России и гибнут наши имена. Да и не мог он уехать от русских добровольцев, которые все стекались к нему за идею. Это подвиг не мелкий, это величаво. Но во всем этом видно великодушие. Но какой же просто честолюб<ец> столько пожертвует? Гениальность уже то, что поехал. Кстати, даже защитники Черняева признают в нем честолюбие. {Но какой же просто ~ честолюбие, вписано. }

воен<ные?> критик<и?>

Неудачи Черняева разъяснены.

Интриги и <не закончено>

Но и не одни английские или сербские самолюбия, помогали тут много и русские. { Далее было: враги}

Не мне { Было начато: Я не} говорить, объяснят и без меня, по один факт удивителен.

Я говорил о боязни России. Россия их хочет проглотить.

Зависть к России.

Наша великая и славная будущность.

Двойная роль.

Бесспорно лучше и вернее нельзя сказать.

Лучшие люди это те, перед которыми мы вольно преклоняемся. Но которые и заставляют поклоняться.

Народы исторические жить, кажется, не могут без насилия.

Генерал.

... на всё на это с снисхождением, ибо есть две Сербии: одна -- из дурн<ого> прав<ительства> а другая -- народ.

Кровь русская утучняет <?>

Период кончился. Громовое слово. Опять дипломатия, опять пенье <?> Только чтоб не Россия, а дипломаты; и что им так хочется, чтоб Россия не имела роли? Им надо показать, что не испугались русского царя, что они не послушались. {Только чтоб не России ~ послушались, вписано. }

А Болгария.

Шарьят.

Комиссию, ревизию -- Франция, Англия, отрицать.

Мир, дорогой, и на другой год опять.

Против Черняева. Бритые подбородки, реакция -- все.

Сербия -- маленькие славяне. -- Две нации -- народ и министры, предводители народа. Лакеи. Порох.

Что Черняев сделал и лучшие люди.

Интриги. Сердитые и злые за беспорядок. Он не мог не оскорбить самолюбивость <нрзб.> Посмотрите, как у нас --

-- Лакей.

Но у них пуще.

Два народа. "Моск<овекие> ведом<ости>".

Он не виноват был, что весь русский народ во Франции при невозможных обстоятельствах. Стало быть, есть обстоятельства, при которых и Сув<оровы> отступают.

Опять аглицкий minimume.

Опять интриговать и указывать, Англия.

Теперь и обстоятельства 53 { Было: 54} года, и если были когда обстоятельства вынуть меч и сказать строгое слово, то теперь.

ЛЕЧЕНИЕ <?>

Не поднялись бы до такой высоты. Скажут, что в том-то и беспорядок, выгоды России.

Такие огромные нации должны жить и высоким духовным значением.

Люди мелкие и злые и которые называют себя людьми порядка.

Черняев, генерал-лейтенант, как какой-нибудь кондондотьери или, так сказать, мальчишка и т. д.

... закон исторический, и никакое общество до сих пор еще не могло устроиться и связать себя в целом без некоторого { Далее было: насилия} добровольного над собой насилия

Довольно родилось и изменилось.

Эти условные лучшие люди

Э, пропадай всё на свете, был бы я и животы мои целы.

Удивил грека.

в тот же миг, когда я умру

Яму. Из этой ямы

Народ освобожденный 19 ф<евраля>

Лучше стало ведь.

Государь Освободитель.

Если эта идея -- древняя история.

Всепримирение сословий.

Сравнение с немцами.

Стяжание!

Во имя -- жертвы собою, их лютеранство, какой задорный пастораль.

Полушки.

Сознание.

Согласие.

Сам знает -- русские все русские, русских больше русских, чем мы думали.

Мы имеем генерала серьезного.