Конечно, ему такое знание { Вместо: Конечно со знание -- было: Впрочем, может, автору} можно. Это пустые слова и захочется самым точным образом определить { Было: узнать} заране, кто именно { Было: кто именно из} станет помогать Турции, а стало быть, воевать с нами. Но на это { Было: Но надо} хоть и существуют довольно точные, так сказать, указания, и главное, ясные уже для всех в России, без исключения, но так как все-таки будущность со всеми ее частными случаями и непредвидимостью может знать единственно один только бог, то я опять-таки не понимаю, { Вместо: то я ~ не понимаю -- было: то мы опять-таки не понимаем} на что опять-таки жалуется автор? Неужели он тоскует { Далее было: что он не одарен} о всеведении? { Было: о всезнании} Но такого ведения не дано никому на земле, и, как ни тоскуй, -- ничего не выйдет. А между тем автор не только тоскует, но даже и как бы винит кого-то.

Если вникнуть, то в настоящем случае всё, что только можно знать, кажется известно всему свету одинаково, судя по мнению { Было начато: по крайней} газет и по чрезвычайной общности и сходству и всех частных соображений всей Европы. О, без сомнения, правительства Европы в каждый данный момент знают несколько более, чем частное лицо, кто бы оно ни было. Но чтоб не тосковало данное частное лицо и не жаловалось на то, что оно знает меньше правительств, существуют для него два утешения. Первое, что правительственные политические тайны в наш век (телеграф, железные дороги и европейская пресса, конечно) обнаруживают { Было: указывают} даже довольно { Было: и очень} скоро, так что слишком немного надо пройти времени, чтобы самое наитоскующее частное лицо { К словам: частное лицо -- незачеркнутый вариант: человек} было в этом смысле по возможности удовлетворено. Во-вторых, что и самые правительства даже не могут знать { К словам: не могут знать -- незачеркнутый вариант: не знают} вполне не только будущности, хотя, например, { Далее было: в первое время} узнают о событиях, но даже и всего текущего, {но даже и всего текущего вписано. } или вообще о тех данных, { Вместо: или ~ данных -- было: или о том, на что} по которым можно составить известное соображение, { Вместо: соображение -- было: заключение} как я сказал, уже несколько раньше частных лиц. Я бы присовокупил и еще третье утешение частному лицу, в случае уж слишком сильной гражданской тоски его, {в случае ~ тоски его вписано. } именно то, что знать безошибочно будущее { Далее было начато: даже нес<колько>} вперед несколько даже было бы и скучно для обыкновенного смертного, но сознаюсь сам, что замечание мое, в виду настоящего случая, { Вместо: в виду настоящего случая -- было: в виду столь серьезной тоски автора} было бы легкомысленно. Одним словом, это место у нашего автора для меня совсем неясно, то есть по чем именно он так тоскует?

Жур<налист?>. Если правда

Если же неправда, то надобно разобрать, сделана ли она была из ненависти или всего лишь от излишней предосторожности.

Движение в пользу славян. { Было: Славянское движение} Пропускаем начало этого места статьи, очень характерное в своем роде, но не останавливаться же на каждой строчке. Вот что, например, г-н автор

... и все простые и не искалеченные сердцем люди в либеральной научно-гуманной {научно-гуманной вписано. } болтовне.

Россия принадлежит русским, а не татарам. Мы завоевали татар и покорили их мечем, но всегда равноправие, братские отношения. Но равное право на Россию с нами за ними никогда не признавали и ни за что не признаем. Россия принадлежит русским и одним русским. Мои же верования я не сравня<ю>

... вполне молодые и что в них-то по-настоящему и заключена настоящая русская жизнь. А между тем они считают себя носителями указания того, как бы надо было идти, { К словам: как бы надо было идти -- незачеркнутый вариант: тех путей, по которым} следовало бы идти настоящей русской жизни. Это старые западнические клеветы на великую нашу, добрую и благородную Россию, клеветы, впрочем, не из подлости, а единственно от грозного лишь незнания России и русского духа. Но увы, и народ и те, которые начинают примыкать к нему и учить его, { В рукописи ошибочно: ему} разрешают эти вопросы, несравненно прямее и яснее, вернее и безошибочнее.

Они до того любили народ по-своему, что как будто и не любили его совсем. Грановский и пр<очие>. А вы стали<?> о Восточном вопросе

... без сомненья пожелали бы ему лучше остаться, так сказать, в виде косной массы, чем проявиться в таком необразованном первобытном виде, более, так сказать, современном и подходящем к нашему просвещенному веку.

Я из единоверия помогаю, но не из фанатизма. Ведь я и не жег его церкви, не притеснял его веру, и он уж на этом только мог бы оценить, что я за веру его воюю. Если же он пойдет к турке, то, конечно, чтоб жечь мои церкви, потому что турок иначе не воюет. Извращение понятий. Мы не потому воюем с турками, что они мою

Я столько же русский, сколько и татарин.

Не воюю ни против татар, ни против мусульманства, потому что, помогая турке, я не против мусульманства иду, и я не виноват, что кавказец не понимает. Не спрятать же мне из деликатности к его мусульманскому непониманью мою историю. Ведь этак можно дойти до того, что, щадя его деликатность и оскорбительность сердца, мне придется церкви срыть. Собакам крест.