Стр. 176. Вот почему, может быть, он один только во всей Европе и не чувствует, что он в опале. -- Речь идет о бонапартисте Мак-Магона.

Стр. 176. Наши тоже убеждены в торжестве законности. -- В России даже правая печать ("Московские ведомости", например) была не только убеждена "в торжестве законности", то есть победе республиканской формы правления на предстоящих выборах во Франции, но и жаждала этой победы как очевидной гарантии общеевропейского мира.

Стр. 177. Превосходно замечание "М<осковских> в<едомостей>" о сочувствии католиков к туркам и даже к магометанству, и даже чуть не самого папы. -- См. стр. 12.

Стр. 177. ... эскамотировать... -- обморочить (франц. escamoter).

Стр. 178. В "Москов<ских> ведомостях" описание. -- См. выше, стр. 12.

Стр. 178. Но там не тот конец. -- Отрывок из передовой статьи "Московских ведомостей", процитированный в сентябрьском выпуске "Дневника писателя" за 1877 г. (см. стр. 12), заканчивался фразой: "Итак, мы по-прежнему остаемся наедине с Турцией". Несколько ниже (см. стр. 13) Достоевский не согласился с этим заключением: "Но так ли это? Наедине ли? Не предстоит ли, напротив, в самом ближайшем будущем, что мы вдруг очутимся не наедине с Турцией, а наедине со всей Европой".

Стр. 178. Наконец-то я прочел. -- Достоевский имеет в виду все ту же передовую статью, напечатанную в No 235 "Московских ведомостей" от 22 сентября 1877 г. В статье, процитированной в "Дневнике писателя", Достоевский "наконец-то... прочел" о том, о чем он сам писал в майско-июньском выпуске "Дневника писателя" за 1877 г. (наст. изд., т. XXV, стр. 145), то есть уже и о "воинствующем католицизме" (стр. 12).

Стр. 179. Отказаться от пред о минирования... -- Предоминировать -- господствовать, преобладать (от франц. prédominer).

Стр. 179. Все это близко, "при дверях". -- В этих опровержениях возможной близости общеевропейской войны как по крайней мере войны между Францией и Германией Достоевский пользуется лексикой предсказания Христом скорого "пришествия сына человеческого": "От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знайте, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет" (Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 33--35).

Стр. 180. ... а между тем есть внешние события. -- Главными из этих событий были: 1) дальнейшее усиление, как казалось Достоевскому, клерикального и бонапартистского влияния на французскую политику после "клерикального переворота" 4 (16) мая 1877 г.; 2) новые выпады Пия IX против "схизматической" России; 3) военные неудачи России под Карсом и Плевной, способствовавшие, по убеждению Достоевского, усилению клерикальной экспансии в Западной Европе; 4) ориентация Германии, ввиду растущей опасности общеевропейской войны, на союз с Россией. Обо всем этом Достоевский подробно писал в сентябрьском выпуске "Дневника писателя" за 1877 г.

Стр. 180. ... события в Москве... -- Возможно, подразумевается восторженная реакция московского общества на протесты Вильгельма I, его правительства и официозной германской печати против турецких зверств и клеветнических заявлений турецких министров "о русских зверствах на Балканах". Представление о таком настроении московского общества дает телеграмма, помещенная на страницах "Нового времени" (1877, 18 (30) июля, No 497): "Москва, 16-го июля, суббота, вечером. Здесь радушно одобряется предложение москвичей отправить германскому императору благодарственный адрес за искренний и честный образ действий его величества по Восточному вопросу. Фабриканты предполагают преподнести императору Вильгельму роскошный альбом видов Москвы, а дамы заняты составлением узора для роскошного ковра, который они намерены поднести князю Бисмарку. Симпатии Москвы к германской нации проявляются ежедневно". Не исключено, что эти факты рассматривались Достоевским как подтверждение его догадок о неизбежности союзнических отношений между Германией и Россией накануне войны католической Европы против Европы православной и протестантской.

Стр. 182. То-то и есть, что, может быть, на свидании европейских владык и министров их гарантировала уже Австрия. -- Подразумеваются австро-венгерские гарантии по крайней мере нейтралитета в случае новой войны между Францией и Германией. См. примеч. к стр. 17. Дипломатической встрече Бисмарка с Андраши предшествовало свидание "владык" Германии и Австро-Венгрии -- Вильгельма I и Франца-Иосифа, также происходившее в обстановке секретности. По мнению политических обозревателей, и во время этого свидания речь шла о гарантиях на случай войны. Так, в "Последней почте" "Московских ведомостей" (1877, 20 августа, No 207) было помещено следующее сообщение: "В своем донесении о свиданий императоров в Ишле Садуллах-бей (турецкий посол в Германии,-- Ред.) объяснил, что император Вильгельм настаивал пред императором Францем-Иосифом на необходимости твердо поддержать союз императоров, причем убеждал-де Австрию к совокупному действию". Несколько выше та же "Последняя почта" сообщала, что Садуллах-бей переслал своему правительству "статью "Nord-deutsche-Allgemeine Zeitung", где политика Германии была изображена совершенно ясно".

Стр. 184. Читаю -- вещь устарелая. -- Подразумевается передовая статья "Московских ведомостей" (1877, 22 сентября, No 235), в которой говорилось о "воинствующем католицизме". Отрывок из этой статьи процитирован в "Дневнике писателя" за сентябрь 1877 г. (стр. 12). Несколько ниже (см. стр. 21) Достоевский называет уже "устарелыми" и собственные повторные "прорицания" о католическом заговоре и католической экспансии в Западной Европе.

Стр. 184. Теперь всего через 4 дня выборы. -- Подразумеваются выборы во французскую Палату депутатов, назначенные на 2 (14) октября 1877 г.

Стр. 185. Воровство, но всё же еще остается сила, которой все боятся. -- Подразумевается, как и после Крымской войны, обращение русской печати к выявлению вопиющих злоупотреблений всякого рода "деловых людей" (чиновничества, купечества, служилого дворянства) в снабжении действующей армии. Одним из первых к обличению воровства во время русско-турецкой войны 1877 г. обратился публицист Евгений Марков в статье "С кем нам воевать". О повсеместном воровстве в Крымскую кампанию, косвенно намекая при этом на воровство, продолжающееся в широких размерах и во время русско-турецкой войны 1877 г., писал Щедрин в очерке "Тяжелый год". Делая свою заметку, Достоевский учитывал также многочисленные разоблачения лихоимства "патриотической" печатью. "Московские ведомости" (1877, 28 июля, No 187) сообщали: "В "Русский мир" пишут из Одессы, от 21 июля, что комиссия для освидетельствования заказов прессованного сена не досчиталась 180 000 пудов; кипы снаружи обложены сеном, а внутри бурьян и солома. Недостаток сена подрядчики объясняют ураганами и усушкой". "По словам "Сев<ерного> вест<ника>",-- писала газета Суворина,-- через двадцать с лишком лет, после Крымской войны, мы явились на новую войну с некоторыми из прежних своих недостатков и слабостей. Между тем как лучшая, большая часть общества напрягает все свои усилия для содействия государству в войне, прежние примеры, считавшиеся навсегда забытыми, всплывают на поверхность. В одном месте выброшен дурной провиант, настолько испорченный, что заражает воздух; в другом месте провиант пропал; в третьем каким-то жертвователем прислан кофе, подкрашенный зеленою краскою", и т. д. (см.: НВр, 1877, 20 августа, No 530). См. также: "Злоупотребления в интендантстве" (Современные известия, 1877, 15 августа, No 223); "Еще о злоупотреблениях в складах военно-продовольственных запасов" (там же, 21 августа, No 229).

Стр. 186. Обвиняют штаб, Игнатьева. -- Возможно, эта заметка имеет прямое отношение к суждениям Достоевского о просчетах русского командования, обнаружившихся во время осады и штурмов Плевны летом 1877 г. Под "штабом Игнатьева" подразумевается, очевидно, русское посольство в Турции во главе с послом графом Н. П. Игнатьевым (1832--1908), повинное в необъективной информации о военной мощи Турции, вследствие чего к войне с Турцией Россия подготовилась недостаточно основательно. Но, видимо, Достоевский имеет в виду обвинения в адрес "штаба Игнатьева", которые исходили из среды западноевропейских дипломатов и публицистов.

Стр. 188. ... у Бисмарка и у великого императора Германии. -- См. выше, примеч. к стр. 91.

Стр. 190. Русское юношество. Юность в безверии. Две свободы, понятие о свободе. -- Эти темы не были затронуты Достоевским в окончательном тексте декабрьского выпуска "Дневника писателя" за 1877 г.

Стр. 190. Шибанов, Салос Никола ~ Пушкин. -- Наброски тем второй главы декабрьского выпуска "Дневника писателя" за 1877 г. Шибанов -- см. выше, примеч. к стр. 117. Салос Никола -- см. ниже, примеч. к стр. 194.

Стр. 190. ... квиетизмом... -- Квиетизм (лат. quietus -- спокойный) -- здесь: равнодушное, безучастное отношение к жизни.

Стр. 193. Скабичевский. Художественностью не докажете. "Коробейник < и > " -- всё это бесконечно ниже. -- Замечание вызвано рассуждениями Скабичевского о том, что язык Некрасова-поэта плох там, где он восходит к Пушкину, и хорош, и понятен народу в тех случаях, когда этого влияния нет: "Некрасов делался любимейшим поэтом для совершенно неразвитых людей, услыхавших или прочитавших стихотворения его вроде "Огородника", "Тройки" или "Коробейников"..." (см.: БВ, 1878, 6 января, No 6).

Стр. 193. Речь Посполита... -- Речь Посполита (польск. Rzeczpospolita -- республика) -- старое наименование польского государства в конце XV-XVIII вв.

Стр. 194. Лермонтов. Салос Никола его устыдил. -- Судя по этой записи, Достоевский собирался поставить в связь "Песню... про купца Калашникова" Лермонтова (см. стр. 117, 422, 423) и историческое предание о чудесном спасении Пскова от гнева Ивана Грозного (1570 г.). Карамзин пишет: "Иоанн готовил Пскову участь Новгорода <...> Там начальствовал добрый князь Юрий Токмаков и жил славный благочестием отшельник Салос (юродивый) Никола: один счастливым советом, другой счастливою дерзостию спасли город". Отказавшись от мысли расправиться с Псковом так же, как с Новгородом, царь "зашел в келию к старцу Салосу Николе, который под защитою своего юродства не убоялся обличать тирана в кровопийстве и святотатстве. Пишут, что он предложил Иоанну в дар ... кусок сырого мяса; что царь сказал: "Я христианин и не ем мяса в Великий пост"; а пустынник ответствовал: "Ты делаешь хуже: питаешься человеческою плотию и кровию, забывая не только пост, но и бога!" Грозил ему, предсказывал несчастия и так устрашил Иоанна, что он немедленно выехал из города..." и т. д. (Карамзин, стр. 173--174, 175--176, а также примеч. к т. IX, NoNo 287, 288). О Николе Псковском Салосе, источниках, положенных в основу повествования о нем у Карамзина, и литературе, касающейся этого предмета, см.: А. М. Панченко. Смех как зрелище. -- В кн.: Д. С. Лихачев, А.М. Панченко. "Смеховой мир" Древней Руси. Л., 1976, стр. 176--178.

Стр. 194 ... убил Шибанова,-- О Шибанове см. выше, примеч. к стр. 117.

Стр. 194. "Крестьянские дети". -- Стихотворение Некрасова, 1861 г. Впервые было напечатано в журнале "Время". См. выше, примеч. к стр. 112.

Стр. 195. ... слово без дела мертво есть... -- Перефразировка известного изречения: "...вера, аще дел не имать, мертва есть" (Соборное послание Иакова, гл. 2, ст. 17).

Стр. 195. Нет, уж лучше воспевать голых женщин. -- Запись косвенно, соотносится со стихами Некрасова:

...Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

("Поэт и гражданине, 1856)

Фраза о воспевании "голых женщин" -- отголосок полемики Достоевского с "утилитаристами" в искусстве: "Г-н --бов и вопрос об искусстве". См. выше, примеч. к стр. 121. Достоевский, возражая и представителям "чистого искусства" и "утилитаристам", с глубоким сочувствием цитировал стихотворение А. А. Фета "Диана" (1850):

Богини девственной округлые черты,

Во всем величии блестящей наготы,

Я видел меж дерев над ясными водами...

См. наст. изд., т. XVIII, стр. 97. Рассуждения Достоевского, вводящие и заключающие текст Фета (там же, стр. 96--97), связаны, в частности, с поэтической декларацией Н. Ф. Щербины "Пред статуей Венеры Таврической" (1852):

Ты когда-то жила меж людей

И художник, в печали своей,

Когда сердцем болящим страдал

Над нестройною жизнью людей,

Твой чарующий лик изваял,

И он верил: придут времена --

Все, что в духе бесплотно живет,

Будто грезы роскошного сна,

В повседневную жизнь перейдет...

(Н. Ф. Щербина. Избранные произведения. Л., 1970 (Б-ка поэта, большая серия. Изд. 2-е), стр. 125, а также примеч., стр. 534). Эти рассуждения вводят в поле зрения читателя целый ряд стихотворений поэта, включающий аналогичные мотивы, в том числе "Просьба художника" (1847). Последнее заключается строфой:

Полна невинности, явись ты предо мной,

Чтоб не была ничем краса твоя покрыта,

Как вышла некогда богиня Афродита

Из пены волн, блистая наготой.

(там же, стр. 107). И это произведение Щербины, и другие его стихотворения антологического рода были объектом пародий, в частности -- Д. Д. Минаева; одна из них была опубликована в журнале "Время" (1861, No 1, стр. 79), в фельетоне Минаева, которым началось и закончилось (если не считать нескольких стихотворных вставок в "Петербургских сновидениях в стихах и прозе") сотрудничество Минаева в издании братьев Достоевских. См. об этом: наст. изд., т. XIX, стр. 262--264, а также: И. Г. Ямпольский. Дмитрий Минаев. -- В кн.: Поэты "Искры", т. И. Л., 1955 (Б-ка поэта, большая серия. Изд. 2-е), стр. 12. Позднее Минаев вернулся к той же теме в пародии "Фанты. Современная элегия (Посвящается детям, начинающим учиться российской азбуке)" (1863), написанной в форме загадок с подсказывающей ответ рифмой:

Кто он, сорвавший гиматий

С музы афинской в час сплина,

Пост завещавший для братии?

Кто он? -- Щ<ербина>.

(там же, стр. 126). К полемике с Д. Д. Минаевым и теми, кто был убежденным сторонником вульгарного "утилитаризма" в искусстве, Достоевский вернулся по окончании "Дневника писателя" за 1877 г., в "Братьях Карамазовых". См. наст. изд., т. XV, стр. 589.

Стр. 195. Я не говорю, что Некрасов ставил кабаки, хотя меня и уверяли в этом клятвенно чуть не очевидцы. -- Судя по дальнейшим записям в ИМ (см. ниже, стр. 199, 200), Достоевский слышал об этом от Н. П. Огарева, с которым часто встречался в Женеве в 1867--1868 гг. См.: Гроссман, Жизнь и труды, стр. 172, 177. Рассказы Огарева о Некрасове, компрометирующие поэта, были вызваны, по-видимому, враждебностью Огарева, возникшей в результате участия Некрасова в имущественной распре Огарева с его женой, М. А. Огаревой. См. об этом: А. Г. Дементьев. 1) "Огаревское дело". -- РЛ, 1974, No 4, стр. 127--143; 2) Письмо Некрасова Панаевой (еще раз об "огаревском деле"). -- В кн.: Н. А. Некрасов и его время, вып. II. Калининград, 1976, с. 48--54; Б.Л.Бессонов. 1) К истории "огаревского дела" (по новонайденным материалам). -- РЛ, 1978, No 3, стр. 139--144; 2) Об утраченной переписке А. Я. Панаевой и Некрасова. (История одной публикации). -- В кн.: Некрасовский сборник, вып. VII. Л., 1980, стр. 47--65. В указанных статьях дана и литература вопроса. См. также наст. изд., т. XXV, стр. 323.

Стр. 196--197. Вы утверждаете, Наблюдательно Кронеберга. -- Наброски к первой главе декабрьского выпуска "Дневника писателя" за 1877 г.

Стр. 197. (Зарыт, как Антоний.) ~ его мучившей. -- Речь идет не об Антонии, названном так Достоевским, по-видимому, ошибочно, а об Иоанне-затворнике Печерском. См. выше, примеч. к стр. 124. Ср. также стр. 202.

Стр. 197. Но кто поднимет камень. -- Имеются в виду слова Христа: "...кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 7). См. также выше, примеч. к стр. 110. Ср. также слова Скабичевского: "Но не дерзнем кидать камень осуждения в только что застывший прах поэта" (БВ, 1878, 6 января, No 6). Ранее, у Суворина: "Как это просто, в самом деле, и как легко бросить камнем в человека? Но если вы вспомните, какую он (Некрасов,-- Ред.) прошел школу, если вы вспомните, что он не кланялся..." и т. д. (НВр, 1878, 1 января, No 1). Все слова о "камне", восходящие к евангельскому источнику, учитывают, по-видимому, общее посредство -- стихи самого Некрасова:

...Мне было двадцать лет тогда!

Лукаво жизнь вперед манила

. . . . . . . . . . . . . .

Душа пугливо отступила...

Но сколько б ни было причин,

Я горькой правды не скрываю

И робко голову склоняю

При слове: честный гражданин.

Тот роковой, напрасный пламень

Доныне сожигает грудь,

И рад я, если кто-нибудь

В меня с презреньем бросит камень...

("Поэт и гражданин")

Достоевский безусловно помнил и о литературном образце, трансформированном в этих стихах Некрасова,-- стихотворении Лермонтова "Пророк" (1844).

Стр. 199. ... разговор с Николаем, письма Пушкина, мужеств<енный> человек. -- Николай I вызвал к себе А. С. Пушкина из Михайловского, где поэт находился на положении ссыльного, и 8 сентября 1826 г. состоялась встреча Пушкина с царем. Детали этого свидания неизвестны, и сам поэт не говорил о нем. Два стихотворения: "Стансы" ("В надежде славы и добра") (1826) и "Нет, я не льстец..." (1828), адресованные Пушкиным Николаю I, многими воспринимались и при жизни поэта, и позднее как уступка престолу и слабость поэта. См. об этом: Б. Томашевский. Пушкин. Книга вторая. Материалы к монографии (1824--1837). М.--Л., 1961, стр. 250--256. Судя по всему, и эти стихотворения, и письма Пушкина (имеется в виду прежде всего официальная переписка, отразившая отношения с правительством) воспринимались Достоевским, в противовес распространенному мнению, как свидетельство мужества и достоинства поэта. .

Стр. 199. В Некрасове ошибки. Убиение французов -- позор. -- Достоевский имеет в виду стихотворение Некрасова "Так, служба! сам ты в той войне" (1846). Впервые опубликовано в издании: Стихотворения Н. Некрасова. М., 1856, стр. 23--24. Позднее перепечатывалось во всех прижизненных собраниях сочинений Некрасова. Готовя новое собрание своих стихотворений, вышедшее уже после смерти поэта, Некрасов сделал к стихотворению пометку: "Отнести в приложение. Не люблю этой пьесы, хотя буквально она верна -- слышал рассказ очевидца Тучкова (впоследствии московского генерал-губернатора)". См. об этом комментарий А. М. Гаркави: Н. А. Некрасов. Полное собрание стихотворений в трех томах, т. I. Л., 1967 (Б-ка поэта, большая серия. Изд. 2-е), стр. 608.

Стр. 199. ... перевязывать грудь ~ за свое рабство. -- Имеются в виду стихи Некрасова, обращенные к русской крестьянке:

...Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь...

("Тройка", 1846)

Стр. 199. На парижскую чернь, о подвигах которой он вычитал раз на всю жизнь в томах Тьера и Рабо. -- Завуалированная отсылка к стихотворению Д. В. Давыдова "Современная песня" (1836):

...Томы Тьера и Рабо

Он на память знает

И, как ярый Мирабо,

Вольность прославляет.

А глядишь: наш Мирабо

Старого Гаврило

За измятое жабо

Хлещет в ус да в рыло...

Достоевский цитирует эти стихи в "Дневнике писателя" за 1876 г.: "Помните вы стихи:

Томы Тьера и Рабо

Он на память знает,--

И, как ярый Мирабо,

Вольность прославляет.

Стихи эти чрезвычайно талантливые, даже до редкости, и останутся навсегда, потому что они исторические; но тем и драгоценнее, ибо они написаны Денисом Давыдовым, поэтом, литератором и честнейшим русским" (наст. изд., т. XXIII, стр. 32). Произведения поэта имелись в библиотеке Достоевского. См.: Гроссман, Семинарий, стр. 24. О Тьере и Рабо см.: наст. изд., т. XXIII, стр. 365. Ср. также цитату в фельетоне "Петербургская летопись" (1847): наст. изд., т. XVIII, стр. 114, а также 305.

Стр. 200. В воспоминаниях Сергея Аксакова ~ почти только о природе русской. -- Многие произведения С.Т. Аксакова связаны с воспоминаниями: "Записки об уженье" (1847), "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" (1852) и др. Как раз произведение С. Т. Аксакова под названием "Воспоминания","впервые вышедшее в свет вместе с "Семейной хроникой" (М., 1856), менее занято описанием русской природы, чем другие его художественные тексты. Четвертому, посмертному изданию "Семейной хроники" (1870) сын писателя, И. С. Аксаков, предпослал предисловие, подчеркивающее связь между "Семейной хроникой" и "Воспоминаниями". Судя по всему, Достоевский под "воспоминаниями" имеет в виду оба текста: и собственно "Воспоминания", и "Семейную хронику". Возможно также, здесь разумеется и более широкий корпус сочинений С. Т. Аксакова. К указанным следует добавить в первую очередь "Детские годы Багрова-внука", служащие продолженном "Семейной хроники" (М., 1858). Имя героя -- Сергей, мельком упомянутое на последних страницах "Семейной хроники", восходит к "Воспоминаниям" и "Детским годам Багрова-внука". В библиотеке Достоевского имелось одно из изданий "Семейной хроники" и "Воспоминаний". См.: Гроссман, Семинарий, стр. 22. См. здесь же отсылки к упоминаниям произведений Аксакова в сочинениях Достоевского и в мемуарной литературе о нем.

Стр. 201. ... Что мы робели там, где Некрасов не робел и не останавливался... -- Ср., например, сходную мысль в стихотворении "Рыцарь на час", где Некрасов рассуждает о суде над собой врагов и друзей, чье мнение для него не носит характера авторитетного приговора:

Что друзья? Наши силы не ровные,

Я ни в чем середины не знал,

Что обходят они, хладнокровные,

Я на все безрассудно дерзал...

Стр. 202. (С Валуевым.) -- П. А. Валуев (1815--1890) -- русский государственный деятель. В 1858--1861 гг. был директором департамента Министерства государственных имуществ, в 1861--1868 -- министр внутренних дел. Во время, предшествовавшее отмене крепостного права, придерживался консервативных позиций. Отношение Достоевского к Валуеву (как и западников, с которыми здесь Достоевский Валуева сближает) было неодобрительным. Именно вследствие доклада Валуева царю был закрыт журнал братьев Достоевских "Время" (1863), который и до статьи H. H. Страхова "Роковой вопрос", явившейся поводом для запрещения журнала, вызывал раздражение министра внутренних дел. См. об этом: Нечаева, "Время", стр. 308, 292--299. Именно Валуева как главного виновника запрещения журнала "Время" назвал Герцен, откликнувшийся в "Колоколе" на этот факт (см. там же, стр. 308). К Валуеву вынужден был обратиться M. M. Достоевский, хлопоча о возобновлении журнала или разрешении издавать другой журнал с другим названием (1863). См. об этом: Нечаева, "Эпоха", стр. 8--10. Валуев и вся его деятельность были мишенью для насмешек и эпиграмм самых разных писателей. См., например, сатиру Н. А. Некрасова "Песня о свободном слове" (1865) и эпиграммы Н. Ф. Щербины "Sapienti sat" (1866), "Marquis de W" (1867).

Стр. 204. Но этот эпизод мне дал тогда же намерение... -- Имеется в виду выкрик из толпы во время речи Достоевского на похоронах Некрасова. См. выше, стр. 112--113.

Стр. 205. Не закопали в землю. -- См. выше, примеч. к стр. 124.

Стр. 206. ... с навеянными из былой чуждой жизни убеждениями, жизни бесформенной и безобразной... -- Завуалированная цитата из Некрасова:

...Вокруг меня кипел разврат волною грязной,

Боролись страсти нищеты,

И на душу мою той жизни безобразной

Ложились грубые черты...

("В неведомой глуши, в деревне полудикой", 1846)

Стр. 208. Салос Никола. Ну-тка, свободные люди, сделайте-ка это, как вы этот образ себе представляете. -- О Николе Псковском Салосе см. выше, примеч. к стр. 194.