Печатается по черновому автографу, единственному источнику текста.

Хранится: ЦГАЛИ, ф. 212, он. I, No 15, с. 186а.

Опубликовано: Описание, стр. 129; ЛН, т. 83, стр. 470.

Датируется по положению в рабочей тетради декабрем 1876--январем 1877 г.

В собрание сочинений включается впервые.

Стр. 14. Мечтатель -- См. выше заметки для этого неосуществленного романа, стр. 8.

Стр. 14. Великий инквизитор и Павел ~ В Барселоне поймали черта, -- Записи эти предвосхищают замысел глав "Великий инквизитор" и "Черт. Кошмар Ивана Федоровича" в романе "Братья Карамазовы". О месте их в творческой истории названного романа см.: наст. изд., т. XV, стр. 407, 462--467.

Стр. 14. Тайный совет...-- План неосуществленного "фантастического" рассказа, вероятно, по замыслу автора, близкого в жанровом отношении к более раннему рассказу "Бобок" (1873) или позднейшей повести "Сон смешного человека" (1876). По положению в тетради датируется, с наибольшей вероятностью, ноябрем 1875 г. (во всяком случае -- не ранее начала этого месяца и не позднее апреля 1876 г.).

Как можно предполагать, рассказ должен был строиться на анекдоте о "бежавшем сумасшедшем", нацепившем три "звезды" на фрак и выдававшем себя за князя, члена Государственного совета, товарища министра государственных имуществ в 1870--1872 гг. Дмитрия Александровича Оболенского (1822--1881). Д. А. Оболенский был также сотрудником "Русской старины" и "Русского архива". Заведя на улице разговор с "учительницами", мнимый тайный советник пристает к ним (или к одной из них) и за это попадает в "часть" (полицию), где его в конце концов разоблачают. Этим анекдотическим сюжетом (в духе Гоголя и А. Ф. Вельтмана) автор хотел, вероятно, воспользоваться для раскрытия одного из аспектов социальной и нравственно-психологической фантасмагории повседневной жизни царской столицы.

<2>

Печатается по черновому автографу, единственному источнику текста.

Хранится: ГБЛ, ф. 93, 1. 3. 12; см. Описание, стр. 130.

Частично опубликовано Л. П. Гроссманом: ВЕ, 1914, No 5, стр. 194; полностью: Гроссман, Жизнь и труды, стр. 268.

В собрание сочинений включается впервые.

Все перечисленные в данной записи замыслы (кроме "воспоминаний", которые Достоевским написаны не были) влились в его "последний роман" "Братья Карамазовы". "Как свою книгу о Христе, так и русского Кандида Достоевский, -- пишет Л. Гроссман, -- <...> дал в своем предсмертном романе" (ВЕ, 1914, No 5, стр. 195). О переосмыслении философских мотивов вольтеровского "Кандида" в "Братьях Карамазовых" и образе Христа в поэме "Великий инквизитор", а также о замысле "Сороковины" и об отношении его к "Карал!азовым" см. выше, стр. 430. Ср.: наст. изд., т. XV, стр. 409, 410.

Стр. 14. ...предполагаемого издания "Дневника".-- Имеется в виду "Дневник писателя", издание которого было прервано Достоевским в конце 1877 г. в связи с началом работы над "Братьями Карамазовыми".