Как свидетельствуют дошедшие до нас рукописи Достоевского 1860--1870-х годов, дневник его жены и воспоминания его племянницы М. А. Ивановой (см. ниже, стр. 446--447), Достоевский на протяжении всего своего творчества любил импровизировать шуточные стихи. Публицистический же элемент, присущий таланту Достоевского, постоянная оглядка писателя в процессе обдумывания своих произведений на текущую злобу дня, на литературных друзей и врагов получили выражение наряду с его повествовательным художественным творчеством и публицистикой в полемических набросках стихотворного характера -- пародиях и эпиграммах, которыми испещрены страницы его записных тетрадей.
В настоящем томе печатаются все известные нам стихотворные наброски такого рода (кроме комических стихов, вошедших в состав рукописей "Крокодила", в роман "Бесы", а также и в другие повести и романы Достоевского или его статьи). На первом месте помещены стихотворные тексты, извлеченные из автографов и записных тетрадей Достоевского. Они расположены в хронологическом порядке, которому соответствует редакторская нумерация отрывков. Далее, в приложении к тому, публикуются близкие по характеру шуточные стихотворения и наброски, сочиненные Достоевским совместно с женой в Женеве, в первый период их заграничной жизни. Эти стихотворения дошли до нас в составе недавно расшифрованной второй части дневника А. Г. Достоевской 1867 г. (об этом дневнике, истории его расшифровки и публикации см.: ЛН, т. 86, стр. 155--156). В комментарии (см. ниже, стр. 446) даны более ранние стихотворные люблинские импровизации 1866 г., восстановленные в 1926 г. по памяти М. А. Ивановой.
Не имея самостоятельного художественного значения (и несоизмеримые в этом смысле с основным творчеством Достоевского -- повествователя и романиста), его стихотворные шутки, пародии и эпиграммы важны в других отношениях. Одни из них -- шуточные импровизации 1860-х годов -- интересны для нас как своеобразная лаборатория, из которой впоследствии вышли генетически подготовленные ими гротескно-иронические, "абсурдные" стихи капитана Лебядкина (в "Бесах").
Другие наброски -- пародии, эпиграммы, три рукописные редакции незавершенного стихотворного фельетона "Борьба нигилизма с честностью. (Офицер и нигилистка)" (1864--1874) -- расширяют наше представление о Достоевском-карикатуристе, сатирике и полемисте. Третьи -- стихотворные послания к жене и детям -- представляют биографический источник, ценный при обрисовке личности писателя и быта семьи Достоевских в 1870-х годах.
Все стихотворные наброски Достоевского, печатаемые в данном разделе, в приложении и примечаниях к нему, включаются в собрание сочинении впервые.