Ползая усердно по камнямъ и скаламъ, залѣзая въ погребальные гроты и разыскивая разные остатки древности, мы пришли незамѣтно и къ знаменитому амфитеатру Петры.
На обширномъ пространствѣ всего античнаго Востока я пересмотрѣлъ много театровъ и колизеевъ, поражающихъ не только колоссальностью, но и красотою; многіе изъ нихъ произвели на меня неизгладимое впечатлѣніе, по ни одинъ изъ амфитеатровъ древняго міра не поразилъ меня такъ сильно, какъ сравнительно небольшой амфитеатръ Петры. Я помню живо и теперь, какъ въ незабвенный день посѣщенія развалинъ дивнаго города камня и пещеръ, я вышелъ внезапно къ этому великолѣпному созданію рукъ античнаго человѣка, не боявшагося обсѣкать цѣлыя скалы для того, чтобы изваять изъ нихъ храмы, театры и дворцы. Я не помню, какой-то изъ великихъ древняго міра задумалъ обдѣлать скалу Аѳонскаго мыса въ форму статуи Александра Македонскаго; гигантскій замыселъ этотъ былъ сочтенъ современниками геніальною фантазіею, и авторъ его самъ отказался отъ своей идеи. Строитель Петры, имѣвшій дѣло не съ глыбами камней, а съ цѣлыми скалами и горами, не разъ рѣшалъ загадки зодчества, которыя въ другихъ мѣстахъ были бы сочтены праздною мечтою; ему подъ силу было додуматься и до того, чтобы вырубить изъ одной скалы и цѣлый театръ на нѣсколько тысячъ человѣкъ.
Живо помнится мнѣ, какъ стоялъ я тогда совершенно пораженный передъ амфитеатромъ Петры и какъ не находилъ даже мѣрила, съ которымъ можно было-бы производить сравненіе. Я видѣлъ, какъ огромная каменная масса, высоко поднявшаяся надъ всею окружающею мѣстностью, въ нижней части своей была срѣзана, обравнена и изваяна, какъ кусокъ мрамора подъ рѣзцомъ искуснаго скульптора. Верхняя часть огромнаго, вырубленнаго почти отвѣсно въ толщѣ камня углубленія, образуетъ собою какъ бы периферію всего театра, отъ которой книзу, почти по самому ложу, должны спускаться тридцать три ряда ступеней, идущихъ во всю окружность амфитеатра. Не менѣе трехъ или четырехъ тысячъ человѣкъ могло размѣститься на этихъ ступеняхъ, которыя время и непогоды сдѣлали неровными и бугристыми. Горные травы и кустарники проросли мѣстами самые камни, и театръ, нѣкогда шумный и многолюдный, теперь вмѣщалъ одни эти жалкія растенія, придававшія ему видъ полнаго запустѣнія. Яркое солнце освѣщало раскаленныя каменныя ступени, по которымъ теперь бѣгали однѣ ящерицы и порою извивались черныя и пестрыя змѣи пустыни. Солнечные лучи заглядывали и въ тѣ зіяющія темныя отверстія, что прорублены были на периферіи амфитеатра; эти ямины вели въ небольшія комнатки, вырубленныя въ камнѣ и расположенныя полукругомъ надъ верхнимъ рядомъ ступеней. По остроумному предположенію нѣкоторыхъ путешественниковъ, комнатки эти служили своего рода ложами для привиллегированныхъ зрителей, но догадка эта еще далеко не подтвердилась. Особенныхъ украшеній не сохранилось ни на ступеняхъ, ни на окружающей стѣнкѣ амфитеатра; быть можетъ, время и непогоды стерли ихъ, какъ и ряды полуисточенныхъ ступеней; небольшія, высѣченныя въ камнѣ лѣсенки и ступеньки составляютъ доступы къ театру съ обѣихъ сторонъ; кое-гдѣ виднѣются и разныя другія приспособленія, назначеніе которыхъ теперь только можно угадывать. Ширина самой арены не велика, и не превышаетъ нѣсколькихъ саженей, но діаметръ всего амфитеатра достигаетъ до 15 саженей. Огромныя, почти обрывистыя скалы нависли надъ сценою и амфитеатромъ, словно защищая ихъ со стороны горной дебри и пустыни, и еще болѣе усиливая впечатлѣніе.
Глядя на пустые ряды каменныхъ сѣдалищъ, на арену, заросшую нынѣ кустами и орошаемую прихотливыми ручейками Айнъ-Муса, мнѣ припоминалось невольно время, когда жизнь и движеніе кипѣли въ этихъ безмолвныхъ нынѣ стѣнахъ; подъ открытымъ, вѣчно-голубымъ небомъ, подъ защитою грозныхъ, отливающихъ цвѣтомъ крови скалъ, залитые лучами южнаго солнца, сидѣли на ступеняхъ этого амфитеатра важные сановники Рима и граждане каменной Петры. Всѣ тридцать три ряда сѣдалищъ пестрѣютъ разноцвѣтными одѣяніями, римскія матроны и смуглыя красавицы аравитянки украшаютъ первые ряды. На крошечной аренѣ идутъ не мирныя сценическія представленія, а происходитъ бой гладіаторовъ; льется неповинная человѣческая кровь въ угоду жестокимъ инстинктамъ властныхъ людей, и скалы Петры, смотрящія сотнями могилъ на эту кровавую арену, отливаютъ еще болѣе красками крови и огня. Но прошли года, и замолкла нѣкогда шумная и веселая Петра. Подъ громъ великихъ событій, сокрушившихъ древній міръ, о ней забыли люди, какъ забыли они и о многихъ сотняхъ древнихъ городовъ, засыпанныхъ собственными развалинами; пустыня отдѣлила Петру отъ всего остальнаго міра, и міровой путь, соединявшій Азію съ Африкою, миновалъ древнюю столицу набатеевъ; отшумѣла слава Петры, и пустыня схоронила ея давнія развалины, пока смѣлый франкъ не пришелъ къ подножію Неби Харуна я не открылъ вновь мѣста давно забытой Петры.
Такъ проходитъ многое изъ славы и величія здѣшняго міра; если суровыя Парки, по понятіямъ древнихъ, пресѣкали жизнь человѣческую, то не менѣе суровый Хроносъ или Сатурнъ поѣдалъ вѣка за вѣками, и отъ сотней человѣческихъ поколѣній не осталось ничего. Остались великія развалины Петры, которыя несокрушимы какъ скала, но не осталось и праха тѣхъ титановъ-людей, которые обработали по своему желанію горы, схоронились въ ихъ каменной груди, но не спасли отъ времени даже праха своихъ бѣлыхъ костей.
Отъ театра -- мѣста зрѣлищъ и ристаній мы обращаемъ невольно свои взоры опять на каменныя могилы, которыя столпились въ этомъ мѣстѣ, словно для того, чтобы отмѣтить еще болѣе контрастъ между смертью и жизнью, погребальнымъ гротомъ и ступенями амфитеатра. Древній человѣкъ -- философъ и стоикъ въ душѣ, не боялся этого контраста, и роковое memento mori не смущало его; еще при жизни своей онъ заботливою рукою строилъ себѣ каменную могилу, и съ сыновнею любовью собиралъ въ урны прахъ родителей, полагая его въ своемъ домѣ на виду. Нечего удивляться поэтому, что Петра сохранила болѣе погребальныхъ гротовъ, чѣмъ домовъ, что каменныя могилы, какъ пустыя ямины черепа, смотрятъ отовсюду на останки города, и что глазъ, куда бы ни посмотрѣлъ, встрѣчаетъ прежде всего зіяющія отверстія усыпальницъ, усѣивающія рядами всѣ отвѣсы скалъ, замыкающихъ Петру. О могилахъ поэтому намъ всего больше приходится говорить, описывая Петру, и къ могиламъ мы должны обращаться, откуда бы мы ни взглянули на руины "города камня и скалы".
У театра, какъ мы только что сказали, погребальные гроты скучились въ такомъ огромномъ количествѣ, что глазъ не успѣваетъ ихъ сосчитать; съ высоты верхнихъ ступеней амфитеатра, съ которыхъ открывается прекрасный видъ на продолженіе долины Айнъ-Муса, могилы виднѣются повсюду, куда бы ни запалъ взоръ наблюдателя. Онѣ идутъ красивыми, часто правильными рядами, онѣ чернѣютъ и одиночками и группами, онѣ унизываютъ самыя вершины скалъ и карнизы каменныхъ обрывовъ, онѣ занимаютъ, кажется, все, что могутъ занять. Напротивъ самаго амфитеатра расположены однѣ изъ интереснѣйшихъ могилъ Петры; здѣсь замѣтна большая тщательность и обработка внѣшней поверхности погребальныхъ гротовъ; простыхъ еле обдѣланныхъ отверстій въ каменной стѣнѣ виднѣется сравнительно мало; большинство могилъ носитъ, напротивъ, слѣды большей или меньшей художественной обработки. Не только карнизы и косяки, но и цѣлые фасады украшаютъ входное отверстіе этихъ гротовъ, представляющихъ здѣсь великое разнообразіе. Есть фасады, красиво декорированные орнаментами, есть фасады съ колонками и фронтонами; мѣстами виднѣются гроты, обдѣланные, какъ входы въ храмъ; двѣ, три могилы, замѣченныя мною, кажутся какъ бы отдѣльными небольшими зданіями -- монолитами, отдѣленными со всѣхъ сторонъ, исключая основанія, отъ матерной скалы. Изученіе однихъ погребальныхъ гротовъ Петры можетъ занять на цѣлыя недѣли любознательнаго археолога, который отыщетъ здѣсь такіе типы могилъ, которыхъ подобіе или развитіе онъ можетъ увидать въ Сиріи, Палестинѣ, Египтѣ и даже Тунисѣ. На гротахъ Петры можно прослѣдить все развитіе искусства созиданія каменныхъ могилъ, которыми такъ богаты только что поименованныя страны Востока. Отъ простого безъискусственнаго отверстія, вырубленнаго грубо въ камнѣ, можно наблюдать здѣсь всѣ переходы до изящнаго грота съ фронтономъ и пилястрами, обдѣланнаго на подобіе храма; такихъ совершенныхъ по архитектурѣ погребальныхъ гротовъ нельзя встрѣтить даже въ Палестинѣ и Египтѣ, гдѣ только такъ называемыя могилы царей могутъ идти въ сравненіе съ усыпальницами Петры.
Хотя на Синаѣ и на Сербадѣ, какъ и въ горахъ всего центральнаго горнаго узла Каменистой Аравіи, встрѣчается уже много могильницъ и погребальныхъ гротовъ, но только съ Петры, можно сказать, начинается великая область каменныхъ могилъ и вообще гротовъ и пещеръ, которыми такъ богата южная Палестина. Если мы къ пещерамъ и гротамъ Петры прибавимъ пещерные сооруженія южной части Іудеи, особенно у бетъ-Джибрина, а также обширные гроты Хаурана, Моавіи, Переи и вообще Заіорданья, то мы очертимъ приблизительно небольшой, но довольно интересный раіонъ, въ которомъ пещерныя сооруженія занимаютъ самое видное мѣсто изо всѣхъ останковъ сѣдой старины. Не великолѣпными и поражающими глазъ руинами, а цѣлыми подземными городами, ископанными въ толщѣ известковыхъ скалъ, характеризуется и славится область, въ которой Петра является центромъ, представляющимъ самыя дивныя сооруженія этого рода.
Какъ бы ни были однако мягки скалы этой области, иногда составленныя изъ такого камня, который чертится ногтемъ, и какъ ни способствовало къ созданію пещерныхъ сооруженій это удивительное свойство камня, безъ сомнѣнія, оно одно не объясняетъ сильнаго развитія подземныхъ обиталищъ и могилъ. Въ другомъ мѣстѣ { "Въ горахъ пещерной Іудеи", готовящейся для "Историч. Вѣстника".} мы поговоримъ о пещерныхъ городахъ Палестины, гдѣ и выяснимъ всѣ детали этихъ любопытныхъ сооруженій, но теперь мы ограничимся однимъ упоминовеніемъ о существованіи подобныхъ обиталищъ, такъ какъ они сами по себѣ предполагаютъ и существованіе народа -- пещерныхъ обитателей, троглодитовъ.
Были-ли троглодиты въ самомъ дѣлѣ первичными насельниками горъ Петры и первыми прорывателями скалъ уади Муса и Неби-Харуна, или удивительныя пещерныя сооруженія этого города появились позднѣе, ближе къ временамъ грекоримской культуры, сказать трудно, но для насъ лично несомнѣнно то, что только троглодиты могли положить начало такимъ городамъ, какъ Петра и Бетъ-Джибринъ. Исторія Петры очень мало извѣстна для насъ до временъ появленія македонскихъ дружинъ въ горахъ Каменистой Аравіи, хотя, можно думать, что о ней говорилъ Моисей въ четвертой книгѣ Бытія, называя народъ, населяющій горы Сеиръ -- хоритами, т. е. обитателями пещеръ. Въ книгѣ Второзаконія великій пророкъ Израиля говоритъ уже яснѣе объ этомъ народѣ пещеръ, котораго позднѣе смѣнили едомиты. О сынахъ Едома не разъ упоминается въ Библіи, и столица ихъ Села, по всей вѣроятности, находилась на мѣстѣ Петры, потому что топографическія данныя не позволяютъ намъ ее искать въ какомъ-нибудь другомъ мѣстѣ, помимо того, которое представляетъ уади Муса и амфитеатръ горъ Неби-Хоруна. Имя Петры является впервые въ исторіи лишь въ III вѣкѣ по Р. Х., когда Діодоръ упоминаетъ о ней, какъ о столицѣ набатеевъ, изгнавшихъ отсюда едомитовъ. Какъ во времена Моисея, столица хоритовъ служила мѣстомъ встрѣчи каравановъ модіанитянъ и измаильтянъ, шедшихъ изъ Аравіи, Египта и Палестины, такъ и во времена Діодора главный городъ царства набатеевъ игралъ важную роль промежуточной станціи между Азіей и Африкой, посылавшими сюда свои караваны. Выгодное положеніе Петры на большой караванной дорогѣ усугублялось тѣмъ, что она по своимъ топографическимъ условіямъ не могла подвергаться легкому нападенію номадовъ, какъ другіе города Синайской пустыни. Богатѣла и росла поэтому Петра, и не мудрено, что еще за 310 л. до Р. Х. Антигонъ посылалъ свои дружины на завоеваніе славнаго города пустыни. Хотя Атеней, полководецъ сирійскаго царя, и овладѣлъ Петрою, но не долго ею владѣли македонцы. Только со времени Помпея и Траяна она стала терять свою самостоятельность и превращаться въ провинцію Рима со всею Каменистою Аравіею. Съ появленіемъ римлянъ въ Петрѣ пало царство набатеевъ, и отъ этого небольшого народца не осталось ничего, исключая развѣ погребальныхъ гротовъ, да таинственныхъ надписей, начертанныхъ ими на скалахъ Синая. Такъ какъ эти надписи едва-ли когда нибудь удастся прочитать такъ хорошо, какъ клинописи и гіероглифы, то вѣроятно мы не узнаемъ ничего и о первыхъ страницахъ исторіи Петры. Какъ столица римской провинціи, эта послѣдняя играла еще нѣкоторую роль въ торговыхъ сношеніяхъ Сиріи, Аравіи и Египта, но уже съ IV в. начало падать значеніе Петры. Власть Рима и Византіи скоро ослабѣла, торговые пути, шедшіе изъ Азіи въ Африку, стали выбирать другіе, болѣе удобные и ближайшіе пути, а между тѣмъ съ каждымъ годомъ все ближе и ближе подвигались къ замирающему городу изъ глубины Аравіи дикіе сыны пустыни, прельщаемые богатствами, накоплявшимися здѣсь цѣлыми вѣками. Когда арабы совершенно завладѣли Синаемъ и Палестиной, Петра уже покончила совершенно свое историческое существованіе: она превратилась въ руину, городъ мертвыхъ, въ одно изъ античныхъ чудесъ Востока... Ея пѣсенка спѣта навѣки -- и городу камня не ожить никогда...
Вся теперешняя Петра представляетъ одну огромную могилу, и немудрено, что заѣзжающій рѣдко путникъ выноситъ отсюда впечатлѣніе, какое можно получить лишь на великихъ развалинахъ древняго міра въ родѣ Трои, Карѳагена, Вавилона, Персенолиса и Пальмиры. Пусть большинство останковъ Петры, если только можно назвать руинами сооруженія -- монолиты, носитъ на себѣ характеръ высокой архитектуры, не имѣющей ничего общаго съ эпохою каменнаго вѣка и временами троглодитовъ, пусть лучшія зданія Петры вырублены въ римскомъ стилѣ III или IV вѣка нашей эры и имѣютъ нѣкоторое сходство съ рококо прошлаго столѣтія, но все-таки гордость этого города камня составляютъ не архитектурныя украшенія и даже не колоссальность постройки, поражающая въ Баальбекѣ и Пальмирѣ, а самый способъ сооруженія, давшій и самому городу названіе Петры или скалы. Можно думать поэтому, и всѣ данныя говорятъ за то, что первоначальная Петра, какъ бы она ни называлась прежде, была городомъ настоящихъ троглодитовъ, начавшихъ изсѣкать пещеры въ сравнительно мягкомъ камнѣ еще въ ту отдаленную эпоху, когда человѣкъ нуждался въ естественныхъ и искусственныхъ гротахъ и копалъ пещеры замѣсто того, чтобы строить зданія изъ камня. Не всѣ многочисленные гроты Петры поэтому надо разсматривать, какъ могильныя сооруженія, ископанныя въ разныя эпохи для погребенія покойниковъ города; многіе изъ нихъ служили, по всей вѣроятности, и помѣщеніями для первичныхъ насельниковъ уади Муса, будь то хориты, едомиты или другіе неизвѣстные троглодиты каменистой Аравіи.
Еще задолго до того, какъ Петра стала извѣстна греко-римскому міру и пріобщилась къ его цивилизаціи, она была, по всей вѣроятности, пещернымъ городомъ, подобнымъ Бетъ-Джибрину, или скорѣе еще болѣе оригинальнымъ, чѣмъ этотъ послѣдній. Бетъ-Джибринъ или городъ великановъ, какъ показываетъ самое его названіе, только отчасти сходенъ Петрѣ -- городу камня и скалы. Пещерный городъ южной Палестины имѣлъ еще массу наземныхъ построекъ, храмы, общественныя зданія и стѣны, построенныя въ защиту подземелій подъ открытымъ небомъ, а не въ толщѣ известковой скалы. Древній городъ троглодитовъ былъ забытъ жителями Елевтерономса, ставшаго на мѣстѣ "жилища исполиновъ", и древнія пещеры его давно уже не стали обиталищами человѣка; не то мы видѣли въ Петрѣ, которая родилась, выросла и развилась въ камнѣ, не сложенная изъ него, а вырубленная въ скалѣ, какъ настоящій городъ-монолитъ, не признававшій иныхъ построекъ, какъ изъ цѣльнаго камня. Первобытныя пещеры, болѣе или менѣе слабо ископанныя первичными троглодитами -- насельниками Петры, ихъ послѣдующими потомками были расширены, обработаны, углублены и украшены. Петра никогда не выходила изъ родныхъ скалъ и всегда органически соединялась съ ними, имѣя общія стѣны и основанія въ толщѣ известковаго массива. Даже высокоцивилизованные насельники Петры временъ Антигона и Адріана не нарушали никогда традицій, связанныхъ издревле съ этимъ городомъ-монолитомъ, и не рѣшаясь возводить построекъ, сложенныхъ изъ камня, только расширяли подземелья и украшали въ греко-римскомъ стилѣ наружные фасады и входы въ жилища и храмы, ископанные въ толщѣ скалы.
Глядя на это безчисленное множество подземныхъ сооруженій и жилищъ, изсѣченныхъ въ камнѣ крѣпкою рукою древняго человѣка, невольно приходитъ въ голову мысль, что идея строить обиталища въ толщѣ горъ могла придти только народу, поставленному въ такія исключительныя условія, въ какихъ напр. находились троглодиты Неби Харуна. Отличные писатели древности Витрувій и Діодоръ оставили намъ несомнѣнныя свидѣтельства, что даже въ историческія времена извѣстныя группы человѣчества предпочитали жить въ пещерахъ, а не въ сложенныхъ изъ камня домахъ. Эта привычка, оставшаяся и у жителей Петры даже въ то время, когда цивилизація ихъ достигла до высокихъ степеней, поддерживалась, безъ сомнѣнія, и сознаніемъ большей безопасности отъ внезапныхъ нападеній номадовъ близкой пустыни, которые ничего не могли сдѣлать съ городомъ, изсѣченнымъ въ скалахъ и замкнутомъ горами со всѣхъ сторонъ. Это сознаніе большей безопасности въ пещерныхъ жилищахъ сравнительно съ обитаніемъ въ постройкахъ, открытыхъ и доступныхъ со всѣхъ сторонъ, и было главною причиною того, что область пещерныхъ городовъ въ Сиріи и Палестинѣ идетъ по границѣ великой пустыни.
Мы не можемъ покинуть вопроса о подземныхъ жилищахъ Петры и пещерной области Іудеи, не сказавъ еще о томъ, что постановка его связана тѣсно съ исторіею первичныхъ обитателей обѣтованной земли; такъ какъ Палестина, какъ и вся Передняя Азія, были, по всей вѣроятности, самымъ раннимъ обиталищемъ первыхъ родовъ людей, то вопросъ о троглодитахъ великой пещерной области, которой Петра и Бетъ-Джебринъ служатъ главными центрами, связывается и съ исторіею всего человѣчества. Въ своемъ этюдѣ о пещерныхъ городахъ Палестины мы подробнѣе остановимся на этомъ любопытномъ вопросѣ.