Занявшись усердно изученіемъ погребальныхъ гротовъ и пещерныхъ жилищъ Петры, расположенныхъ около амфитеатра, мы и не замѣтили, какъ пробѣгали часы за часами и день постепенно склонялся къ вечеру. Напрасно мои проводники Рашидъ и Maлетъ, не раздѣлявшіе, разумѣется, моей страстишки лазать по горамъ и пещерамъ и торопившіеся скорѣе отдохнуть, напоминали мнѣ объ обѣдѣ, отдыхѣ и кейфѣ, я не слушалъ ихъ и полный живого любопытства продолжалъ свои экскурсіи въ подземелья и пещеры, пока усталость не взяла свое и ноги не стали отказываться ходить. Тутъ только я замѣтилъ, что и дня осталось немного и что я сегодня не успѣлъ даже закусить. Оставалось тогда возвратиться къ каравану, который расположился на ночлегъ въ живописномъ уголкѣ Петры на останкахъ описаннаго уже нами амфитеатра.
Лучшаго уголка для ночевки въ самомъ дѣлѣ нельзя было и выбрать; тутъ было все -- и защита отъ вѣтровъ пустыни, и струйка текучей чистой воды, и красивая зелень, и масса любопытныхъ останковъ для археолога. Съ радостью поэтому я присоединился къ небольшому кружку своихъ спутниковъ, уже кейфовавшихъ возлѣ крошечнаго костерка, на которомъ варился душистый кофе.
Кто путешествовалъ самъ и собственнымъ опытомъ узналъ, что такое трудовой или маршевой день путешественника, обязаннаго помимо непосредственнаго движенія впередъ еще дѣлать массу наблюденій, напрягать постоянно всѣ свои чувства, вести дневники и записывать маршруты, тотъ пойметъ съ какою радостью останавливается на своемъ ночлегѣ многопотрудившійся путникъ. Ночлегъ для него все -- и отдыхъ, и домъ, и кабинетъ, и мѣсто успокоенія. Выборъ ночлега поэтому долженъ производиться крайне осмотрительно и по возможности быть сдѣланъ такъ, чтобы подъ рукою имѣлись и вода, и топливо, и возможная защита. Если въ мѣстахъ пустынныхъ особенно удачный выборъ сдѣлать трудно, и каравану приходится останавливаться, гдѣ попало, то въ горныхъ дебряхъ, не лишенныхъ совершенно воды, надо пригонять свою ночевку къ источнику или колодцу всегда около зелени, хотя бы пучковъ высохшей травы, могущей все-таки дать топливо и кормъ истомленному верблюду.
Черезъ полчаса послѣ возвращенія на свою ночевку я уже пообѣдалъ, чѣмъ Богъ послалъ, выпилъ крошечную чашечку кофе и началъ дѣлать кейфъ, какъ любятъ выражаться на Востокѣ о человѣкѣ, ровно ничего не дѣлающемъ и погруженномъ въ тупое созерцаніе.
Мой кейфъ однако не могъ продолжаться такъ долго, какъ то полагается у всякаго добраго правовѣрнаго, потому что непосѣдливый франкъ не понимаетъ всей прелести восточнаго far niente, не умѣетъ погружаться въ нирвану ничего недѣланія, а слѣдовательно и ощущать то, что доступно лишь высокоцѣнящему кейфованіе оріенталу. Часовъ двухъ, трехъ было совсѣмъ достаточно для моего отдыха, а потому я скоро отправился снова бродить вокругъ своего становища.
Такъ какъ солнце уже было близко къ закату, а на Востокѣ сумерки наступаютъ такъ быстро, что надѣяться на догорающій свѣтъ вечерней зари, прекрасной только на сѣверѣ, совершенно невозможно, то, разумѣется, отойти далеко отъ своего становища я не могъ, тѣмъ болѣе что горныя дебри Петры далеко не безопасны отъ тайной пули и ножа скрытаго бедуина. Я ограничился поэтому лишь тѣмъ, что снова началъ осматривать въ деталяхъ остатки великолѣпнаго амфитеатра, его ложи и ряды каменныхъ могилъ.
На лучахъ догорающаго солнца горы Петры особенно красивы; краски крови, пурпура и огня дѣлаются сочнѣе, интензивнѣе и еще болѣе оживляютъ сами по себѣ мертвыя и безплодныя скалы. Надо видѣть эту чудную игру красокъ и свѣта, чтобы вѣрить описанію, безсильному, впрочемъ, нарисовать и десятую долю того впечатлѣнія, что ложится неизгладимо въ памяти даже путника, привыкшаго къ свѣтовымъ эффектамъ пустыни. Только тутъ человѣкъ постигаетъ всю силу дѣйствія свѣта на организмъ, только тутъ онъ начинаетъ чувствовать, какъ эти яркія краски и лучи то возбуждаютъ, то угнетаютъ энергію духа, то возвышаютъ дѣятельность тѣла, то совершенно парализуютъ ее; подъ вліяніемъ этихъ разнообразныхъ свѣтовыхъ эффектовъ, проявляющихся во всей своей силѣ только въ пустынѣ -- этомъ царствѣ свѣта, да въ такихъ расписныхъ горахъ, какъ массивы Петры и Синая, путешественникъ находится въ какой-то особой часто совершенно рабской зависимости отъ солнечнаго свѣта, который подчиняетъ его своему могучему вліянію, какъ какую-нибудь былинку пустыни. Частенько, помнится мнѣ, во время переѣздовъ по пустынѣ я сознавалъ и чувствовалъ хорошо, что то или другое состояніе моего духа или тѣла зависятъ совершенно отъ солнечнаго освѣщенія и красокъ, лежащихъ на окружающей природѣ, и никакъ не могъ освободиться отъ этого рокового вліянія, даже закрывая лицо и глаза наметкою -- кофіэ и пребывая въ такомъ состояніи совершенно незрячимъ впродолженіи нѣсколькихъ часовъ. Яркіе свѣтовые эффекты, помимо даже своихъ тепловыхъ свойствъ, до такой степени были порою сильны, что, смотря по качеству ихъ, мѣнялось иногда сразу не только настроеніе, но и физическое самочувствованіе. Ярко-бѣлые и красновато-желтые колориты пустыни, которые принимаетъ она въ часы полуденной страды, производятъ какое-то особенное раздражающее впечатлѣніе, подъ вліяніемъ котораго путникъ чувствуетъ, что усиленно бьется его сердце, переливается кровь въ жилахъ, нервы возбуждены до крайности, весь организмъ какъ бы сгораетъ на лучахъ полуденнаго солнца; но періодъ этого возбужденія длится не долго и смѣняется полнымъ угнетеніемъ тѣла и духа, вызываемаго столько же зноемъ, сколько и утомленіемъ свѣтовыми раздраженіями. Болѣе мягкіе и разнообразно окрашенные оттѣнки, которыми загорается пустыня въ часы утренней и короткой вечерней зари, дѣйствуютъ успокоительно на нервную систему и какъ бы приводятъ организмъ въ большее равновѣсіе; путешественникъ, утомленный свѣтовыми раздраженіями, радуется наступленію ночи не только потому, что она навѣваетъ прохладу на пустыню, но и потому, что глаза и тѣло отдыхаютъ отъ сильнаго дѣйствія солнечныхъ лучей. Совсѣмъ иначе на организмъ дѣйствуютъ синіе и зеленые колорита окружающей природы и ихъ содѣйствіе замѣтно особенно сильно, когда изъ царства яркихъ, красныхъ, бѣлыхъ, желтыхъ и другихъ ослѣпляющихъ красокъ путешественникъ выходитъ на берегъ моря, въ небольшой оазисъ, покрытый растительностью, или даже наконецъ въ горныя дебри, окрашенныя въ скромные не яркіе цвѣта. Организмъ успокаивается сразу; глазъ останавливается съ какою-то любовью на этомъ какъ бы ласкающемъ взоры колоритѣ, сердце бьется ровнѣе, мысли работаютъ правильно, нервы теряютъ свое напряженіе, возстановляется хорошее спокойное расположеніе духа. Быть можетъ, благодаря раздражающему дѣйствію яркаго свѣта въ пустынѣ, жители ея отличаются такою нервностью, страстностью, порывистостью и вмѣстѣ съ тѣмъ легкою утомляемостью при достиженіи цѣли. Тотъ внутренній огонь крови, который оживляетъ всю нервную натуру бедуина и горитъ въ его черныхъ глазахъ, тотъ огонь, какъ будто бы заимствованный отъ палящаго солнца пустыни, скоро потухаетъ, какъ только сыну песковъ приходится напрягать свои силы свыше той нормы, которую онъ привыкъ не переходить; такъ потухаетъ сразу безъ полусвѣта вечерней зари и сіяніе яркаго дня въ пустынѣ, какъ только солнце опустится за горизонтъ.
Проведя цѣлый день въ горахъ Петры въ сферѣ самыхъ сильныхъ и раздражающихъ свѣтовыхъ эффектовъ, я чувствовалъ, разумѣется, сильнѣйшее возбужденіе нервной системы, которое, правда, поддерживало извѣстное напряженіе организма, но потомъ смѣнилось такою сильною простраціею, что, возвращаясь къ обѣду на свою стоянку, я думалъ уже о томъ, что не буду въ состояніи сдѣлать болѣе ни шагу... Яркія краски солнечнаго заката, придавшія особенную сочностьи живость расписнымъ горамъ Петры и поигравшія очень не долго на стѣнахъ уади, заслоненной высокими массивами, скоро потускнѣли, приняли болѣе мягкіе оттѣнки, смѣнились полутонами, мѣстами совершенно перешли въ сѣрый и сизо-темный цвѣта, и утомленные свѣтовыми раздраженіями взоры съ любовью остановились на нихъ. Я чувствовалъ, что стало дышать свободнѣе, что сердце забилось ровнѣе, что прострація стала пропадать, организмъ какъ будто бы переродился, новыя болѣе спокойныя мысли и идеи зародились въ моей головѣ. Равновѣсіе духа и тѣла, нарушенное дивными раздраженіями, стало возстановляться, вечеръ приносилъ съ собою облегченіе, а ночь -- тихая, мирная и безмолвная, должна была принести исцѣленіе. Съ берданкою за плечами, не сопровождаемый никѣмъ, кромѣ вѣрнаго Рашида, слѣдовавшаго повсюду за мною, какъ собака, я отправился бродить по теченію ручейка Айнъ-Муса. Не далеко отошелъя отъ становища, какъ взоръ мой упалъ на небольшую лѣсенку, ступени которой были изсѣчены въ камнѣ, обравнены и вели, повидимому, къ верхнему ряду пещеръ. Не смотря на предостереженіе Рашида, я попробовалъ подниматься по этой лѣстницѣ. гигантовъ и достигъ скоро нѣкоторой высоты, съ которой легко было перейти и на гребень обрыва, висѣвшаго надъ долиной... Пользуясь полусвѣтомъ догорающаго дня, я рѣшился продолжать свою экскурсію и направился къ одной одинокой пещерѣ, которая виднѣлась на отвѣсѣ... Волею-неволею послѣдовалъ за мною и Рашидъ, хотя онъ и былъ небольшой охотникъ до моихъ похожденіи. Предчувствіе, притянувшее меня съ ложа уади на вершины господствующаго массива, не обмануло меня, и я сдѣлалъ нечаянное открытіе, которое обрадовало меня болѣе всего другого видѣннаго и найденнаго въ Петрѣ. Въ пещеркѣ, не отличавшейся ничѣмъ отъ массы остальныхъ, виднѣвшихся повсюду, я отыскалъ наконецъ почти несомнѣнныя кости одного изъ древнѣйшихъ обитателей Петры. Зайдя въ погребальный гротъ и освѣтивъ его огаркомъ свѣчи, всегда имѣвшейся у меня въ запасѣ при посѣщеніи многочисленныхъ пещеръ Каменистой Аравіи, я увидалъ, къ удивленію своему, не гладкія стѣны, какъ въ другихъ гротахъ, а большіе обвалы камня, загромождавшіе почти половину пещеры; мелкіе обломки человѣческихъ костей, бросившіеся сразу въ глаза, заставили меня обратить особое вниманіе на эту пещеру и эти обвалы камней... Хотя въ этотъ день никакихъ особенныхъ открытій я не сдѣлалъ, но въ виду того, что на другой день рано утромъ съ двумя арабами сдѣлалъ новую экскурсію въ пещеру съ костями и отыскалъ почти полный скелетъ человѣка, я позволю себѣ забѣжать нѣсколько впередъ. Осыпавшіеся или позднѣе нагроможденные камни, мѣстами превращенные въ труху, скрывали собою останки настоящаго "древняго человѣка". Правда, кости эти не были вкраплены въ камень, но онѣ были такъ хорошо прикрыты, что никакія сомнѣнія невозможны въ относительной древности этихъ останковъ. Находка римской монеты, двухъ лампочекъ въ видѣ лодочекъ и обломковъ амфора еще больше подтверждали древность довольно хорошо сохранившагося костяка. Правда эти человѣческе останки едва-ли относились ко временамъ набатеевъ и первичныхъ троглодитовъ Петры, но все-таки имъ можно было дать гораздо болѣе тысячи лѣтъ. Всѣ данныя говорили за то, что могила, хранившая кости древняго человѣка, до сихъ поръ не была тронута никогда, и не мудрено, что ревнивый къ памяти предковъ Маметъ много протестовалъ противъ моихъ находокъ въ погребальной пещерѣ.
Было уже довольно темно, когда я, счастливый отысканіемъ костей древняго обитателя Петры, возвращался прежнею дорогою въ становище. Дойдя до вершины обрыва, поднимавшагося надъ амфитеатромъ, я бросилъ невольно взглядъ на окружающую мѣстность, разстилавшуюся подъ моими ногами. Внизу прямо утонувшіе во мракѣ виднѣлись остатки древняго театра, а вокругъ него обширнымъ амфитеатромъ расположились дикія скалы Петры и ея дивныя руины. И горы, и уади, и развалины уже спали, утопая въ тишинѣ и полумракѣ; надъ всѣми бодрствовало одно темно-голубое небо, залитое тысячами лучей серебристаго сіянія, не могущаго разогнать мрака ночи надъ сонною землею. Ласково смотрѣло оно своими яркими очами на горы и пустыню, и, казалось, обнимало ихъ своими голубыми сводами, упирающимися въ горизонтъ. Земля дѣйствительно спала, словно сторожа безмолвный сонъ огромной могилы, какою представлялись мнѣ съ вершины каменнаго массива гигантскія руины Петры. Сюда на вершину скалы не доносились тихіе звуки жизни, говорившіе внизу среди зелени и камней, тутъ не слышны были неумолчныя пѣсни Моисеева ручья, нарушавшаго вѣчный сонъ Петры. Вершина горы казалась большею могилою, чѣмъ внизу лежавшая и тонувшая во мракѣ ущелья; тамъ еще слышался хотя шорохъ жизни, шелестанья сухой былинки, трескъ кузнечиковъ и лепетъ горнаго потока, тогда какъ здѣсь -- на вершинѣ голой скалы, мертвый камень не подавалъ и признаковъ жизни. Огромнымъ каменнымъ памятникомъ, поставленнымъ надъ могилою древняго города, казался горный массивъ, ставшій отвѣсами надъ руинами Петры, а колоссальная масса Неби Харуна, горѣвшая днемъ всѣми цвѣтами крови и пурпура, теперь представлялась одною темною слегка бѣлесоватою массою, взваленною руками титановъ на амфитеатръ горъ, хранящихъ городъ камня отъ взоровъ всего остального міра... Но вотъ -- среди густого мрака, лежащаго въ глубинѣ ущелья, сверкнулъ звѣздочкою яркій огонекъ; бѣлый столбикъ дыма, окрашенный снизу багровымъ цвѣтомъ, потянулся кверху, достигъ почти края обрыва и, казалось, призывалъ къ себѣ путника, ушедшаго въ горныя выси замѣсто того, чтобы пресмыкаться на землѣ.
Видъ этого манящаго огонька напомнилъ мнѣ объ отступленіи, и я поспѣшилъ назадъ. Не легокъ былъ спускъ съ горнаго массива по ступенькамъ лѣстницы титановъ, но все-таки, благодаря цѣпкости Рашида и Мамета, пришедшаго къ намъ на помощь, мы спустились благополучно къ подножію обрыва, у котораго расположенъ амфитеатръ. Послѣ свободы и простора, которые чувствуются человѣкомъ, какъ въ океанѣ и пустынѣ, такъ и на вершинѣ скалъ, какъ-то душно, тѣсно и темно показалось мнѣ въ ущельѣ, запертомъ отовсюду каменными стѣнами. Но здѣсь за то слышались звуки жизни; они неслись даже изъ зіяющихъ горныхъ впадинъ каменныхъ могилъ, они неслись со струйками бѣгущаго ручейка, они летѣли съ густой заросли олеандровъ и тарфъ, они наполняли, казалось, всю атмосферу уади тихимъ шелестомъ, говорившемъ о жизни среди царства непробудныхъ могилъ. Всякій шелестъ колыхающейся былинки, каждое верещаніе кузнечика или цикады, прячущихся въ сухой листвѣ, каждый трескъ или шорохъ отъ скользнувшей ящерицы или ползущей змѣйки, каждый звукъ, какъ-бы ни былъ онъ ничтоженъ и малъ, не пропадалъ въ торжественномъ безмолвіи ночи, а летѣлъ по воздуху, консонируясь съ себѣ подобными, дополняясь, отражаясь, дробясь и образуя въ общемъ одну тихую мелодію ночи. Въ ней нельзя было различить отдѣльныхъ нотокъ, отдѣльныхъ звуковъ и голосовъ... То былъ говоръ ночи, еще болѣе слышный въ степи или въ лѣсу, чѣмъ въ горной дебри или пустынѣ. Какъ-бы въ дополненіе къ звукамъ жизни, наполнявшимъ атмосферу, освѣженную дыханіемъ ночи, понеслись ароматы олеандра и тарфъ; смолистый и эфирный запахъ тамариска вмѣстѣ съ благоухающими травами пустыни придалъ жизящую бальзамическую свѣжесть воздуху ущелья; грудь вздохнула сильнѣе и глубже, сердце забилось полнѣе, особая бодрость разлилась по всѣмъ членамъ, усталости -- какъ ни бывало...
Мои спутники уже давно ожидали меня съ импровизованнымъ ужиномъ, къ которому шейхъ Эльджи и Петры прислалъ двѣ небольшія, но жирныя куропатки. Вполнѣ довольный днемъ, полный свѣтлою надеждою на будущее, внушенною мнѣ удачею всего путешествія, которому уже виднѣлся скорый конецъ у воротъ Іерусалима, я былъ въ какомъ-то особомъ настроеніи, которое сообщилось и моимъ спутникамъ, тоже жаждавшимъ добраться поскорѣе до воротъ благословеннаго Эль Кудса, какъ называютъ арабы священный городъ Давида. Весела и оживленна поэтому была наша бесѣда у костра въ ночь, проведенную на развалинахъ Петры, и я жалѣю тысячу разъ, что недостатокъ знанія арабскаго языка, мало парализованный моимъ переводчикомъ Юзою, помѣшалъ мнѣ записать всё то, что поразсказали мнѣ мои разошедшіеся на слова арабы.
Много интересныхъ преданій и легендъ, относящихся къ развалинамъ Петры и массивамъ Неби Харуна, разсказывали Маметъ и его товарищъ, но ихъ гортанное особенное арабское произношеніе, непривычное совершенно для моего уха, не позволило уловить даже связь между всѣмъ тѣмъ, что они говорили. Я понялъ только, что, по понятіямъ бедуиновъ пустыни, горы Петры и развалины въ уади Муса почитаются въ окружности, какъ мѣста, если не священныя, то, по крайней мѣрѣ, внушающія почти суевѣрное уваженіе; древнія сказанія, украшенныя позднѣйшими вымыслами и расцвѣченныя арабскою фантазіею, окружили эти руины и горы, хранящія ихъ, такимъ поэтическимъ ореоломъ, который мѣшаетъ суевѣрному бедуину относиться непочтительно къ этимъ останкамъ сѣдой старины. Недаромъ великія и для мусульманъ имена древнихъ пророковъ Моисея и Аарона пріурочиваются къ этимъ кровавымъ горамъ, недаромъ древняя легенда здѣсь помѣщаетъ входъ въ адъ и чистилище мусульманина; самъ великій проповѣдникъ ислама постоянно останавливался на пути изъ Аравіи въ пещерахъ Неби Харуна и бесѣдовалъ съ тѣнью древняго пророка, который выходилъ тогда изъ своей гробницы, висящей на вершинѣ горы Оръ и спускался подобный облаку или тучѣ къ подножьямъ Неби Харуна для того, чтобы говорить съ Магометомъ -- посланцомъ самого Аллаха. Въ пещерахъ уади Муса, говорятъ, хранится прахъ и нѣкоторыхъ святыхъ ислама, но великій Аллахъ сокрылъ ихъ могилы для того, чтобы правовѣрные на пути въ священную Мекку не останавливались тутъ и не забывали цѣли своего далекаго паломничества. Самый ручеекъ Айнъ Муса, по сказанію мѣстныхъ арабовъ, произошелъ отъ того, что здѣсь въ кровавыя безплодныя скалы ударилъ своимъ могучимъ жезломъ великій пророкъ Муса Моисей, и отъ удара своего извелъ сладкую воду, и до днесь орошающую развалины Петры. Если сможешь ты понимать говоръ быстрой струйки и нѣжной былинки, что лепечетъ на берегу священнаго ручья, говорятъ бедуины Эльджи, ты услышишь пѣсни въ честь Неби Мусы и его брата Неби Харуна. Даже скалы ущелья, говорятъ, порою возносятъ хвалебныя пѣсни въ честь великихъ пророковъ ислама, но слова, исходящія изъ камня, могутъ слышать лишь тѣ, у кого сердце чисто, какъ вода Айнъ Муса, а тѣло безгрѣшно, какъ прахъ мучениковъ ислама.
При такихъ поэтическихъ представленіяхъ, связанныхъ съ долиною уади Муса, развалинами Петры и скалами Неби Харуна, немудрено, что вся эта полусвященная область въ воображеніи современныхъ обитателей ея преисполнена и населена полумиѳическими существами,-- созданіями, болѣзненно настроеннаго ума. Часто видятся, говорятъ, въ уади Муса мрачныя тѣни и блѣдные призраки, блуждающіе между развалинами и прячущіеся въ каменныя могилы, когда смѣлый путникъ рѣшается приближаться къ нимъ. Порою слышатся даже дикіе и стонущіе крики среди мрачныхъ развалинъ, но звуки тѣ не исходятъ отъ камня, а носятся въ воздухѣ и какъ будто бы рождаются въ немъ. Слышны крики и въ глубинѣ каменныхъ могилъ,-- но то стонутъ души грѣшниковъ, заложенныхъ въ толщѣ скалъ и ждущихъ того страшнаго часа, когда придетъ мрачный Израфіилъ -- ангелъ смерти ислама, чтобы извести ихъ изъ каменной могилы. Хорошему правовѣрному поэтому не слѣдъ ночевать въ уади Айнъ Муса, особенно среди мрачныхъ развалинъ, что идутъ дальше по теченію Моисеева ручья. Быть можетъ, потому и европейскіе путешественники, приходящіе въ Петру и руководимые мѣстными бедуинами, обыкновенно не заходятъ въ первый день далеко въ Петру, чтобы пригнать свой ночлегъ не среди внушающихъ суевѣрный ужасъ развалинъ, а на ступенькахъ амфитеатра, считаемаго бедуинами за созданіе рукъ титановъ, прежде населявшихъ горы и пещеры Петры.
За оживленною бесѣдою у костра и сладкимъ кейфомъ мы провели незамѣтно время до самаго поздняго вечера; было уже около полуночи, когда вмѣстѣ съ потухающимъ костромъ замолкали постепенно и наши разговоры, все еще полные захватывающаго интереса, хотя и далеко непонятные для меня.
Ночь по прежнему была дивно хороша, особенно когда изъ-за темной массы Неби Харуна показалась убывающая луна и своимъ золотымъ, хотя и меркнущимъ свѣтомъ озарила землю, заснувшую въ объятіяхъ ночи. Разноцвѣтныя горы, блиставшія при дневномъ освѣщеніи яркостью красокъ и сочностью колорита, теперь представляли огромные массивы, сложенные какъ бы изъ сѣросинихъ. и черныхъ камней, но позолоченные мѣстами блестками золотой луны. Пріостренныя вершины Неби Харуна, каемки каменныхъ громадъ, нависшихъ надъ уади Муса, фронтоны могилъ, обращенныхъ къ амфитеатру, и кое-гдѣ виднѣющіеся останки Петры -- все было обрызгано золотымъ сіяніемъ и блистало ярко въ сравненіи съ остальными массами, погруженными во мракъ и ту сѣроватолиловую дымку, которая окружаетъ подножія горъ въ тихія лунныя ночи.
Оторвавшись отъ земли, я поднялъ свои взоры къ небу и долго остановился на немъ. Залитое луннымъ сіяніемъ, оно просвѣтлѣло и стало прозрачнѣе и глубже; въ глубинѣ этой на моихъ глазахъ затонули серебристыя звѣздочки, словно попрятавшись передъ своею царицею, медленно скользившею по просвѣтленному небосклону. Только самыя яркія звѣздочки теперь смотрѣли на спавшую землю своими недремлющими очами, но и онѣ мало-помалу меркли, лишь къ нимъ доплывала луна. Цѣлыми часами всегда готовъ я былъ смотрѣть на ночное небо Востока, и каждый разъ находилъ въ немъ новыя красоты, но звуки земли постоянно отвлекали меня и ворочали уносившуюся кверху мысль словно для того, чтобы не залетать далеко. Гомонъ моихъ проводниковъ, укладывавшихся на покой, фырканіе верблюдовъ, все еще не перестававшихъ пережевывать пучки сухого бурьяна, и крики шакаловъ, какъ то внезапно усилившіеся въ окружающей каменной дебри, воротили меня на землю и напомнили о томъ, что пора и на покой.
Все также какъ и ранѣе журчалъ своими струйками горный ручеекъ, все также верещали кузнечики въ сухой травѣ и между камнями, пѣли цикады въ частой поросли олеандровъ и тарфъ и неслись отовсюду хотя и слабые, но неумолчные звуки жизни, говорившей и въ шелестѣ былинки и въ дуновеніи легкаго ниссима (зефира), приносившаго съ собою ароматныя дыханія розовыхъ губокъ олеандра и смолистыя испаренія тарфы. Даже громкіе стонущіе и жалобные крики шакаловъ, брехающихъ на луну или жалующихся небу на безкормицу въ этихъ безплодныхъ скалахъ, не нарушали, казалось, этой тихой гармоніи звуковъ жизни въ ночи. Отовсюду и сверху и снизу, вблизи и издали неслись эти жалобные, словно плачущіе крики: горы и могилы, казалось, были наполнены этими криками, порою сливавшимися въ одинъ общій трогающій душу вопль. Этотъ вопль или стонъ поднимался отъ мрачной земли и камней, тонущихъ во мглѣ, къ лазурному небу, залитому золотымъ сіяніемъ, словно голосъ огромной могилы, которую и представляла собою нѣкогда славная, а нынѣ безмолвная Петра. Долго я прислушивался къ этому крику шакаловъ, какъ то особенно звучащему въ скалахъ Петры, изрытой пещерами, и чѣмъ болѣе я вслушивался, тѣмъ болѣе хотѣлось его слушать. Пусть этотъ стонъ или вопль, оглашающій мертвыя скалы, дѣйствовали на сердце и нервы, волновалъ нѣсколько умъ и заставлялъ работать фантазію, но онъ нравился мнѣ именно тѣмъ, что отъ него становилось немного жутко на сердцѣ, а мысль работала нѣсколько иначе, чѣмъ въ полномъ безмолвіи ночей, какія приходилось еще недавно проводить въ песчаной пустынѣ. Но если въ крикахъ шакаловъ, оглашающихъ каменныя дебри, можно было уловить нѣчто не нарушающее спокойствіе ночи и какъ бы гармонирующее съ безмолвными руинами и рядами каменныхъ могилъ, то рѣзкіе и громкіе вопли горной совы, раздавшіеся около полуночи надъ самыми нашими головами, являлись настоящею дисгармоніею въ этомъ царствѣ очарованныхъ каменныхъ могилъ. Непріятные всегда для меня крики совы были особенно непріятны въ этотъ разъ, потому что они дѣйствительно нарушали гармонію ночи, рѣзали ухо диссонансами и звучали, какъ стоны и вопли, исходящіе изъ могилъ. Мрачный хищникъ ночи, прятавшійся въ темныхъ гротахъ, и напрасно выжидавшій заката мѣсяца, не выдержалъ долгаго ожиданія, крикнулъ нѣсколько разъ и, расправивъ свои мягкія крылья, полетѣлъ беззвучно вдоль узкаго ущелья по направленію къ рядамъ погребальныхъ пещеръ, гдѣ прятались летучія мыши, ящерицы и мелкія птички, служащія его добычею.
Еще нѣсколько разъ въ ночи слышали мы дикіе крики горной совы, стонавшей въ развалинахъ Петры, но вопли эти при всемъ своемъ безобразіи не могли все-таки нарушить волшебной прелести ночи, проведенной въ долинѣ уади Муса. Тихій сонъ безмолвной Петры, хранимый могучимъ стражемъ -- массивомъ Неби Харуна, не могли нарушить ни крики шакаловъ, ни вопли горныхъ совъ, завывавшихъ въ пещерахъ, ни голоса небольшой кучки людей, собиравшихся на покой подъ кровомъ голубого неба и подъ взорами звѣздочекъ, кротко смотрѣвшихъ съ небосклона...
Не раскидывая даже походной палатки, просто на своихъ дорожныхъ плащахъ и войлокахъ, служившихъ для подстилки, мы распростерлись на каменныхъ ступеняхъ амфитеатра, не позаботившись даже о томъ, чтобы выставить часового на случай внезапнаго нападенія, всегда возможнаго въ горахъ Петры. Наша безпечность объяснялась, однако, довѣріемъ къ честному слову шейха Эльджи и Петры, который взялъ подъ свою защиту и отвѣтственность нашъ небольшой караванъ. Мы не ошиблись въ этомъ довѣріи и, какъ оказалось впослѣдствіи, оба араба, приставленные къ намъ, всю ночь сторожили нашъ покой и не дозволили бы приблизиться къ спящимъ даже маленькому шакалу, а не только врагу.