Весь слѣдующій день съ ранняго утра мы провели на самыхъ развалинахъ Петры, блуждая по долинѣ уади Муса, по горамъ и ложбинкамъ, составляющимъ ея продолженіе, и лазая по скаламъ и обрывамъ, куда манили насъ таинственные гроты и пещеры, виднѣвшіеся повсюду, куда ни заглядывалъ глазъ во всей области, занимаемой Петрой.

Правда, эта область сама по себѣ не особенно велика, и если считать за мѣстоположеніе древняго города греко-римской эпохи одну глубокую ложбину уади Муса, обрамленную высокими, почти отвѣсными скалами, то она не заключаетъ и полутора, двухъ квадр. верстъ; счетъ этотъ, однако, былъ-бы очень ошибоченъ, потому что многіе интересные останки Петры лежатъ порядочно въ сторонѣ отъ этого очерченнаго горами пространства на продолженіи уади эс-Сикъ и въ боковыхъ ложбинкахъ, входящихъ довольно глубоко въ горы. Такія великолѣпныя сооруженія, какъ Хазнетъ Фираунъ и амфитеатръ Петры, описанные нами, лежащіе въ самомъ ущельѣ эс-Сикъ, показываютъ, что древняя Петра шла по всѣмъ ложбинкамъ и окружающимъ горамъ, и потому самымъ вѣрнымъ будетъ считать областью Петры всю ту окружность горы, въ которой замѣчаются гроты и пещеры, составляющіе главную особенность этого города скалы.

Если мы представимъ себѣ ложбину, уже не разъ очерченныхъ размѣровъ, наполненную болѣе или менѣе значительными возвышеніями, постепенно поднимающимися по мѣрѣ приближенія къ окаймляющимъ скаламъ, то мы дадимъ понятіе объ общемъ характерѣ мѣстности, занимаемой собственно городомъ Петрой. По срединѣ этой ложбины въ настоящее время, какъ и во времена древности, протекаетъ небольшой ручеекъ Айнъ Муса, чрезъ который было переброшено нѣсколько каменныхъ мостиковъ, останки коихъ хорошо видны и доселѣ. Вдоль ручейка этого густо тѣснились олеандры, тарфы и рядъ незнакомыхъ мнѣ кустарныхъ растеній, дѣлавшихъ мѣстами эту поросль едва проходимою. Сравнительно богатая растительность, представлявшая и нѣсколько ползучихъ и вьющихся породъ, покрывала и многія развалины, составленныя изъ груды отдѣльныхъ камней.

Нечего и повторять много, что скалы, окаймляющія самую ложбину Петры, были окрашены такъ же живописно, какъ и горы, съ которыми намъ пришлось познакомиться еще ранѣе; преобладающимъ цвѣтомъ по прежнему, какъ и повсюду въ горахъ Петры, является красный, имѣющій всѣ оттѣнки, отъ бураго и темнаго, до цвѣта крови и огня. Мѣстами поперегъ общаго красноватаго или бураго фона проходятъ цвѣтныя ленты известняковъ, испещренныя пещерами какъ узорами; кое-гдѣ отдѣльными пятнами виднѣются и скопы каменной соли, обнаженные кристаллы которой блестятъ на солнцѣ, какъ огромные алмазы. Все это пространство, занятое ложбиною Айнъ Муса, представлявшею нѣкогда, какъ мы говорили, ложе высохшаго озера, покрыто массою развалинъ, которыя при всей своей многочисленности не составляютъ все-таки настоящей славы Петры, такъ какъ многія изъ нихъ состоятъ изъ отдѣльныхъ камней. Эти останки, не принадлежащіе собственно къ Петрѣ, не могутъ мѣшать этой послѣдней считаться городомъ-монолитомъ, потому что Петра настоящая, Петра древняя и славная вся высѣчена изъ камня, а не сложена изъ него, какъ другіе великіе города міра.

Самые камни однако, которые входятъ въ постройку многочисленныхъ зданій, теперь почти разрушенныхъ и сравненныхъ съ землею, носятъ на себѣ слѣды гигантской обработки; это не кирпичики и не малые куски камня, вырубленные изъ известковой скалы, а цѣлые глыбы-монолиты, достойные рукъ людей, обработывавшихъ горы по своему произволу. Таковы останки нѣкоторыхъ домовъ, по всей вѣроятности, общественныхъ зданій, храмовъ и дворцовъ. Куда ни посмотришь съ любого возвышенія ложбины уади Муса, повсюду видишь эти безмолвныя важныя руины, выступающія то на вершинахъ холмовъ, то на ихъ склонахъ, то у подножія каменныхъ горбинъ; нагроможденныя мѣстами цѣлыя кучи камней и густыя заросли кустарниковъ скрываютъ еще отъ взора многія руины, и надо имѣть привыкшій глазъ археолога, чтобы среди груды дикихъ камней различать останки рукъ человѣческихъ. Большинство построекъ древняго города имѣетъ все-таки свое каменное основаніе не сложеннымъ, а высѣченнымъ въ толщѣ подлежащей скалы, которая даетъ обыкновенно и часть стѣны, служащую основою всему зданію. Среди развалинъ домовъ, полузасыпанныхъ камнями, есть и такія сооруженія, которыя можно назвать настоящими монолитами, такъ близка и крѣпка ихъ связь съ надлежащимъ каменнымъ массивомъ, опредѣлявшимъ всегда не только топографію, но и архитектуру Петры.

Изучая массу этихъ интересныхъ развалинъ и слѣдя за развитіемъ древнихъ сооруженій по многочисленнымъ останкамъ зодчества, находящагося въ различныхъ ступеняхъ развитія, можно видѣть ясно, какъ простыя пещерныя обиталища первичной Петры превращались въ великолѣпныя сооруженія, принимавшія стиль и украшенія наземныхъ жилищъ греко-римскаго стиля. Грубая пещера или ниша, выкопанная въ толщѣ скалы, сперва получала болѣе правильную четырехугольную форму и болѣе правильное входное отверстіе; это послѣднее потомъ украшалось коймами, узорами, небольшими фронтонами и капителями; позднѣе являлись колонны, пилястры, ниши и даже статуи, выточенныя изъ того же камня; внутренность пещеры расширялась также боковыми прикопками, обращавшимися въ небольшія комнатки, имѣвшія свое свѣтовое отверстіе. Такъ какъ пещера часто становилась тѣсною для данной семьи или потребностей, а дальнѣйшее буравленіе каменной толщи почему либо не предпринималось, появились внѣшнія пристройки изъ массивныхъ камней къ пещерному помѣщенію, занимавшему всего двѣ, три внутреннія комнатки. Эти внѣшнія пристройки дѣлаются, все больше и объемистѣе и, наконецъ, совершенно выходятъ изъ разряда пещерныхъ сооруженій; онѣ сперва только опираются на скалу, служащую ихъ внутреннею стѣною, безъ пещерныхъ помѣщеній, а затѣмъ являются и самостоятельно въ видѣ отдѣльно стоящихъ домовъ, сливающихся только фундаментомъ съ подлежащею скалою, всегда дающею для этого послѣдняго небольшое выдолбленное углубленіе, словно ямину, для болѣе прочной постановки зданія. Бывшій троглодитъ Петры какъ будто не довѣряетъ сооруженіямъ, строящимся свободно не въ толщѣ каменной стѣны, а потому хотя снизу даетъ имъ прочное каменное основаніе. Благодаря этому, нѣкоторыя мѣстности ложбины уади Муса, если-бы онѣ были освобождены отъ загромождающихъ ихъ камней, представились бы въ видѣ каменныхъ ячеекъ большого сота, въ которомъ каждая ямина соотвѣтствовала тому или другому зданію, какъ-бы вложенному въ нее.

Такъ были выстроены въ Петрѣ не только жилища частныхъ людей, но и зданія общественныя, даже храмы. Подлежащая каменная масса повсюду, если не входитъ всецѣло въ зданіе, то есть, вѣрнѣе сказать, если и не обрабатывается въ ту или другую постройку, то во всякомъ случаѣ даетъ прочное основаніе, и низы колоннъ-монолитовъ воздвигаются смѣло на такіе прочные фундаменты. Петра временъ высшей культуры по мѣрѣ своего развитія и роста, разумѣется, вышла рано изъ гротовъ и пещеръ, и зданія послѣдняго періода имѣютъ, какъ мы сказали, даже мало общаго съ городомъ-монолитомъ, но и самые останки ихъ такъ величественны, что Петрѣ ихъ нечего стыдится. Огромные камни-монолиты, цѣлыя колонны, порталы, ступени и фронтоны, высѣченные изъ одного камня, разбросаны по всему могилищу Петры и говорятъ о томъ, что не даромъ прозвище города камня было издавна присвоено этой послѣдней.

Трудно было бы остановиться и описать каждую развалину великаго города, каждое зданіе, какъ бы оно ни было поразительно; взятыя отдѣльно многія руины Петры обращали бы особое вниманіе путешественника и археолога, но совокупленныя вмѣстѣ рядомъ съ колоссальнѣйшими произведеніями рукъ человѣческихъ, отчасти уже описанными нами, они не поражаютъ путника, потому что онъ привыкаетъ видѣть чудеса. Вотъ почему не смотря на огромный интересъ, представляемый руинами Петры, принадлежащими позднѣйшему періоду, эти послѣднія не привлекаютъ особаго вниманія археологовъ и почти всѣ путешественники послѣ перечисленія чудесъ города камня ограничиваются лишь однимъ перечисленіемъ остальныхъ руинъ.

Правда, развалины пяти-шести храмовъ древней Петры не могутъ сравниться съ великолѣпною Сокровищницею фараона, но онѣ все-таки заслуживаютъ сами по себѣ упоминанія. Выстроенные на половину изъ отдѣльныхъ камней и лишь отчасти высѣченные изъ толщи скалы храмы эти безъ сомнѣнія являются одними изъ любопытнѣйшихъ останковъ Петры. Судя по массѣ обломковъ, принадлежащихъ къ этимъ сооруженіямъ, можно думать, что они были великолѣпны и соотвѣтствовали вполнѣ своему назначенію. Ряды колоннъ монолитовъ, высокіе фронтоны, подобіе портиковъ, останки ограды, окружающей ихъ, обломки пилястровъ, засыпанные массою камней и заросшіе дикими растеніями, позволяютъ отчасти возсоздать оригинальный стиль этихъ сооруженій. Пусть археологи доказываютъ въ немъ подраженіе греко-римскому стилю, но безъ сомнѣнія въ каждомъ зданіи Петры было нѣчто особенное, не похожее на классическіе образцы, оставшееся въ наслѣдіе отъ троглодитовъ, обрабатывавшихъ горы.

Одинъ изъ храмовъ Петры находится на берегу ручья Айнъ-Муса, но онъ такъ густо заросъ массою вьющихся растеній, что трудно даже выяснить его отношеніе къ подлежащей скалѣ. Недалеко отъ него на небольшихъ возвышеніяхъ находятся также интересныя развалины, назначеніе которыхъ опредѣлить трудно; въ наиболѣе удаленномъ мнѣ посчастливилось найти довольно хорошо сохранившійся сосудъ и обломки мраморной статуи. На камняхъ этого зданія можно видѣть также оригинальные узоры, отчасти схожіе съ нѣкоторыми знаками изъ непрочитанныхъ синайскихъ надписей. Если отъ храма, находящагося на берегу ручейка, дойти до останковъ моста, то напротивъ этого послѣдняго можно видѣть останки другого болѣе обширнаго и лучше сохранившагося храма. Четырехугольная форма его, остатки колоннады, арки и фронтоны указываютъ намъ на обыкновенную архитектуру этого зданія, но общее импонирующее впечатлѣніе, производимое самымъ большимъ храмомъ Петры, заставляетъ думать, что оно было главнымъ святилищемъ этой послѣдней и помѣщеніемъ статуй покровительствующихъ боговъ. Съ большою вѣроятностью можно предположить даже, что храмъ этотъ былъ посвященъ богу солнца, которому жители пустыни поклонялись преимущественно передъ прочими стихійными божествами. Два другіе небольшіе храма расположены за ручьемъ на склонѣ небольшихъ возвышеній и представляютъ сооруженія гораздо болѣе древнія, чѣмъ предполагаемый нами храмъ Солнца. Густая растительность, мѣстами совершенно покрывающая уади Муса, покрываетъ, безъ сомнѣнія, многіе изъ останковъ Петры и особенно слѣды прекрасной мостовой, которая выступаетъ во многихъ уголкахъ Петры, не смотря даже на массу загромождающихъ ее камней. Хотя топографическія условія города камня и не дѣлали необходимостью замощеніе главныхъ улицъ Петры, тѣмъ не менѣе масса небольшихъ хорошо обсѣченныхъ кубиковъ, валяющихся повсюду, показываетъ, что жители этого каменнаго города любили мостовыя, которыми сравнивали неровности и выбоины подлежащей скалы. Самый ручеекъ Моисеевъ, протекающій черезъ все поле руинъ, повидимому, нѣкогда имѣлъ свою набережную съ красивыми отвальными мостами, но отъ всего этого остались лишь одни слѣды.

Бродя по обширному полю развалинъ, мы. натыкались на массу останковъ, значеніе которыхъ не всегда можно было опредѣлить. Таковы напр. большія руины, имѣющія продолженіе во внутреннихъ камерахъ, высѣченныхъ въ толщѣ скалы, и находящіяся недалеко отъ большого храма. Если отъ этихъ послѣднихъ начать подниматься по направленію къ югу, то можно встрѣтить интересныя пещерныя сооруженія, служившія, безъ сомнѣнія, жилищемъ богатаго человѣка, такъ какъ состоятъ изъ нѣсколькихъ камеръ и имѣютъ массу наружныхъ украшеній. Мои спутники арабы говорили, что здѣсь найдены были многія урны, сосуды, статуи, монеты и разныя украшенія. Тутъ же встрѣчаются большіе камни-монолиты неизвѣстнаго назначенія; одинъ изъ нихъ бросается издали въ глаза и носитъ не совсѣмъ приличное названіе на арабскомъ языкѣ Дзиба Фиряунъ (penis Pharaoni). Это совершенно одинокая хорошо обсѣченная колонна, не имѣющая вовсе значенія фалюса, изображеніе котораго встрѣчается часто на памятникахъ финикійскаго и сирійскаго зодчества. Судя по останкамъ другихъ разбросанныхъ и поверженныхъ на землю колоннъ, можно думать, что Дзибъ Фираунъ принадлежалъ къ красивой колоннадѣ, служившей портикомъ или анфиладою какого нибудь древняго храма; нѣкоторые путешественники относятъ эту колонну даже къ останкамъ храма, абсидъ котораго видѣнъ отсюда недалеко, у подножія одного возвышенія.

Среди другихъ останковъ общественныхъ зданій и сооруженіи, значеніе которыхъ мы такъ или иначе могли опредѣлить, можно указать на развалины большого строенія, которое можно назвать даже дворцомъ, на останки термъ или бань, возлѣ которыхъ проходитъ и каменная труба акведука, и наконецъ на оригинальное зданіе, называемое то храмомъ, то дворцомъ -- Кафъ Фираунъ, т. е. замкомъ фараона. Безъ сомнѣнія и къ этому зданію, какъ и къ Хазнетъ Фираунъ и Дзибъ Фираунъ, имя фараоновъ приплетено лишь потому, что въ Каменистой Аравіи все великое и выдающееся принято считать за дѣянія могучихъ властителей Египта.

Судя же по стилю постройки и по архитектурнымъ ея украшеніямъ, замокъ фараона принадлежитъ еще временамъ позднѣйшимъ, чѣмъ знаменитая Сокровищница фараоновъ. Построенная изъ отдѣльныхъ камней небольшой величины, это великолѣпное зданіе въ нѣсколько этажей, разумѣется, не могло сохраниться такъ хорошо, какъ Хазнетъ Фираунъ; колонны, украшавшіе нѣкогда его фасадъ, обвалились, какъ и фронтонъ, и абсиды, останки которыхъ можно видѣть и доселѣ; только фризы зданія еще говорятъ издали о бывшемъ его великолѣпіи, которому соотвѣтствуетъ и высокая ограда, окружающая его. Высота всего зданія никакъ не менѣе восьми и десяти саженей, но стѣны гораздо менѣе. Ограда, сложенная изъ камней не особенно большихъ, что характеризуетъ всѣ позднѣйшія постройки, Петры, въ общемъ сохранилась превосходно. Когда мы при помощи сходовъ и камней, нагроможденныхъ у ея подножія, попробовали взобраться на стѣну, то двѣ огромныя змѣи величиною болѣе двухъ аршинъ -- самыя большія изъ видѣнныхъ мною въ Синайской пустынѣ, преградили намъ дорогу. Грѣясь на солнцѣ, онѣ, повидимому, не хотѣли уступать мѣста человѣку, и я, по совѣту Мамета, описывавшаго страшныя ядовитыя свойства ихъ, поспѣшилъ ретироваться. Въ развалинахъ стѣнъ замка фараона я видалъ также нѣсколько красивыхъ зеленыхъ ящерицъ, которыхъ арабы называли почему-то ядовитыми.

Отъ Кафа-Фирауна, считаемаго нѣкоторыми изслѣдователями за большой дворецъ Петры, идетъ прекрасно сохранившаяся мостовая къ другому интересному памятнику -- большой тріумфальной аркѣ, которая стояла на пути въ середину города для всѣхъ въѣзжавшихъ въ Петру съ западной стороны. Это великолѣпное сооруженіе, послужившее тріумфомъ для неизвѣстнаго побѣдителя, принадлежитъ, безъ сомнѣнія, тому же періоду времени, какъ и замокъ фараона, и какъ бы дополняетъ его. Археологи находятъ полное сходство стилей обѣихъ этихъ построекъ, и есть данныя предполагать, что въ этомъ зданіи обиталъ намѣстникъ великаго Рима. Кафъ Фираунъ такимъ образомъ является Преторіей, изъ которой своего рода лисостратонъ велъ путника черезъ тріумфальную арку прямо въ середину города, къ обоимъ величайшимъ храмамъ Петры и къ амфитеатру, къ которому шла самая большая улица города, придерживавшаяся теченія Моисеева ручья.

Таково въ общихъ и краткихъ чертахъ описаніе останковъ Петры, находящихся въ уади Муса. Мы понимаемъ хорошо, что сухимъ перечнемъ развалинъ, останковъ и пещеръ, какъ бы они ни были интересны, нельзя передать и десятой доли того, что просится на бумагу, тѣмъ болѣе, что руины Петры интересны главнымъ образомъ потому, что онѣ оригинальны и не похожи на другія великія развалины міра.

Перечисленными вкратцѣ замѣчательностями Петры собственно говоря и исчерпывается монументальная сторона этихъ замѣчательныхъ развалинъ; остаются еще новыя группы погребальныхъ гротовъ и пещеръ, которыми начинается и заключается Петра. Пещеры и могилы встрѣчаютъ насъ первыми, когда мы входимъ въ городъ камня, онѣ же и провожаютъ путника далеко за предѣлы собственно Петры.

Довольно впереди мы говорили о пещерныхъ сооруженіяхъ города-монолита, но мы не можемъ покинуть описанія этого послѣдняго, пока не скажемъ еще нѣсколько словъ о могилахъ и подземныхъ обиталищахъ Петры. Каменными дополненіями этихъ послѣднихъ являются еще многочисленные лѣстницы, каналы, водопроводныя трубы и цѣлыя улички, изсѣченныя прямо въ скалѣ, безо всякой помощи кладки и цементированія.

Мы имѣли случай впереди не разъ говорить о разнообразіи могилъ Петры, представляющихъ типы -- отъ простой выбоины въ скалѣ до правильно изсѣченной камеры съ фасадомъ, колонками, фронтономъ и даже статуетками. Разнообразіе гротовъ, поразительное вблизи амфитеатра, дѣлается еще болѣе замѣчательнымъ, по мѣрѣ того, какъ мы подвигаемся далѣе, особенно вдоль обрывовъ, замыкающихъ Петру съ востока, гдѣ встрѣчаются самыя поразительныя по внѣшней отдѣлкѣ пещеры. Правда, количество этихъ послѣднихъ сравнительно не велико, и число гротовъ, украшающихъ обрывы сѣверной части уади Муса, какъ и боковыхъ ея продолженій, несравненно больше, но за то на величественныхъ скалахъ, высящихся съ востока надъ городомъ камня, путникъ останавливается невольно передъ многими могилами, даже послѣ того какъ видѣлъ чудеса Петры. Здѣсь сосредоточены лучшія могилы города и находится, такъ сказать, привиллегированное кладбище Петры, тогда какъ въ скалахъ, идущихъ къ сѣверу и западу отъ главныхъ развалинъ, погребены лица, не имѣвшія возможности изъ своихъ погребальныхъ гротовъ сдѣлать настоящіе храмы и дворцы. По серединѣ огромной каменной стѣны, царящей, можно сказать, надъ Петрой, находится знаменитая большая могила, гордящаяся справедливо тремя рядами хорошо сохранившихся колоннъ. Прекрасно обдѣланный фронтонъ этой огромной пещеры придаетъ ей издали видъ небольшого храма, изсѣченнаго въ камнѣ, и невольно останавливаетъ взоры путника своею массивностью и вмѣстѣ съ тѣмъ тщательностью отдѣлки. Какъ огромный орнаментъ, изваяна на красновато-сѣрой скалѣ эта колоннада, расположенная тремя рядами одна надъ другою и выступающая рельефно изъ камня рядомъ съ темными входами погребальнаго грота. Чувствуется что-то особенное, когда входишь подъ массивные таинственные своды этого подземелья, и невольно припоминаются такія же монументальныя сооруженія, которыя еще недавно приходилось видѣть въ верхнемъ Египтѣ -- странѣ еще не вполнѣ разгаданной наукою.

Могилы съ колоннами, обточенными грубо по египетскому способу и съ входными отверстіями, украшенными скульптурными изображеніями, встрѣчаются по обѣимъ сторонамъ большой могилы; нѣкоторыя изъ нихъ подняты такъ высоко, что недоумѣваешь поневолѣ относительно тѣхъ пріемовъ, съ помощью которыхъ были обработаны эти пещеры. Тутъ же можно встрѣтить и лучшія изъ такъ называемыхъ могилъ съ урнами, которыя составляютъ особенность Петры. Украшенія въ видѣ продолговатыхъ урнъ не составляютъ принадлежности многихъ даже великолѣпныхъ могилъ Петры; они встрѣчаются только на гротахъ особаго типа и собраны извѣстными группами; можно думать, что урны украшали могилы или особыхъ привиллегированныхъ лицъ, или составляли особенность даннаго времени, своего рода моду, оставленную впослѣдствіи.

Урночки эти, болѣе или менѣе совершенно высѣченныя изъ того же камня, какъ и могилы, которыя онѣ украшаютъ, располагаются или сверху входного отверстія, или по бокамъ его, иногда въ особыхъ нишахъ; сравнительно въ рѣдкихъ случаяхъ выдѣлка ихъ произведена такъ тщательно, что онѣ совершенно отдѣлены отъ подлежащей скалы. На нѣкоторыхъ могилахъ, находящихся на продолженіи уади эс-Сикъ, изображеніе урны не изваяно, а только, такъ сказать, намѣчено; это -- скорѣе попытка грубаго барельефа, а не скульптурнаго произведенія.

Самая большая изъ могилъ, украшенныхъ урною, находится недалеко къ югу отъ большой трехъэтажной могилы или храма, и сама представляетъ своего рода храмъ, отчасти похожій на Сокровищницу фараона. Небольшой портикъ изъ пилястровъ, высѣченныхъ въ толщѣ скалы, ведетъ въ большую погребальную камеру, не имѣющую ни украшеній, ни даже ниши. Строгое величественное впечатлѣніе, производимое этимъ огромнымъ погребальнымъ гротомъ, усугубляется еще болѣе простотою внѣшнихъ украшеній, не соотвѣтствующихъ его величинѣ и тщательности обработки. Большая урна, поставленная на особомъ пьедесталѣ надъ фризомъ, составляетъ главное украшеніе этой огромной могилы, смотрящейся прямо на главныя развалины Петры. Кромѣ этихъ главныхъ могилъ города камня можно было бы указать и на другія въ родѣ могилъ съ фасадами іонійскаго и коринѳскаго стиля, на могилы съ надписями, слѣдами барельефовъ, но ихъ въ общемъ такое разнообразіе, что потребовался бы цѣлый томъ для описанія всѣхъ погребальныхъ гротовъ Петры.

Для того, чтобы покончить свое описаніе могилъ каменнаго города, мы позволимъ себѣ сказать еще нѣсколько словъ относительно одинокихъ могилъ, изсѣченныхъ такъ оригинально изъ камня, что ихъ можно считать своего рода саркофагами, не вполнѣ отдѣленными отъ скалы, послужившей для нихъ матеріаломъ.

Такія могилы-саркофаги находятся во многихъ уголкахъ Петры среди массы могилъ всякаго другого рода; онѣ встрѣчаются и въ уади эс-Сикъ, и въ боковыхъ продолженіяхъ уади Муса. Общая форма ихъ болѣе или менѣе кубовидная, въ рѣдкихъ случаяхъ усѣченной пирамиды; основаніе ихъ никогда не отдѣляется отъ надлежащей скалы, такъ что ихъ можно сравнить съ значительными выступами камня, обдѣланными въ ту или другую форму и изсѣченными внутри на подобіе небольшой камеры. Эти оригинальныя могилы, составляющія также одну изъ характерныхъ особенностей Петры, можно разсматривать, какъ переходныя формы отъ каменныхъ гротовъ къ саркофагамъ; погребальная камера тутъ заключается не въ толщѣ скалы, а выдѣляется изъ нея со своими стѣнками, такъ сказать, совершенно вырубается изъ массы камня, съ которою она сливается лишь одною стороною, всего чаще основаніемъ. Вмѣстѣ съ круглыми домиками-навамисами Синайской пустыни могилы-саркофаги Петры представляютъ одну изъ самыхъ интереснѣйшихъ находокъ для антрополога, уже потому одному, что въ нихъ чаще, чѣмъ въ собственно погребальныхъ гротахъ, встрѣчаются останки погребенныхъ.

Но какъ ни интересны многочисленныя и разнообразныя могилы Петры, приковывающія все вниманіе путешественника, не надо забывать и другого рода монументовъ, созданныхъ рукою могучаго человѣка, изсѣкавшаго скалы. Памятники этого рода, правда, не такъ замѣтны, какъ храмы, зданія и великолѣпные погребальные гроты, но въ нихъ, какъ и въ этихъ послѣднихъ, сказывается все могущество троглодитовъ Петры. Если мы въ Палестинѣ удивляемся сравнительно незначительнымъ каменнымъ работамъ древнѣйшихъ ея обитателей, незнавшихъ иного способа строить изъ камня, какъ только изсѣкать изъ него, то удивленіе наше должно возрости еще болѣе при видѣ длинныхъ водопроводовъ и цѣлыхъ улицъ, высѣченныхъ въ скалахъ Петры. Самые значительные останки сооруженій этого рода видны на склонахъ горъ, поднимающихся къ сѣверо-востоку отъ привиллегированнаго кладбища Петры. Тамъ на многіе десятки саженей можно прослѣдить гигантскіе акведуки, проводившіе воду въ городъ камня изъ далекихъ горныхъ ключей. Петра, богатая живою водою, не нуждалась никогда въ цистернахъ -- и вотъ почему мы не находимъ ни въ ней, ни въ ея окрестностяхъ этихъ сооруженій, которыми такъ богата сосѣдняя Палестина.

Въ противуположной сторонѣ отъ водопровода на сѣверо-западныхъ массивахъ Петры, какъ и въ нѣкоторыхъ другихъ мѣстахъ, можно видѣть другіе мегалитическіе останки -- цѣлыя лѣстницы съ сотнями ступеней, высѣченныя также изъ камня. Не мало мнѣ приходилось видѣть въ своихъ странствованіяхъ по Востоку такихъ каменныхъ лѣстницъ, облегчающихъ подъемъ въ самыхъ дикихъ горныхъ тѣснинахъ, не мало наблюдалъ я сооруженій этого рода и въ горахъ Синая, но только лѣстницы, изсѣченныя на каменныхъ массивахъ Петры, заслуживаютъ названіе лѣстницъ гигантовъ. Сооруженія эти, изъ которыхъ самое поразительное находится въ сѣверо-западномъ углу Петры и ведетъ къ великолѣпнымъ развалинамъ Дейръ, въ самомъ дѣлѣ такъ поразительны, что они останавливаютъ вниманіе путника, даже видѣвшаго чудеса города камня. Глядя на эти прочныя ступени, начинаешь сомнѣваться въ томъ, что ихъ сдѣлали руки обыкновенныхъ смертныхъ, и въ воображеніи, склонномъ во всемъ видѣть чудеса, троглодиты Петры начинаютъ рисоваться настоящими титанами, способными раздвигать, поднимать и обтачивать горы. Небольшія лѣсенки, вырубленныя въ скалѣ, находятся и къ югу отъ амфитеатра; ихъ можно видѣть и повсюду на обрывахъ Петры, украшенныхъ рядами гротовъ и могилъ; каменныя ступени въ этихъ случаяхъ служили очевидно для облегченія подступа къ этимъ послѣднимъ, и ихъ можно разсматривать, какъ необходимыя дополненія къ воздушнымъ жилищамъ и могиламъ, помѣщеннымъ на обрывахъ скалъ.