ЧАСТЬ ПРИКЛАДНАЯ, ИЛИ ОСОБЕННАЯ, СОДЕРЖАЩАЯ В СЕБЕ ТЕОРИЮ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
§ 75. Изящное искусство, само по себе нечто единое, нераздельное, бесконечно разнообразно в способах, употребляемых человеком как духовно-чувственным существом для изображения своих мыслей или, лучше, видений. Изображать же -- значит приводить в явление, почему способы изображения, разные по существу, относятся к разным областям чувственного мира и органам, посредством коих совершаются проявления.
§ 76. А как вселенная представляет либо внешним чувствам нашим рассеянное множество явлений, либо внутреннему -- сосредоточенное в воображении всеединство оных, то необходимое разделение искусств есть разделение на искусства чувств внешних, движущиеся преимущественно в пространстве, и на искусство внутреннего чувства, движущееся преимущественно во времени. Первые составляют натуральную их область, и я называю их художествами, второе -- идеальную, то есть поэзию. Те употребляют способы, вещества и знаки в природе вещей общие и необходимые, сие -- исключительно свойственные человеку и произвольные; те прямо относятся к наружным чувствам и посредством их к воображению, сие -- непосредственно к воображению, а через него к чувствам.
§ 77. Впрочем, формы искусств первого рода зависят от физиологического ограничения наших способов созерцать явления, то есть от системы чувств. Ибо художество возможно только для такого чувства, которое способно обнимать сомкнутый ряд ясных по себе предметов, не разрушая их состава химическими действиями. Такие бескорыстные чувства, служащие более для познания или рассматривания, нежели для наслаждений, суть зрение, слух, а также и осязание.