Отъ героевъ "Жаннетты" и ихъ трагической участи я возвращаюсь къ своимъ собственнымъ незначительнымъ переживаніямъ.

По мнѣнію мѣстныхъ жителей, лѣто въ этомъ году должно было наступить необычайно рано, а потому мнѣ волей-неволей пришлось сократить время пребыванія въ низовьяхъ Лены.

Не могло быть и рѣчи о колебаніи и длительномъ раздумьи. Для возвращенія домой черезъ Европу нужно было во что бы то ни стало попасть въ Якутскъ раньше, чѣмъ вскроются многочисленные притоки Лены, черезъ которые надо было переправиться. Меня очень ободрили и обнадежили увѣренія верхоянскаго исправника, съ которымъ я встрѣтился по дорогѣ въ Булунъ, что я успѣю продѣлать этотъ путь еще на саняхъ, если покину Верхоянскъ не позже 6-го мая.

Изъ Верхоянска я поѣхалъ дальше на тѣхъ-же саняхъ, которыя доставили меня раньше изъ Средне-Колымска въ тѣ мѣста на Ленѣ, гдѣ ѣзда производится только на собакахъ. Это были маленькія сани съ верхомъ изъ оленьихъ шкуръ, защищавшимъ сѣдока отъ вѣтра. Во время прежняго путешествія мнѣ постоянно приходилось въ дорогѣ чинить мой маленькій экипажъ и на каждой мало-мальски длительной остановкѣ возобновлять отдѣльныя части, такъ что, въ сущности, съ моей стороны было довольно рискованно утверждать, что это были тѣ же сани, которыя я привезъ изъ Средне-Колымска.

У третьей станціи за Верхоянскомъ мы неожиданно наткнулись на песокъ и должны были, поэтому, рѣшиться продолжать путь верхомъ. Здѣсь я имѣлъ возможность познакомиться со всѣми непріятностями и злоключеніями, связанными съ поѣздкой верхомъ по якутскимъ землямъ.

Якутскія лошади едва-ли заслуживаютъ названія лошадей. Это -- полудикія животныя, маленькія, неуклюжія и некрасивыя, съ твердой, какъ щетина, шерстью, длинной, тяжелой гривой и густымъ хвостомъ и челкой, часто почти совсѣмъ закрывающей глаза и всю переднюю часть головы.

Лошади эти обладаютъ своеобразной особенностью: онѣ спотыкаются и падаютъ въ самый неподходящій моментъ и, разъ упавъ, не даютъ себѣ труда опять подняться на ноги. Вытянувъ голову настолько, чтобы достать до сухой, промерзшей травы или до мелкихъ вѣтокъ, онѣ преспокойно начинаютъ глодать ихъ и занимаются этимъ дѣломъ до тѣхъ поръ, пока пинки, удары и понуканія возницы не заставятъ ихъ, наконецъ, встать.

Обыкновенно онѣ идутъ длинной цѣпью, одна за другою, и такъ къ этому привыкли, что почти невозможно запрячь якутскихъ лошадей парой: каждая изъ нихъ непремѣнно захочетъ бѣжать или впереди или позади другой лошади. Причина этой особенности кроется въ томъ, что лошади тамъ чаще всего употребляются въ качествѣ вьючныхъ животныхъ и тогда имъ приходится передвигаться гуськомъ, при чемъ задняя лошадь крѣпко привязана къ хвосту передней.

Якутское сѣдло сдѣлано изъ куска выдолбленнаго дерева. На лукѣ часто бываютъ серебрянныя и золотыя украшенія тонкой работы, дѣлающей честь вкусу и искусству мѣстныхъ художниковъ. Сѣдло всегда лежитъ на высокой подушкѣ изъ соломы, что придаетъ якутской лошади нѣкоторое сходство съ верблюдомъ. Кромѣ того туземцы кладутъ на сѣдло одинъ или два кафтана и сидятъ такимъ образомъ на головокружительной высотѣ.

Якутскія лошади лишены всякаго темперамента и огня; онѣ до тупости покорны, и править ими очень легко. Ихъ любимый ходъ -- медленная, спокойная трусца, съ которой нелегко примириться хорошему ѣздоку. Понятно, что при такой верховой ѣздѣ нѣтъ и рѣчи о чувствѣ гордости и радостнаго удовольствія. И якуты и родственные имъ буряты, населяющіе южную часть Иркутской губерніи -- плохіе наѣздники. Это тѣмъ болѣе удивительно, что они растутъ среди лошадей и ихъ дѣтской является, по настоящему, конюшня.

На моемъ дальнѣйшемъ пути я встрѣчался съ татарами, какъ извѣстно, тоже занимающимися коневодствомъ. Это -- прекрасные наѣздники, на которыхъ любо смотрѣть, когда они сидятъ въ сѣдлѣ. Правда, мнѣ разсказывали, что они особенно искусны въ ѣздѣ на чужихъ лошадяхъ... Дѣйствительно, встрѣтившіеся мнѣ здѣсь татары были сосланы сюда главнымъ образомъ за конокрадство.

Если я говорю объ обиліи лошадей въ этомъ краѣ, то не надо, однако, думать, что путешественникъ легко находитъ на почтовой станціи нужную ему для дальнѣйшей ѣзды смѣну лошадей. На вопросъ о лошадяхъ неизмѣнно получаешь краткій отвѣтъ:

"Нѣтъ здѣсь лошадей", и часто приходится часами ждать, пока явится возможность продолжать путь.

На станціяхъ между Верхоянскомъ и Якутскомъ дѣло обстоитъ особенно скверно. Когда мнѣ пришлось ѣхать по этимъ мѣстамъ, нерѣдко случалось, что на станціяхъ не оказывалось ни лошадей, ни почтмейстера и, вообще, ни живой души -- ничего, кромѣ пустыхъ домовъ. Не одинъ разъ приходилось мнѣ на этихъ перегонахъ самому ловить по дорогѣ пасшихся въ степи лошадей и гнать ихъ передъ собою до слѣдующей станціи, чтобы тамъ имѣть смѣну.