26 января 1923

Дорогая Зинаида Николаевна,

отыскал, наконец, Ваше письмо от 3 января, перечитал -- и вижу, что в самом деле надо поставить точку в нашем -- не споре, а собеседовании. Не можете же Вы, в самом деле, читать мне курс лекций, чтобы познакомить меня с своей точкой зрения, о которой я в свое время не удосужился осведомиться. И не Вы, конечно, и не Ваша манера изложения виной того, что мне и теперь, после Ваших обстоятельных объяснений, многое остается неясным. Позицию Ваших "правых" я понимаю -- и понимаю, почему, с их точки зрения, вы -- еретики. Они органически не могут принять Вашего тезиса, что христианство "не церков-но". Ибо без церкви как хранительницы догматов и раздаватель-ницы благодати таинств, без церкви как посредницы между Богом и членом общины -- что же христианство? И я, вместе с ними, должно быть, не понимаю Вашей "церкви как идеи". Не понимаю и того, как, отпавши от православия в их смысле, Вы остаетесь в православии в Вашем смысле. Тут все мои "черты" и "границы" перепутываются, а классифицировать Вас я никак не могу. При переходе от "исторического" христианства к "духовному" сторонники "исполнения личности" против ее порабощения священством и церковью все-таки спасались при помощи идеи невидимой церкви от полного индивидуализма. Но Ваша церковь, кажется, видимая, реальный "коллектив". Где же она, если не в православии и даже не в католицизме? Я, к сожалению, не читал Леруа, с которым Вы признаете себя солидарной. Слыхал, что он был "эволюционистом" в истории догмата, и понимаю, почему он согласился на ретрактацию, не желая уходить из лона единственной церкви, в которой эволюция догмата -- в законном порядке, конечно, -- возможна. Но Ваша позиция возможна только при том "параличном старике", каким Вы рисуете (и правильно) наше православие. Старик в Риме заставил бы Вас сказать наконец громко, где Вы, в церкви или вне церкви.

Не уйти Вам от этой альтернативы и путем создания себе какой-то особенной уютной "мистической" каморки внутри исторической церкви, -- так, чтобы сразу быть и в ней, и над ней. Вы, по-видимому, различаете себя от "выпадающих из церкви" и "тонущих в мистическом море" тем, что у Вас есть "компас", а у них нет; Вы "умеете взять и держать", а они -- не умеют. Но я не знаю, откуда у Вас этот компас, а потому не могу в конце концов судить, как далеко Вы уплыли по "мистическому морю" от исторической церкви. Думаю (простите за сопоставление): дальше Распутина и Введенского.

Я-то "могу" выйти из "цезаропапизма", а вот православие до сих пор не смогло. "Церковь без папы и цезаря" -- это эксперимент, который нам предстоит; но вот удастся ли он, когда "параличный старик" встанет с завалинки, на которой сидел тридцать лет и три года, и расправит свои члены: это мне очень хотелось бы знать теперь же, потому что, боюсь, не доживу. Не известно ли Вам что-нибудь по этому поводу?

Ваш П.Милюков.