Земляные укрепления. Радомысль. Р. К. монастыри и капитул в Житомире. Евреи; факторы; Кармелитский монастырь в Бердичеве. Новград Волынск. Местечко Корец: замок; Грекороссийский женский монастырь, основанный в XII столетии, Лаврентий Зизаний, сочинитель первой Славянской Грамматики. Село Коростень. Домик Острожской Славянской типографии. Развалины крепости. Дубно; цепь гор. Кременец; остатки его древнего замка; исторические сведения о городе.

От Киева до Житомира почти нет ничего достопримечательного, кроме нескольких земляных укреплений, встречающихся в некоторых старинных селениях, как в Белогородках, Мотижине, Берзовне и пр. Укрепления эти состоят из рвов и насыпей, и вероятно составляли сторожевую линию против внезапного вторжения Турецких орд, которые в XVI и XVII столетиях распространяли в здешнем краю опустошение и ужас.

24 числа Апреля ночлег мой был в Радомысле. Город сей окружен лесом, простирающимся со стороны Киева вёрст на 25, и имеет несколько длинных плотин, проведенных через болота.

В полдень 25 числа приехал я в Житомир, где есть три Русские церкви, два католические монастыря, Бернардинов и Сёстр милосердия, и один огромный кляштор, оставшийся после Иезуитов. Сверх того в Житомире находится одна из кафедр католической Луцкой епархии с принадлежащим ей капитулом, который состоит из семи прелатов и 7 каноников. Здесь получил я первое понятие о Евреях, которые более двух часов испытывали моё терпение беспрерывными предложениями своих услуг и товаров.

Отсюда отправился я в Бердичев, где нужно было мне видеться с банкиром Гением. В 7 верстах от Житомира над рекою Тетеревом встречаются ещё следы обширных земляных насыпей, которые или вместе с прочими укреплениями входили в состав сторожевой цепи, или устроены были только для временного пребывания войска, в чем удостоверяет отчасти самое название деревни Становищи, лежащей подле этих насыпей.

Бердичев можно назвать вечно толкучим рынком Евреев, составляющих главнейшее народонаселение этого местечка. Мущины с растрепанными волосами, в широких шляпах, в длиннополых нанковых полукафтаньях, в нитяных чулках и в башмаках, с трубками во рту, с утра и до вечера живут на площади; женщины дома и на улице, сидя и ходя, беспрерывно занимаются вязаньем чулков. Евреи встречают каждого Русского с приметным беспокойством, измеряя его вертящимися глазами своими с ног до головы и стараясь с первого приема узнать его характер, наклонности, прихоти и, что всего для них важнее, его денежные средства. "Кто вы? Откуда? Куда? Для чего?" -- Знание этих общих мест так же нужно Еврею для наполнения его кармана, как школьнику для распространения данного ему предложения.

Остановившись у Поляка в трактире, я немедленно отправился, в сопровождении фактора Еврея, смотреть город. Фактор в Польских губерниях то же значит, что в Италии чичероне и во Франции domestique de place. Он есть слуга, толмач и вожатый; обязанность его показать вам все местные достопримечательности, собрать сведения обо всем, что вам нужно знать, удовлетворять вообще вашим требованиям и, сколько возможно, предупреждать ваши желания.

Достопримечательнейшее здание в Бердичеве есть Римскокатолический Кармелитский монастырь, основанный и имениями наделённый в 1630 году Киевским воеводою Тишкевичем для того, чтобы приохотить (как сказано в записи) народ Русский к святой унии*. Монастырь обнесён высокими каменными стенами и заключает в себе несколько каменных домов для нескольких Кармелитов Босых. С террассы, на которой стоит костел монастыря, видны нижняя часть местечка и его окрестности.

Не помню, где и когда один путешественник, восхищаясь местоположением подобного монастыря, сказал в избытке чувств: "вот где прямой рай!" -- "Да, -- отвечал ему со вздохом Босый Кармелит, для проходящих!" Надобно думать, что этот монах был из бедного монастыря, снабжённого малыми фундушами, или пришедшего в расстройство, по несостоятельности фундаторов.

Вечер провёл я очень приятно в кругу семейства банкира Гения. Он и жена его родом из Швейцарии, я еду в их отчизну; а для детей Альпийской природы довольно одного напоминания о их горах и озёрах, чтобы заставить их быть откровенными и радушными.

26 числа. Через Бердичев есть прямая и кратчайшая дорога из Киева в Радзивилов. Но эту дорогу в полном смысле можно назвать операционною линиею Евреев; на ней нет других станций, кроме Еврейских и почти нет другого народонаселения, кроме Еврейского. Боясь голода, жажды и бессонницы, встречаемых обыкновенно в неопрятных корчмах, я решился возвратиться на почтовый тракт, чрез Житомир.

В 4 верстах за Житомиром достойно примечания селение, называемое Соколовою горою. Оно лежит при подошве круглой крутой горы, которой вершина обнесена земляным валом. На этой горе, по преданию народа, жил разбойник Сокол.

27 число. В Новграде Волынске от древней крепости остались ещё каменные стены, заросшие мохом. Одна из них, обращённая к реке Случе, стоит на высоком утесистом береге, составляющем как бы её продолжение. Новград Волынск, называвшийся прежде Звягелем, был местечком Графини Зубовой, урожденной Любомирской. Он куплен в казну только в 1796 году.

Дорога лежит большею частию через лес, который, начинаясь ещё от подошвы Соколовой горы, простирается верст на 80, почти до Корца.

Местечко Корец, принадлежащее Графине Потоцкой, может стать на ряду с хорошими уездными городами. Над рекою Корчиком стоит прекрасный замок с башнею. -- Здесь есть Грекороссийский женский монастырь, основанный ещё в XII столетии Корецкими Князьями. Бывшая игуменья этого монастыря Княжна Корецкая Серафима, отказала ему в 1633 году целую Клинецкую волость, состоящую из одного села и семи деревень. Для филологов имя Корца должно быть памятно тем, что здешним Протоиереем Лаврентием Зизанием была сочинена первая Славянская Грамматика.

Между Колкиевом и Коростовым по сторонам дороги встречается множество могил. На юг от местечка Аннополя, принадлежащего Князю Яблоновскому, видно на горе село Графа Потоцкого, называемое Коростенем. Если вопрос о месте древнего Коростеня или Искростеня, полагаемого в селении Искорости, недалеко от города Овруча, можно считать решённым; то любопытно было бы знать, с которого времени и по какому поводу село Потоцкого назвалось этим историческим именем.

В Острог приехал я до захождения солнца. Этот город прославился ревностию своих древних Князей к Православию и тем, что в 1581 году отпечатана в нём первая Славянская Библия по списку, полученному из Москвы от Царя Иоанна Васильевича. Домик, в котором помещалась Славянская типография, принадлежит ныне одному Еврею; а Княжеский дворец, вероятно, находился в крепости, где осталось ещё несколько зданий и полуразвалившаяся Русская церковь, сооружённая в начале XV века Василием III, Князем Острожским, во имя Богоявления. Полагают, что в этой церкви венчан был в первый раз Димитрий Самозванец с дочерью воеводы Сендомирскаго Мнишка. Крепость, защищаемая рвом и крутою покатостию горы, стоит на самом возвышенном месте города, над прекрасною равниною, которая стелется с южной его стороны зеленым ковром.

В нижней части города примечателен мужеский 1-го класса Преображенский монастырь. Он построен в 1624 году иждивением Княгини Ходкевичевой.

28 Апреля. В Дубно, как и в других здешних городах, огромнейшее здание и на лучшем месте есть Римско-католический костел. Замок Князя Любомирского загорожен домами и при всей огромности своей не имеет вида. Построенный в 1817 году дом для военного Депо очень красив. На городской площади находится одна из лучших гостинниц здешнего края; хозяин её учился искусству гастрономии в С.-Петербурге.

С переменою мест самое очертание природы приметно изменяется. В пределах Волынской губернии постепенно исчезают равнины Украинские; и по выезде из Дубно видишь с левой стороны синеющуюся цепь гор, которая, начинаясь ещё в Гуличе верстах в 20 от Острога, тянется на юго-запад к Радзивилову.

При подошве этих гор лежит Кременец. Дикий и величественный вид утёсов и холмов, его окружающих, есть неожиданное зрелище для путешественника, ещё незнакомого с горными местоположениями. Над самым городом возвышается круглая и неприступная гора, увенчанная стеною и башнями, остатками древнего замка.

Ни имя основателя, ни время основания Кременца неизвестны; знаем только, что он в древности принадлежал удельному Княжеству Владимирскому и что в 1240 году, гроза России, Батый, и около 1256 года темник Батыев Куремса нападали на него без успеха. В XIV веке Кременец достался Польше и при Сигизмунде I укреплён был по правилам нового военного искусства; но в 1648 году он пал перед малым отрядом Козаков, мстивших Польше за стеснение исповедания их веры. Если верить преданию, Кременец в XV столетии имел около 70 церквей и был местопребыванием Королевы Боны, -- той самой, которая, накопивши в Польше большие суммы, ушла с ними в Неаполь. Известно, что Короли Польские, всякий раз при вступлении на престол, присягали республике употребить все возможные меры к возвращению этих сумм.

* См. Волын. записки Г. Руссова.