Предание о явлении Пресвятой Девы на горе в огненном столпе. Сказание о чудесном избавлении Почаевской обители от Турок и о чудотворениях образа Почаевской Божией Матери. Основание Почаевского монастыря, назначенного собственно для монахов послушания. Восточной церкви и присвоеиного последствии Грекоунитами. Местоположение и наружный вид его.

Из всех гор, простирающихся от Гулича к юго-западу, самая высочайшая, отдельная от прочих, находится за Кременцем по левую сторону от большой дороги. Подле Березовки, местечка Г. Терновского, возвышается другая гора крутообразная, покрытая лесом. Между деревьями, увенчивающими её вершину, стоит, в виде Греческого павильона, Грекоунитская каплица, построенная в память чудотворений образа Пресвятой Божией Матери Почаевской.

Сочинитель книги под названием: Почаевская гора (писанной на языке Славянском и напечатанной вторым изданием в Почаевской обители в 1793 году) упоминает о предании, что на этой горе в пещере с давних времен жили два инока чина Василия Великого, т.е. Православные, и что один из них и крестьянин Иоанн, прозванный Босый, пасший здесь с отроками стадо овец, увидели однажды стоящую на горе, в огненном столпе, Пресвятую Деву Богородицу. Но когда они приблизились к месту явления, то нашли одно только изображение на камне правой стопы, наполненное водою. Это изображение видно доселе в новопостроенной там церкви, недалеко от церковных дверей; и истекающая из камня вода, черплемая беспрестанно Христианами, остается всегда в одинакой высоте, не уменьшаясь и не переливаясь чрез меру.

Сверх того в дееписаниях Почаевского монастыря сказано, чтоо в 1675 году, в 20 день Июля, во время самого приступа Турок к монастырским стенам, Православные иноки, возлагая всю свою надежду на заступление одной Пресвятой Девы, пели пред чудотворною Её иконою акафист, и когда начали кондак: Взбранной Воеводе; в ту минуту Божия Матерь явилась над большою церковию в светлой одежде, окружённая Ангелами, имеющими обнаженные мечи, и распущая белоблестящий омофор, знамение великого Её предстательства и заступления Почаевской обители. На неверных напал незапный страх, обративший всех их в бегство.

О самой иконе Почаевской Божией Матери сохранилось следующее известие. В 1559 году путешествовавший в здешнем крае Греческий Митрополит Неофит, посетил пану Анну Гойскую и в благодарность за оказанное ему гостеприимство благословил её принесенною им из Константинополя иконою Пресвятыя Богородицы.

Несколько времени эта святыня оставалась в замке местечка Орля;но Богу угодно было, чтобы возженный светильник стоял не под спудом, а на свещнике, да светит всем, -- и воля Его исполнилась. Икона Божией Матери много раз являлась в лучезарном свете и многим недужным, проливавшим пред Нею теплые молитвы, подавала исцеление. Наконец когда и брат Гойской, бывший слепым от рождения, получил прозрение; то богобоязливая сестра его, видя столь великую благодать Пресвятыя Девы, являемую в Её образе, собрала священников и мирян, с торжеством перенесла сию икону на Почаевскую гору, и отдала её жившим в пещере инокам в вечное хранение.

В 1770 году, когда Почаевскою обителью уже владели Грекоуниты, учреждена была особая коммиссия для достовернейшего исследования всех чудес, бывших как при кладезе, истекающем от Богородичной стопы, так и при иконе, хранящейся в Почаевской обители. Собранные коммиссиею свидетельства утверждены декретом (писанным на языках Латинском и Польском) Луцкого и Острожского Епископа, Сильвестра Лубиениецкого Руднецкого, называвшегося между прочим и Екзархом митрополии Киевския, Галицкия и всея России. Из сих свидетельств, писанных большею частию свидетелей собственноручно, видно, что на поклонение иконе Почаевской Божией Матери приходили и исцеление от неё получали не только Русские и Грекоуниты, но и Католики и Лютеране и даже Евреи, принимавшие, по исцелении, Христианскую веру.

Самый монастырь, основанный при начале Унии в 1597 году, назначен был записью своей основательницы Гойской единственно для монахов послушания Восточной церкви. Из отысканной в Кременце грамоты видно, что в 1700 году он принадлежал ещё Православным монахам, и что Король Польский Август II утвердил за ним все прежние привилегии и все вклады, учинённые до того времени; Грекоуниты же завладели им только в первой половине прошедшего столетия. Ныне монахов Базилиан помещается в нём около 60, и сверх того училище для Грекоунитского юношества.

Почаевский монастырь имеет значительный фундуш и вероятно владеет богатыми сокровищами. Он стоит на возвышенном месте, на самых пределах Российской Империи; вид его белых стен и башен открыт для всех окрестностей*.

* В 1831 году, по изгнании мятежника Дверницкого из Почаева и из пределов России, Почаевская обитель возвращена ведомству духовенства Православной Грекороссийской церкви и наименована Успенскою Лаврою.