Разделение сословий в Волыни и Подолии по религиям. Евреи Восточные и Западные. Еврейские секты в России: Караимы, Раббинисты и Хасиды. Число Евреев и синагог и духовный их штат. День плача. Шабаш или празднование субботы. Костюм и черты лица Евреев и Евреянок. Корчмы. Транзитный торг. Брички. Характер Евреев.

Народонаселение Волыни и Подолии преимущественно состоит из трёх племён: Русских, Поляков и Евреев. Каждое из них исповедует особую веру и, что всего примечательнее, занимает особую степень в гражданском обществе. Все, называющие себя Поляками, или, что одно и то же, все Римскокатолики, находятся в шляхетском или духовном звании; Евреи составляют среднее сословие, т.е. купечество и мещанство; а Русские, как Православные, так и Грекоуниты, принадлежат к низшему разряду общества: к крестьянам и вообще черни. Нельзя не заметить в этом следов политики прежнего Польского правительства, состоявшего под влиянием Римского духовенства и имевшего целию распространение в здешнем крае Римской веры и решительное уничтожение Православия. Ухищрения этой политики заслуживают особенного, подробного нашего исследования; я постараюсь раскрыть их, сколько можно, в статьях о Римскокатоликах и Грекоунитах; здесь обращаюсь исключительно к одним Евреям*.

Потомки древних Израильтян, за осмнадцать пред сим столетий лишившиеся своего отечества и потерявшие навсегда политическое бытие, осуждены блуждать из одной страны в другую, как бы единственно для того, чтобы свидетельствовать всему миру о непреложности определений Суда Божия.

Евреев можно разделить на восточных и западных. История первых теряется в переселениях народов средних веков; нам известно только, что в десятом столетии они жили вместе с Козарами в Крыму, и что послы их покушалися привлечь в закон Моисеев Великого Князя Владимира. После вторжения в Крым Печенегов и Половцев, часть Евреев, как можно предполагать, скрылась на Кавказе между горными племенами; другие, вероятно, нашли себе убежище в южных пределах России и в стране Ляхов. Изгнанные Владимиром Мономахом из Великого Княжества Киевского также удалились, может быть, к Ляхам и Немцам.

Западные Евреи в первый раз явились в Европе в самом уничиженном виде, прикованные к торжественной колеснице Помпея, завоевателя Иудеи. В это время множество их было продано на рынках Италии. В царствование Августа, выходцев из Иудеи было в Риме до 20.000; они занимали особую часть города за Тибром. По разорении Иерусалима Титом, сыном Веспасиана, продано также Иудеев в рабство до 97.000.

Христиане первых и средних веков чуждались и бегали Евреев, как людей, заражённых опасною язвою; изуверство Католиков воздвигло против них в Италии и Испании все козни инквизиции. Магомет положил не меньшую распрю между ними и последователями его раскола. Подобно преступникам, носившим на челе своём печать отвержения, Евреи везде были презираемы и гонимы за их религию**; но эти гонения, связывая их между собою теснейшими узами, способствовали только к утверждению их в заблуждениях Талмуда и толках закона Моисеева.

В России есть три секты Евреев: Караимы, Раббинисты и Хасиды. Первые принимают основанием своей веры один Ветхий Завет; вторые, сверх Ветхого Завета, признают толкования Талмуда, почитая его наравне с Моисеевым Законом; последние допускают ещё и разные толкования на Талмуд.

Всех жителей обоего пола Еврейского закона считается в России более миллиона; кагалов более 1000, а синагог с постоянными и временными молитвенными школами 4.481. Духовный их штат также очень многочислен. Кроме рувв и равв, т.е. городских и прочих раввинов, есть ещё мойреойруе, или толкователи закона, хазаны или певчие и уставщики, балкорей или чтецы, балтокей или трубачи, мойлымы или обрезатели, шамессы -- служители при синагогах и габы -- служители при молитвенных школах; всех же должностных лиц духовного звания до 15.000.

Ветхозаветная Библия Евреев имеет значительные несходства с употребляемою Христианами; потому что первая искажена была так называемыми Тивериадскими мудрецами в первые веки Христианской церкви, и преимущественно в тексте пророчества о Мессии. Они стараются приписать это несходство переводчикам Греческой Библии, и даже установлен был у них день плача, в воспоминание той эпохи, когда семьдесят два толковника перевели Библию на Греческий язык, с подлинника, присланного к Птоломею Лагу от Первосвященника Иерусалимского. Со всем этим и в Еврейской Библии много ещё остается ясных пророчеств о Мессии, и особливо у Исаии Пророка, расторгнувшего завесу таинственности о воплощении Сына Божия. Сказывают, что Евреи боятся раскрывать или по крайней мере раскрывают с большим беспокойством эту книгу судеб, приводящую их в смятение.

Еврейский шабаш или празднование субботы начинается с захождения солнца в пятницу. Любопытно смотреть на беспокойство Еврея, застигнутого перед этим временем в дороге; глаза его беспрестанно обращаются к западу, как бы измеряя в небе каждую линию того пространства, которое остается пробежать солнечному шару.

Там, где нет синагоги, сборным местом молитвы служит большею частию корчма, предпочитаемая прочим частным домам, вероятно, по удобности помещения. Сюда собираются для отправления богослужения одни только мущины. Как скоро наступит час моления, они обвертывают ремнем обнажённую правую руку, привязывают ко лбу чёрные маленькие кивоты и накидывают на плеча белое суконное покрывало. Каждый из молельщиков держит в руках Библию, и начав чтение шопотом, переходит постепенно к громким тонам, похожим на завывание. Сей обряд моления повторяется и в субботу, начиная с утра. Остаток дня посвящают Евреи отдыху или покою, почитая запрещенными для себя Господнею заповедью и самые подвиги благочестия.

Здешние Евреи сохранили в некоторой степени костюм своих предков; обыкновенное платье их нанковое длинное полукафтанье с поясом; пуховая или поярковая с длинными полями шляпа, на ногах нитяные чулки и щиблеты в роде сандалий.

Чёрные волосы с длинными, как бы нарочно завитыми, локонами и небольшие, беспрестанно вертящиеся, глаза суть последние остатки восточной физиономии Евреев; но сложение тела их сухощавое, щёки бледные; на узком челе видны следы претерпенных ими несчастий и черты господствующих их страстей.

Какая противуположность мужеского пола Евреев с их женщинами и девушками, которые почти всегда отличаются и стройностию стана, и правильным очертанием лица. Большие глаза их осенены густыми черными бровями, нос Азиатский, щеки свежие и румяные; белая шея, обвитая крупными ожерельями, пышная грудь, обхваченнля гродетуровою кофтою в роде спензера, и театральный головный убор, похожий на диадиму, напоминая о их происхождении от древнего Сиона, дают новый блеск их красоте и осанке. Некоторые из Евреянок так прелестны, что к ним почти без увеличения можно применить образ выражения алкорана о гурии: "и изберутся седмь десять красных жен и всех красота возложится на едину".

В построении домов Евреи также сохранили отпечаток Азиатского зодчества. Не смотря на суровость климата, они открывают нередко свои комнаты, называемые станцами, на все четыре стороны посредством высоких дверей, как бы для того, чтобы ловить дыхание ветров со всех частей света. В особенности достойны примечания Еврейские корчмы, состоящие из огромных дворов, крытых в роде наших помещичьих рыг, с двумя противоположными воротами. По сторонам ворот с лицевой стороны находятся две станцы, в одной живет сам хозяин со своим семейством, другая назначена для проезжающих. Крытый двор защищает от дождя и снега, но в продолжение ночи бывает в нём так темно, что нельзя иначе пробраться мимо экипажей и лошадей, как с зажжённым фонарём.

Русское Правительство употребляло все усилия, чтобы приохотить Евреев к земледелию; но по привычке к праздной жизни и по отвращению к трудностям, соединённым с производящею промышленностию, они предпочитают всем промыслам транзитную торговлю. Через их руки переходят изделия полотняных, ситцевых и шёлковых фабрик, платки, шали, галантерейные вещи, табак, матрасы и преимущественно контрабандные товары из-за границы в Россию и обратно.

Евреев найдете в беспрерывном движении по городам, сёлам и дорогам. Плетёные из хвороста их брички легки, глубоки и покойны; они имеют в длину до пяти аршин и покрыты продолговатым навесом. В самой бричке помещается до шести Евреев по два в ряд. Сверх того по нескольку на облучках и по одному на ступенях. Забавно смотреть на перспективу этого углублённого грота, когда выглядывает из него вдруг столько разнообразных лиц, с черными и рыжими бородами и с маленькими на голове скуфейками. Эта образцовая группа достойна была бы кисти знаменитого Орловского.

Золото есть главный идол Еврея; он готов отступиться от закона Моисеева и поклониться тельцу, если телец будет изваян из золота. Сверх того, с именем Евреев мы невольно соединяем понятие о хитром уме, скрытном нраве и вероломном сердце. Эти низкие качества, без сомнения, суть следствия того политического уничижения, в котором они поставлены общим мнением народов.

Впрочем, можно надеяться, что права гражданства, дарованные им во многих отношениях наравне с прочими гражданами, и в особенности попечение Правительства о воспитании их детей, будут со временем иметь влияние и на улучшение нравственности их обществ.

* Статьи о Римскокатоликах и Грекоунитах приложены в конце 1-й части, под литерами А и Б.

** В Польше Казимир Великий, по любви своей к Эстерке, покровительствовал Евреям. Он имел от неё детей и дозволил дочерям сохранить религию матери.