Положение города. Ратуша. Публичная библютека: рукописи с картинами. Политика немцев в отношении к Галиции. Надгробный камень на могиле Московского типографщика Иоанна Феодорова.

Дилижанс выехал вчера из Брод в 12 часов утра. Со мною сидели один Немец, один Поляк и один Француз. Какое странное смешение языков! Первым предметом общего нашего разговора была Москва. Соединёнными силами мы скоро сбили с поля сражения Француза, который приписывал поражение Наполеоновых войск одним Русским морозам. Толстый и ленивый кондуктор, краса и идеал Немецких кондукторов, держал также нашу сторону и повторял беспрестанно охриплым голосом своё ja!

Нагруженный пакетами, чемоданами и посылками, дилижанс тащился по горам очень медленно. Окрестности не представляли ничего замечательного, кроме замков Любомирского и Ковницкого в местечке Засове и городке Злочеве.

В Лемберг мы приехали сегодня в шестом часу утра. Дорога ведёт к нему между рядом холмов и долинами. Первые покрыты лесом, последние, лежащие по левую сторону, украшены садами и домиками. Красивый бульвар, извивающийся вокруг старого города, поднимается на гору и представляет взору весь Лемберг, с цветущими его окрестностями. Особенное моё внимание привлекли ратуша*, соборный костёл и большая квадратная площадь с четырьмя фонтанами. Здесь есть университет с хорошим кабинетом физическим и Музеум натуральной истории. Я успел взглянуть на публичную библиотеку, в которой считается книг до 40.000 томов. Она помещается в одном из прежних костёлов и состоит из многих комнат. Широкая галлерея, поддерживаемая столбами, разделяет главную её залу на два яруса; вверху парит черный орёл; над ним Греческая надпись: ????? ???????? (врачество души), напоминающая о Птоломеевом книгохранилище.

Из рукописей примечательны здесь Аристотелевы сочинения, Латинская псалтырь, Немецкими буквами писанная, и слова Иоанна Златоустого. В псалтыре есть множество картин. Поля украшены иконами Спасителя, Божией Матери и Святых; а в строках беспрестанно встречаются крокодилы и люди, вниз или вверх лицом лежащие. Более всего достойно примечания, что в этом городе, основанном потомками Славян и бывшем несколько времени столицею Галицкого Княжества, нет ни одной рукописи Славянской. Политика Немцев истребила здесь и нравы, и обычаи, и язык коренных жителей. Нет нигде Львова, везде Лемберг.

В церкви Св. Онуфрия показывают простой надгробный камень с следующею надписью: ...Друкарь Москвитинь, которыі своимъ тщаниемъ друкование занедбалое (Zaniedbaly, брошенный) обновилъ, преставися в Лвов? року афп Декевр. ...

Вверху доски: "успокоенія, воскресенія изъ мертвыхъ чаю"; внизу: "Друкарь книгъ пред тымъ невиданыхъ".

Надпись эта снята во Львове П.И. Кеппеном, по просьбе К.Ф. Калайдовича, который поместил её изображение в N 14, В. Евр. 1822.

Иоанн Феодоров с товарищем своим Петром Тимофеевичем Мстиславцем, оставя в Москвепо себе ученика Андроника (Тимофеева невежу), обвиняемые в ересях, удалились под покровительство Польского Короля Сигисмунда II Августа и Григорья Александровича Ходкевича. По уничтожении заведения Ходкевича, И. Феодоров отправился во Львов и там в 1574 году отпечатал Апостолы; а Мстиславцев в Вильне в 1575 издал Евангелие, в доме типографщиков Козмы и Лукаша Мамоничей. Первый переселился потом в Острог, где в 1580 издал Новый Завет, а в следующем году первую Библию на языке Славянском. Скончался же он в Львове в Декабре 1585 года.

* Прекрасная готическая башня этой ратуши ныне уже не существует. На обратом пути моём, в 1826 году, я нашёл на месте её один мусор и щебень. Она разрушилась незадолго перед тем вся до основания.