В самом начале 1933 года с очередной почтой пришла адресованная Ивану Владимировичу из Одессы книжка журнала с необычным названием «Бюллетень яровизации» за декабрь 1932 года.
На первой странице стояла надпись: «Дорогому учителю Ивану Владимировичу от неизвестного Вам ученика Т. Лысенко».
— Ошибается! — с улыбкой покачал головой старый ученый, прочитав это посвящение. — Ошибается, что он мне неизвестен… Не думает ли, что я из-за своих деревьев молодой славной поросли не вижу? А мне даже и лицо его знакомо!..
На одной из полок подручной, настольной библиотечки великого мастера уже стояло несколько книжек журнала «Бюллетень яровизации» со статьями, подписанными этим именем: «Т. Лысенко». К обложке одного из этих журналов был даже приколот портрет человека, назвавшего себя «неизвестным Мичурину учеником».
— Да и не просто он ученик мне, молодой этот человек, — продолжал делиться Иван Владимирович своими мыслями с Горшковым и Яковлевым. — А кое в чем дальше меня шагнул, пожалуй…
Еще в 1929 году обратил внимание Иван Владимирович на газетные сообщения, что в селе Карловка, на Украине, крестьянин-хлебороб Денис Лысенко обработал особым способом по указаниям своего сына, молодого агронома, несколько центнеров озимой пшеницы и превратил ее тем самым в яровую, получив к тому же очень высокий урожай.
Мичурин, зорко следивший за всем новым в сельскохозяйственной науке, не прошел мимо этого сообщения. Он стал внимательно наблюдать за дальнейшей работой Трофима Денисовича Лысенко, стал изучать его научные взгляды и принципы.
Мичурин сразу понял, отгадал в Лысенко не узкого практика, а человека с широким кругозором, надежного продолжателя научных достижений и теоретических идей в области биологии его, Мичурина, Тимирязева и Дарвина.
То, что применял Мичурин к плодовым растениям, то-есть принцип управления развитием, Лысенко распространил на все полезнейшие, важнейшие для человека полевые растения — злаки, картофель, хлопчатник и т. п.
Первым шагом Трофима Денисовича Лысенко на этом пути и была яровизация пшеницы.
Это открытие — яровизация — недаром привело в восхищение Ивана Владимировича. Это был способ планомерно управлять развитием одного из важнейших для человека культурных злаков.
Издавна считалось, что озимая пшеница и яровая пшеница — это резко различающиеся формы, почти два разных растения. Твердо полагали, что озимая пшеница никогда не может стать яровой, и наоборот.
Лысенко решил проверить, так ли это. Ему удалось установить, что в зависимости от условий произрастания разница между озимой и яровой пшеницей в смысле продолжительности вегетационного периода и срока созревания может быть очень малой, почти ничтожной.
И вот он решил проделать смелый опыт: помочь зерну озимой пшеницы до посева пройти ту полосу внутреннего развития, которая отделяет, отличает ее от яровой.
Простая, как все гениальное, идея лежала в основе этого замысла молодого новатора Лысенко: заставить зерна озимой пшеницы до посева пройти ту стадию, которая в природной обстановке для растений озимой пшеницы приходится на осень и зиму.
Эту стадию Лысенко впоследствии назвал стадией «яровизации».
Он предложил своему отцу проверить эту мысль. Тот согласился. Они взяли несколько мешков зерна озимой пшеницы, рассыпали нетолстым слоем на полу амбара и, смочив его водой, некоторое время выдержали при пониженной температуре (0–3 градуса тепла). Чтобы эта температура не повышалась, приходилось зерно ворошить лопатами, «перелопачивать».
И вот за сравнительно недолгий срок (40–50 дней) пшеница, еще в зерне, действительно прошла важную стадию развития растения, стадию яровизации, превратившись таким образом из озимой в яровую.
Когда это зерно посеяли весной, именно как яровое, то взошедшие растения великолепно развились и дали обильный урожай в то же лето.
Молодой новатор Лысенко не ограничился яровизацией пшеницы. Он распространил принцип яровизации и на другие злаки: рожь, овес, ячмень, просо; применил этот принцип и к картофелю, изменяя только приемы и методы, только технику дела.
Проведя целую серию опытов с различными растениями по их яровизации, Лысенко сделал важнейший вывод: яровизация и другие стадии развития — это необходимые, нормальные процессы развития, проходящие однотипно и однородно как в искусственно создаваемых условиях (предпосевная яровизация наклюнувшихся зерен), так и в полевых условиях.
Под стадиями развития растений необходимо понимать не просто образование (рост) различных органов или частей растения, например стебля, листьев, цветов, плодов, а качественно переломные этапы, характеризующиеся и обусловливаемые прежде всего сменой требований, предъявляемых развивающимся растением к условиям внешней среды.
Так, например, для зерна, для его внутреннего развития, для дальнейшего прорастания его требуются вполне определенные температурные условия и условия влажности. Для всходов, появившихся на свет, вышедших на земную поверхность, нужны вполне определенные, кроме этого, световые условия (как считал и Мичурин). Для растения, вступившего в зрелость, в полосу цветения и плодо-образования, условия должны быть опять-таки иными.
Глубокому изучению стадийного развития растений и взаимоотношения между растением и внешней средой, внешними условиями и посвятил Т. Д. Лысенко все свои силы, всю энергию и настойчивость.
Успехи не замедлили прийти. Яровизация зерновых культур произвела, как известно, целый переворот в сельском хозяйстве СССР. Страна получила от яровизации дополнительно миллионы тонн хлеба. Вслед за этим Трофим Денисович Лысенко осуществляет на той же основе яровизацию картофеля и посадку его в летние сроки. Это позволило сельскому хозяйству нашего Юга избавиться от болезни «вырождения» картофеля, отказаться от завоза посадочного материала из областей средней полосы и ежегодно выращивать такое количество его, которое обеспечивает внутренние потребности в картофеле полностью.
Лысенко обратил свое внимание и на хлопчатник, эту исключительно ценную культуру, дающую сырье хлопчатобумажной текстильной промышленности. Хлопчатник, сильно разрастаясь, «жировал», образовывая много побегов, «ботвы», и очень мало коробочек хлопка.
Лысенко к этому явлению подошел тоже с позиций теории стадийного развития растений.
Развитие зеленой массы хлопкового куста полезно до какого-то определенного, переломного момента, именно до наступления фазы «бутонизации». После этого все силы, все соки растений должны итти на образование бутонов, цветков и коробочек, а не на «жирование», не на чрезмерное разрастание зеленой массы.
«Как же пресечь чрезмерное разрастание кустов хлопчатника?» — задался вопросом Лысенко.
И он нашел простое и блестящее решение, предложив ввести так называемую «чеканку» хлопчатника, то-есть прищипку верхушек у побегов куста. Такое вмешательство, являясь опять-таки одним из способов управления развитием растения, дало замечательные результаты. Кусты хлопчатника после «чеканки», как правило, прекращали образование вегетативных побегов и пышно покрывались цветками, а затем многочисленными коробочками, несущими в себе столь нужный народному хозяйству страны хлопок.
Но и этим замечательный новатор не мог удовлетвориться. Он стремился как можно шире использовать открытый им закон стадийного развития растений в практике социалистического сельского хозяйства, в частности в селекции, в выведении новых сортов полезных растений. Основу для этого он нашел в работах Мичурина.
Как уже отмечалось, Мичурин считал наиболее благоприятным моментом для воздействия на растение его юношескую стадию, то-есть тот период жизни растения, когда его внутренняя структура еще не сложилась окончательно, не сформировалась накрепко. На этой стадии развития Мичурин и осуществлял свои успешные опыты по вегетативной гибридизации ряда растений, и в особенности по применению «ментора».
Эту теорию Ивана Владимировича Мичурина Лысенко сделал опорой для своих дальнейших исследований и выводов.
Сам Мичурин давно уже подметил неоднородность развития растения на разных этапах его жизни. Иван Владимирович много раз отмечал огромную важность в жизни плодового деревца той стадии его развития, которую он называл «сеянцевой стадией», то-есть период от появления растения из семечка до его первого цветения. Именно на этой стадии Мичурин добивался наибольших результатов от применения «ментора» и считал эту стадию наиболее удобной для сознательного воздействия на молодое растение, для управления его индивидуальным развитием, для обогащения его наследственной основы.
Мичурин постоянно призывал своих учеников и последователей как можно глубже и полнее изучать особенности и сущность различных этапов развития растительного организма. В частности, он придавал большое значение «световой стадии», то-есть тому периоду жизни растения, когда оно требует для своего развития определенную длину светового дня. Так, многие южные растения своей зеленой лаборатории Мичурин считал неприспособленными, непривычными к длинному северному дню, особенно в весеннюю пору. Приходя на помощь к таким растениям, Мичурин сокращал для них световой день, прикрывая их подобием абажуров… И это быстро сказывалось на правильном развитии растений.
Все эти различные способы воздействия были отдельными элементами системы сознательного управления жизнью растений. Поэтому Ивану Владимировичу было ясно, что Лысенко, этот молодой ученый, стоит, на правильном пути, им, Мичуриным, впервые проторенном.
Все было близко Ивану Владимировичу в научных изысканиях молодого новатора Лысенко, в его смелом, обобщающем учении о стадийном развитии растений.
— Слышите! — повторял Мичурин своим помощникам. — Вот вам и еще одно Колумбово яйцо! Вот вам и еще одно Ньютоново яблоко!
Учитель был доволен продолжателем своего дела, приславшим ему теплую весточку с Украины.