История СССР начинается с появлением первых людей на необъятных просторах нашей родины. Археологи открыли множество памятников пребывания здесь человека в отдаленные, бесписьменные времена. Сопоставление этих памятников с материалами, собранными этнографами вне Европы, у племен, стоявших на ступени дикости или варварства, позволило пролить свет не только на материальную культуру, но и на общественный строй тех безыменных обществ, которые составляли население нашей страны в незапамятной древности. Лингвистические (языковые) и фольклорные (созданные народным творчеством) данные вместе с антропологическими (костные остатки человека) и естественнонаучными («окаменелые» остатки животных и растений, геологические пласты и т. д.) облегчают исследователям древнейшего периода истории СССР восстановление этого далекого времени.
В 1935–1936 гг. на восточном побережье Черного моря, в окрестностях Сухуми (Абхазия), собраны на древних террасах Черного моря на высоте 60—100 метров над его современным уровнем ручные рубила в сочетании с грубыми кремневыми отщепами неопределенных форм. Это самые древние памятники культуры из всех найденных доныне на нашей земле. К сожалению, остатков людей, выделывавших эти жалкие орудия, пока открыть не удалось[21].
В Армении, где после Великой Отечественной войны найдено еще больше ручных рубил, также не найдено костей тех людей, которые их выделывали.
Древнейшие человеческие кости, найденные у нас, принадлежат неандертальцам. Сделаны эти находки не только в Крыму, близ Симферополя, в пещере Киик-Коба, но и в Узбекистане, близ афганской границы, в пещере Тешик-Таш.
Географическое положение Крымского полуострова, его отдаленность от мест оледенения ставили его в более благоприятные климатические условия, чем Восточную Европу. Поэтому очень возможно, что во время наиболее суровых периодов оледенения четвертичного периода животные и человек находили себе пристанище в Крыму. При раскопках грота Киик-Коба обнаружены кремневые орудия, остатки крупных животных, следы очага и, самое главное, остатки самого человека — неандертальца, спасавшегося во время оледенения на территории нашей родины, в пещерах Крымских гор.
Эти остатки представляют собой скелет ребенка (очень сильно раздавленный) и части скелета взрослого человека, расположенные в углублении; кости этого древнего человека, хранящиеся сейчас в Ленинградском музее антропологии и этнографии, ценны не только тем, что они принадлежат неандертальскому человеку, но еще и тем, что найдены в яме.
Не сразу можно было решить: является это углубление случайным или искусственным? Целый ряд данных (центральное положение на площадке пещеры, соответствующая очертаниям лежащего человека форма могильной ямы) указывает на ее искусственное происхождение. Это — могила, памятник древнейшего погребения. Возникает вопрос, куда же девалась остальная часть скелета. Над самым погребением было открыто довольно глубокое очажное углубление. Более поздние обитатели пещеры, когда рыли это углубление, дошли, очевидно, до самой могилы, в центральной ее части, причем человеческие кости, вероятно, при рытье были выкинуты вместе с землей, так что остались лишь жалкие остатки неандертальского скелета.
Если это объяснение Бонч-Осмоловского правильно, то перед нами могила, памятник древнейшего погребения. Это говорит о появлении религиозных представлений у неандертальцев.
Найденные при раскопках кремневидные орудия относятся к типу позднеашёльскому и мустьерскому. Скребла, остроконечники, найденные тут же кости с нарезами поясняют применение этих орудий. Кремневидными орудиями вспарывали и разрезали шкуры, расчленяли тушу, отрезали и соскабливали с костей мясо. Скреблом соскабливали надкостницу с костей, из которых приготовляли костяные шилья, правда, еще редко встречавшиеся. Скреблом и наконечником производили и несложную обработку дерева. Остроконечники использовались в виде наконечников копья и употреблялись для просверливания дерева и кож, для разделывания дичи, так как края у них были пилообразные. Найденные здесь миниатюрные ручные рубила не могли служить у киик-кобинского жителя в качестве действительных рубил или ударников, они скорее всего употреблялись так же, как и скребла, благодаря своим режущим краям, для резания и скобления.
Остатки крупных животных — быка, оленя, лошади, сайги и мамонта, найденные в гроте Киик-Коба, говорят о том, что неандертальский человек, так же как и его собратья — неандертальцы Западной Европы, не удовлетворялся ловлей мелких животных, он охотился и на крупного зверя. Но отдельные охотники-неандертальцы с их примитивными орудиями не могли рисковать нападать на крупных животных. Это было под силу только целому коллективу. Кроме того, по предположению Бонч-Осмоловского, на крупного зверя не нападали, а гнали его к обрыву, запугивая огнем.
«Окружив целой ордой отбившееся от стада животное, запугав его огнем (факелами), криками, стуком и бросанием палок, его затем гнали к обрыву, с которого оно падало и разбивалось. Камни и дубины служили в этом случае для добивания уже искалеченного при падении зверя. Местоположение грота Киик-Коба, расположенного на углу скалистого массива, полого спускающегося к северу, представляет в этом отношении большие удобства»[22].
Очажные остатки свидетельствуют о том, что древний человек пещеры Киик-Коба, так же как и неандертальцы других стоянок, имел в своем распоряжении огонь. Пользовался ли он им в готовом виде или сам добывал трением, не легко решить. Ни в данном, ни в других подобных местонахождениях не найдено тому никаких доказательств.
Другая находка остатков неандертальского человека на территории СССР, как уже указывалось, была сделана в Узбекской ССР, в гроте Тешик-Таш. Этот грот расположен на юге Узбекистана, в горной гряде Байсун-тау. Гряда Байсун-тау тянется с северо-востока на юго-запад на протяжении 150 километров. Раскопки в этом гроте производились летом 1938 года. Здесь были обнаружены обломки костей животных, обработанные камни и остатки очажков. Сразу же под культурным слоем, на глубине 25 сантиметров от поверхности, был открыт у стены грота череп человека, лежавший затылком кверху. Череп был раздавлен верхними слоями земли, но кости оказались в хорошей сохранности.
Череп лежал в небольшом углублении; тут же, около черепа, были найдены в разрозненном состоянии и другие кости скелета: первый шейный позвонок, фрагменты ребер, ключиц, плечевой кости и бедер. Между ребрами человека был найден копролит хищника; на некоторых костях имелись следы зубов хищника. Все обнаруженные остатки человека были подвергнуты самому тщательному изучению в Институте антропологии в Москве, после чего был сделан вывод, что обладателем этих костей был мальчик-неандерталец.
Неандертальский мальчик из Тешик-Таш. (Скульптура М. М. Герасимова).
Чрезвычайно интересно, что тут же, в первом культурном слое, около останков человека, лежали парами крупные козлиные рога. Три пары рогов сохранились целиком. Другие две пары представляли собой обломки, отдельные фрагменты. Но все эти пары рогов располагались вокруг скелета человека, причем большинство из них лежало острием книзу или наклонно к скелету. Очевидно, здесь мы имеем следы ритуального погребения, что опять-таки указывает на возникновение ложных — религиозных представлений у первобытных людей.
В пещере Тешик-Таш откопаны также кремневые орудия и остатки костей животных, очажки, зола и древесный уголь.
Из всех найденных в Тешик-Таше орудий, сделанных преимущественно из кремнистого известняка темного серого цвета, большое место занимают нуклеусы. Нуклеусами называют кремневое ядро, от которого при помощи ручного рубила откалывали более мелкие пластинки, как это делали и люди из грота Киик-Коба. Кроме них, найдены каменные миндалевидные ручные рубила, скребки и остроконечники.
Для обитателей пещеры Тешик-Таш излюбленной дичью служили горные козлы, в пещере Киик-Коба — гигантский и благородный олени и антилопа сайга. Но охота была еще столь неразвита, что, несмотря на различие дичи, охотничьи орудия были крайне схожи. Вселение в пещеры, меховая одежда, употребление естественного огня, охота — все это свидетельствует о том, что неандерталец смог проникнуть из зоны субтропиков в страны с более холодным климатом.
Кроме этих двух описанных стоянок неандертальского человека, на территории СССР имеются еще другие. Но в них не обнаружены остатки скелетов древнейших людей, а имеются лишь орудия, очажные остатки и кости животных. Однако обилие этих орудий и сходство их с мустьерскими орудиями свидетельствуют о наличии в этих местах и человека, создавшего их в отдаленные времена.
Главные очаги распространения неандертальского человека на территории СССР — это Крым, Кавказ, Закавказье и Средняя Азия, а также южная часть Украины. Выше, севернее, человек не проходил, так как наступавшие в тот период ледники доходили одним языком до Днепра, а другим — до междуречья Дона и Волги. Стоянки, обнаруженные на нашей родине, бывают двух типов — открытого и закрытого, или пещерного. К первым относится стоянка в селении Кодак на Днепре, близ Днепропетровска. Это свидетельствует о том, что еще до предпоследнего оледенения на Украину проникли мустьерцы. Археологические раскопки, производившиеся в 1934 году в древней террасе Днепра, обнаружили под напластованиями речных отложений и лёсса (до 20 метров толщиной) следы открытой стоянки, судя по найденным орудиям, мустьерского человека. Об этом свидетельствуют и откопанные кости предка мамонта, так называемого слона трогонтерия, кости сибирского носорога, пещерного медведя, пещерного льва и др. Орудия, найденные в культурном слое, являются характерными орудиями мустьерского типа — остроконечники, скребла, дисковидные нуклеусы. Мустьерцы удерживались на Украине и в течение оледенения, как показывают следы их пребывания на Северном Донце, близ впадения в него реки Деркула, и у хутора Красный Яр. В обеих стоянках мустьерские орудия изготовлены из кварцита. Объясняется это тем, что в окрестностях стоянки не было кремня.
Обнаружены еще две мустьерские стоянки на Украине: Кастеривцы, в окрестностях Залищикова, и Яново, в окрестностях Теребовли. Наличие такого количества стоянок на территории УССР позволяет нам предположить, что эта территория была до и во время рисского оледенения заселена редкими группами людей-дикарей.
В 1939 году археологическая экспедиция на реку Десну (под руководством М. В. Воеводского) открыла в четырех местах орудия мустьерского типа. В двух местах, близ села Пушкари в Черниговской области и у деревни Неготино в Орловской области, были обнаружены мустьерские орудия под отложениями морены самого большого (рисского) оледенения.
Но здесь же найдены орудия, которые по технике обработки следует отнести к более высокому типу. Это более тонкие ножевидные пластинки, резцы, костяные шилья. Поэтому стоянку у станицы Ильской следует считать переходной от мустьерской к более поздней, так называемой солютрейской.
Пещерные стоянки в СССР встречаются преимущественно на Крымском полуострове. Там, кроме уже знакомой нам пещеры Киик-Коба, имеется много других стоянок неандертальских жителей. В гротах Шайтан-Коба, Чокурча, Аджи-Коба и в Бессергеновке (около Таганрога) найдены те же кремневые мустьерские орудия и кости крупных животных. Все крымские находки доказывают, что этот полуостров представлял собой территорию, относительно густо населенную в ледниковый период людьми каменного века — неандертальцами, находящимися на низшей ступени дикости.
На Кавказском побережье Черного моря, преимущественно в окрестностях Сочи, также обнаружено несколько пещер со следами обитания в них мустьерцев (орудия труда и остатки животных), например пещеры Ахтырская, Наволишенская.
В Абхазии обнаружены стоянки людей на более низких (30–40 метров над уровнем моря) террасах: хотя человеческих костей здесь не найдено, но обнаружены орудия мустьерского типа.
Более сложное материальное производство, засвидетельствованное находками в мустьерских стоянках, приводит и к изменению природы самого человека: неандерталец и в физическом и в умственном отношении был выше обезьянолюдей. Полагают, что в более крупных стадах неандертальцев беспорядочное общение полов стало вытесняться кровнородственной семьей, при которой брак между людьми смежных поколений (родителями и детьми) запрещен. Различия пола и возраста в более сложном производстве неандертальцев становятся основой для зарождающегося половозрастного разделения труда. Растет и крепнет человеческое мышление на базе развивающейся трудовой практики. Но благодаря крайнему еще бессилию неандертальского дикаря в борьбе с природой, из самых темных представлений его о собственной и внешней природе начинают складываться фантастические представления об этих угнетающих его силах природы.
Так кончается дорелигиозный период. Могила неандертальца в Киик-Коба, разрушенная другими неандертальцами, позднее проникшими в эту же пещеру, череп неандертальского ребенка в Тешик-Таш, окруженный пятью парами козлиных рогов, воткнутых в вертикальном положении в землю, говорят о религиозных представлениях неандертальцев.
Пользуясь огнем, кутаясь в меха, добывая охотой мясо и жир, укрываясь в отбитых у пещерных медведей пещерах, неандертальцы не только не отступили на юг перед надвигавшимися ледниками, но, продолжая развивать производительные силы, поднялись с низшей ступени дикости на среднюю.