Входит Дзуньёсут.

Дзуньёсут.

Левой стороны советника

Знает хорошо владыка Гулиранс,

Знает он, что я, блюдя закон миров,

Стремясь хранить благую лишь энергию,

По мере сил служу, и не царю

Лишь одному, но исполняю долг.

Долг во всём, не угождение,

Не привязанность слепую,

Даже не любовь и дружбу,

Но всеобщий путь вселенной,

К счастью путь, к свободе полной,

Что способна цепь Сансары

Разомкнуть не для меня лишь,

Но и для царя с женою,

И для многих приближённых.

Есть одно лишь слово - верность.

Вот мой путеводный светоч,

Ради верности живу я,

Ради верности умру я,

Только мне она желанна,

Потому я прям и строг сам,

В тех делах я непреклонен,

Где внимание потребно,

Где добро и зло бы надо

Развести вдаль друг от друга.

Ямша подходит к Дзуньёсуту.

Ямша.

Лгать я не буду, что видеть тебя мне приятно.

Но неприятного в этом событии нет.

Только одно мне, Ямше, непонятно,

Так же горяч ты, хоть стар уже, хил ты и сед,

И правила схожие сыну привил. Разумеешь,

Что нужно пороки из общества все истребить,

Но несущуюся вдаль колесницу

Трудно бывает порою остановить.

Пути "царя времён" ты держишься, как вижу?

Ты Калачакры науку избрал и стремишься

Не к просветленью, а к посвященью?

К чему? Что б всё живое

Спасти от зла, сражаясь напрямую с ним,

Но в любом сражении расходуются силы,

И тот, что поднял меч, зарублен будет им.

Земная власть - лишь отраженье слабое

Мира особого, царства Шамбалы,

Куда притекают избравшие путь

Сражения и обороны, но тем,

Кто держит сей мир от зла и распада,

Трудненько обрести награду

И полную свободу найти.

Пусть для себя освобожденьем пожертвуешь,

Но так и других не осчастливишь и не спасёшь,

Думаешь, служишь благому, но втайне ты бедствуешь,

Чего добиваешься ты, Дзуньёсут, преследуя ложь?

Путь владыки времён, я судить не берусь,

Не по силам тебе (так мне всё же кажется),

Да, ты защитник, но пожалей себя,

Энергия света на тёмную заменяется.

К Дуйнхору обращенье губительно для многих,

Это путь избранных. О, как бы я желал быть искренним

Другом тебе, обличитель строгий!

Дзуньёсут.

Как судить о том, чего не знаешь?

Увы! Но нельзя сказать, что не имеем

Представления, если касается

Нас явление, корни которого

Скрыты. Простолюдин не может

Знать всей жизни властителей,

Но когда жизнь его затрагивает

Произвол их, не обладая знанием

Полным, судить и ему приходится

О делах их. Потому о посвящённых

Рассуждают и непосвящённые,

Запретить это невозможно

И неправильно, помнить лишь нужно

Меру знания. Но что где-то свершается

Таинство, в этом нет тени сомнения,

Весь вопрос в сути этого таинства,

А у нас - лишь догадка и мнение,

Ведь не каждому быть посвящённым дано,

А иначе - в чём важность, цена его?

Мир, познавший три драгоценности,

Остаётся во многом не подлинным,

Не имея достатка в познаниях.

Совершенства нехватка - как следствие!

Потому-то и есть неравенство

В этом мире меж существами, есть

Те, которым усвоить непросто

Принцип недеяния и ненасилия.

Есть усвоившие, но не имеющие

Сил достаточных и не применяющие

В жизни, несчастные и страдающие.

Один за жизнь земную цепляется,

Ибо так устроен, не может он,

Например, без пищи мясной сохранить

Своё тело в здоровье, и свой рацион

За счёт боли и смерти существ иных

Пополнять обречён, согласись, у иных

Нет существ речи, знания, мудрости,

Обучиться им затруднительно.

Вот неравенство в чём состоит,

Того зла следствие, что более высшие

Существа над иными поставлены,

Над неразвитыми, непосвящёнными.

Но и те, выше кто, в свою очередь

Совершенства отнюдь не достигли ещё,

Осознав свою власть, ей упились и

Охмелели, источник она для них

И гордыни, и высокомерия!

Вот, какие злоупотребления!

И имеющий сердце ранимое,

Состраданьем к живущим наполненный,

Равнодушию и молчанию

Не найдёт места ни в себе, ни вокруг.

Так закон судеб и рождения

Повелел. Почему ж просветлённые

Возвращаются в мир этот суетный?

Их сознание, освобождённое

От цепей мнений, формы и забот иных,

Остаётся способным на многое,

Наблюдая и зная ту жизнь, в какой

Есть страданья, желания, страсти, грех.

Если санджи уж таковы, как мне

Заглушить состраданья стремление?

Кое-кто полон мрака, невежества,

Заставляет других страдать, - есть и те!

А при этом прикрыться не прочь порой

Светом истины, дхармы, учения.

Словно маски потешные кружатся

В вихре злобы, обид, угнетения.

Маску маской назвать - не разумно ли?

И в пустыне отчаянья серого,

В океане чернейшем уныния

Прокричать подвиг необходим:

"Присмотритесь-ка, люди, друг к другу вы".

Всех отрав сильней лицемерие,

Не отринув совсем самомнение,

Жаждут многие власти, богатства, мзды.

И стараюсь я, что б корысть и зло

Поднимали бы реже голову.

Что б правитель ловушек и прелести

Избежал в данном здесь воплощении,

Ведь чем выше власть, больше ответственность.

Непорочные же и невинные

Не должны беспокоиться зря, когда

Обличаю я правду, клеймлю порок.

Не о мести стараюсь, не кары жду,

Но хочу пробудить пламень совести,

Что б очистил души он и отвратил

От помех на пути просветления.

Ямша.

Неплохо сказано, Дзуньёсут. Но иное

Я вижу здесь. Нет, не тебе сжимать

Кнут Манждурши в руках своих, лишь ябедой

И низкой клеветой слова твои порой

Способны в самом деле обернуться,

Хотя б намерения были и благие.

Не зная сути истинного знания

Или обладая только частью истины

Ошибок трудно избежать. Поправить как,

Что по незнанью вышло, с отягчением

Дурных деяний суммы и страдания?

Дзуньёсут.

Я не спешу с решением и выводом.

Ямша.

Но сыну прививать зачем те правила.

Жить проще надо, с долей снисхождения

К себе и прочим.

Дзуньёсут.

Да, но не к пороку же!

К чему длить в этом мире заключение

И позволять царить здесь лицемерию?

Не каждый чист, - и в этом-то и истина.

Ямша.

Но для чего всю ставить грязь на вид?

Дзуньёсут.

Не принимал что б грязь за чистоту никто.

Я за Занадру отвечаю, за Лагану ты,

У каждого дела свои.

Ямша.

Вот именно.

Не лезь в чужое дело.

Дзуньёсут.

Нет, в твои дела

Я вмешиваться не имел желания.

Но что ты так волнуешься, смущаешься?

Ямша.

Желаю блага для тебя.

Дзуньёсут.

Похвально то.

Но покрывать дурное и не замечать

Его - быть может, добродетель, непривязанность,

Но состраданье лучше равнодушия.

Ямша.

Научишь сына ты, а он - царевича,

Вот и конец искусству дипломатии.

Дзуньёсут.

Весь этот мир - ложь, сонное видение.

Так что же дорожить тогда неподлинным?

Ямша.

Коль мир - не то, чем нам обычно кажется,

Тогда и смысла нет у обличения.

И праведен свершающий насилие,

И неподкупен казнокрад и взяточник.

Так что ж ты "вор" кричишь и надрываешься?

Дзуньёсут

( пожимает плечами )

Я с временным сражаюсь ради вечного.

Прощай, Ямша достойный!

Ямша.

До свидания!

Дзуньёсут уходит.