Товарищи, работа по связи на Украине вряд ли чем будет отличаться в лучшую сторону от работы тех областей, которые уже сделали свои доклады. У нас, примерно, такая же картина в части хищений, в части ^различных злоупотреблений и т. д. Алексей Иванович в своем докладе указывал уже на недостатки в работе нашего бюро жалоб и в целом Управления УЧ, где инспектором Наркомата связи было найдено 1.060 неисполненных жалоб. Естественно, что и в ряде областей и в ряде районов имеются еще большие недостатки.
Я начну свой доклад с того, каким образом мы разворачивали работу по активизации борьбы за улучшение связи и борьбы с злоупотреблениями, имевшимися и имеющимися в ряде мест до сих пор. Еще в 1933 г. в июне месяце Наркоматом связи была написана директива, в которой указана форма учета жалоб. И вот с тех пор началось разворачивание этой работы.
Разворот этой работы, несомненно, шел чрезвычайно медленными темпами. Прежде всего, преподанная Наркоматом связи форма не могла быть так быстро и так точно применена. Надо было бы сейчас же в централизованном порядке напечатать определенные книги и формы учета и разослать по Союзу. Несомненно, что это помогло бы, так как если была бы одинаковая форма работы, — это дало бы гораздо большие результаты.
В своей работе мы столкнулись с таким фактом, что в некоторых районных отделах учет жалоб заведен в тетрадочке, в блок-ноте; Учет в них ведется так, что часто нельзя в нем разобраться.
В порядке учета жалоб имеется также масса недоразумений. Например, мы регистрировали все жалобы, даже такие, которые приходят из одного отделения ведомства связи в другое. В результате, одна жалоба учитывается несколько раз.
Что же все-таки сделано в части активизации борьбы и, прежде всего, в части массовой работы? На Украине по областям, по районам, помимо наших ведомственных мероприятий по части учета по части чуткого отношения к жалобщикам мы провели уже ряд совещаний такого порядка, какое проводится сейчас Наркоматом связи вместе с Союзной прокуратурой. Например, в Сталино по Донбассу, где связь особенно поражена теми болезнями, о которых на сегодняшнем совещании идет вопрос, — проведены вместе с районной прокуратурой совещания заведующих районными отделами связи и заведующих отделениями по ряду городов Донбасса. К участию привлекались и работники других областей. Такое же межрайонное совещание проведено в Каменец-Подольске, проведено и в ряде других районов и городов. В эту работу мы вовлекали общественность и существующую уже у нас инспектуру.
Между тем на сегодняшний день мы все-таки имеем еще ряд больных вопросов, ряд вопиющих недостатков, по части воровства, хищений, засылок, необмена почт, в частности позаимствований из переводных сумм и т. д.
Так, мы имеем 85.302 жалобы за I квартал 1934 г., за II квартал—72.242 (это по 9 управлениям), за III квартал 78.140 жалоб. Всего — 245.740 жалоб; из них разобрано 213 жалоб, т. е. остались неразобранными 32 тыс. жалоб. Обработано за это время 839 млн. всех видов корреспонденции, газет — 1.447 млн. и телефонных междугородных переговоров —4,3 млн. Вот тот обмен, на который поступило 245 тыс. жалоб. Конечно эта цифра жалоб является значительной и говорит за то, что той борьбы, которая должна быть, еще нет. Кроме того имеется большое количество и неразобранных жалоб.
Для борьбы с недостатками, выявляемыми по жалобам, мы проводили и обследовательскую работу. В предприятия связи посылались работники, но только не работники бюро жалоб, так как их у нас имеется всего 2 человека. Такая проверка проведена почти во всех областях. Проведена работа в части укомплектования работниками бюро жалоб, организации их связи с общественностью и втягивания общественности в работу. Организованы 42 сигнальных поста. Вовлечено в нештатные инспектора 247 чел.
Нужно заметить, что, к сожалению, генеральная республиканская прокуратура мало участвует в этом деле. Областная же и районная прокуратура принимают большое участие во всей нашей работе.
Если взять жалобы по газетам, которые учитываются отдельно, то нужно сказать, что они разбираются быстрее. Почему? Потому, что подписка ведется на месте и на месте же подписчик, не получивший газету, требует получения ее или добивается возврата ему средств.
Относительно разбора газетных вырезок, в которых отмечаются недостатки работы связи, также реагируют более быстро.
По хищениям и злоупотреблениям за 1-е полугодие 1933 г по Украине было 3.126 на сумму — 123 тыс. руб. за 1-е полугодие 1934 г. мы имеем значительное уменьшение — 457 отправлений на сумму 71.875 руб., т. е. мы имеем уменьшение почти на 50 %. Но, если взять эту цифру просто, не сравнивая с 1933 г., то эта цифра является еще такой, которая требует от руководящих работников связи, от всех связистов и от профсоюзных организаций связи большой борьбы за полную ликвидацию хищений.
В борьбе с хищениями мы в 1933 г. вместе с Прокуратурой и с РКИ провели работу по чистке аппарата. За 1933 г. было вычищено около 3 тыс. человек. Тут были и белые офицеры, и участники различных банд, бывшие петлюровцы, махновцы и т. д., а также большое количество преступников. В 1934 г. мы работу по чистке аппарата продолжаем. Так например, по Одесской области снято за халатное отношение 13 чел.; по Донецкой области 45 чел. и по Черниговской области — 15 чел.; заменено по Одесской обл. — 34 чел.
Сейчас у нас проводится работа по проверке работников, в особенности сидящих на переводном хозяйстве. Скоро эта работа будет закончена и мы будем иметь эти данные по всем областям.
Если взять данные о том, какие у нас суммы из страх, фонда выплачены за утраченную корреспонденцию и как они пополняются, то, например, в Одессе мы имеем: выплачено 58.513 руб., взыскано 14 275 руб.; по Киеву выплачено 105 тыс. руб., взыскано 18 тыс. руб. и т. д.
Мы применили здесь такой метод: если предприятие связи обнаруживает брак в посылке или в переводе, — оно взыскивает штраф с того учреждения связи, которое этот брак сделало, Допустим, из Одессы в Киев идет посылка, эта посылка идет с браком. Этот брак обнаруживает Киевское предприятие связи. Одесское отделение, которое принимало эту посылку, должно уплатить штраф Киевскому отделению, обнаружившему этот брак.
Наряду с этими мероприятиями мы применяем к работникам связи закон о материальной ответственности. Мы установили такой контроль, при котором брак не пропускается безнаказанно, без привлечения работника к материальной ответственности. На телеграфе, где имеется большое количество двойных выплат, мы ввели такую регистрацию, чтобы ни один перевод не выходил без того, чтобы его не зарегистрировали на телеграфе, где он сначала обрабатывается, а потом идет в отделение связи для выплаты. Это мероприятие по одному только Харьковскому телеграфу за месяц дало возможность задержать вторичных переводов на 29 тыс. руб.
Этот контроль введен на Харьковском, Киевском, Одесском, Днепропетровском, Сталинском и Винницком телеграфах. Конечно это мероприятие потребовало дополнительных работников.
Для того чтобы контролировать, нужно посадить людей. Это было сделано за счет почтовых работников, которых мы посадили на телеграф.
По контролю переводов мы имеем задолженность не более, чем на 10–12 дней. Большинство же областей идут в ажур. Мы разгрузились от тех баулов, которые привезли нам из Орла, откуда мы получили в большом количестве переводы за 1929, 30 и 31 годы. Людей уже нет, они умерли или неизвестно, где находятся, а начеты на них идут. Это явление в конце 1933 г. и в на-1 чале 1934 г. было очень больным местом. Сейчас в этой части мы уже разгрузились и, как будто, из Орла уже не присылают, хотя нет никакой гарантии, что возьмут, да и привезут целый баул начетов.
Как у нас дело с недоимками? Я приведу цифры по областным управлениям:
— на 1/Х — на 1/XI
По Молдавской области — 73.700 р. — 65.500 р.
» Винницкой » — 324.300 р. — 200.000 р.
» Донецкой » — 3.283.000 р. — 2.311.000 р.
» Киевской » — 2.275.000 р. — 1.644.000 р.
» Одесской » — 749.000 р. — 363.000 р.
» Харьковской » — 994.000 р. — 958.000 р.
Это недоимки по первой и второй категории. Я беру цифры за эти месяцы, так как до августа невозможно было заняться ликвидацией недоимок в связи с тем, что приходили целые пачки из Орла, приходилось их расшивать, рассылать по районам.
Таким образом, если взять общую сумму недоимок, то они с 7.701 тыс. руб. на 1/Х — снизились до 5.543 тыс. руб. на 1/ХI т. е. на 2.200 тыс. руб.
Требуется еще очень большая работа, чтобы расшифровать оставшиеся еще начеты.
Если взять сумму позаимствований, о чем здесь говорили товарищи, то я считаю необходимым привести данные и по Украине. Мы имели в 1933 г. позаимствований из переводных сумм — 348 тыс. руб., в 1934 г. за три квартала имеем — 327 тыс. руб. (Голос с места. На какую надобность?) На все, что угодно: и на фураж, и на повозку, и на ремонт, и на зарплату и может быть зачастую в карман того или иного жулика, который сидит еще у нас на работе.
Каким образом проводилась вся эта работа? Алексей Иванович в своем докладе отметил работу инспекторского аппарата. По-моему, Алексей Иванович имел в виду инспекторский состав, который мы имеем в лице инспекторов, которые узаконены. На Украине таких инспекторов при областных управлениях нет. Что касается инспекторов, которые существуют, так сказать, незаконно, то именно эти инспектора проводят очень большую работу.
Перейду теперь к практическим мероприятиям, которые нужно провести. По-моему, по линии бюро жалоб мы имеем тот недостаток, что бюро жалоб у нас не является оперативным органом, который мог бы по жалобам произвести расследование, выехать для этого на место. Надо их работу увязать с работой инспекций, с подчинением непосредственно начальнику областного управления.
Теперь относительно того, что уже затронул в своем докладе Алексей Иванович. В банке разносят по книгам и пишут, а мы имеем дело с наличными деньгами. Надо учесть, что банк с клиентурой работает всего 2½ часа, после чего окна и двери закрываются и производится тщательная разноска по всем книгам, чтобы иметь к концу операционного дня ажур. У нас же отделение открывается в 7 час. утра, где сидит заведующий, он же и кассир. В лучшем случае он кончает свою работу в 5 часов вечера, но во время разгара посевной и уборочной он работает до поздней ночи и после этого он подсчитывает и разносит деньги по книгам.
Я считаю, что тут нужно установить какие-то нормы, чтобы человек имел возможность работать. Мы по Украине имеем много случаев, когда прокуратура после тщательного разбора дела присылала нам материал и говорила, что нужно завести такую систему, чтобы мы не рождали воров и что надо дать возможность нормально проводить денежные операции.
Дальше я хочу остановиться на кражах доходов. Ведь, что тут получается? Кассир, получивший деньги за телеграмму, если хочет пошлет ее, а если не захочет — бросит эту телеграмму, а деньги возьмет себе; если я потребую квитанцию, он даст; если не потребую квитанцию, то у него в корешке останется запись, но книга у него даже не прошнурована. Этим мы создаем такие условия, что можно и честного человека сделать вором. Я считаю, что книга должна быть прошнурована, что эта книга должна выдаваться как деньги. Вот сейчас составляются почтовые правила, они приготовлены к печати. Неужели нельзя привлечь к составлению этих почтовых правил УН? Они могли бы дать ряд практических указаний. Я считаю, что в части приема телеграмм, в части приема других ценностей нужно более точно завести учет.