Товарищи, я здесь не выступаю с докладом, а лишь с некоторыми соображениями, которые сложились у нас в Комиссии советского контроля в результате проверки, проведенной на местах нашими уполномоченными и работниками центрального аппарата КСК при СНК СССР более, чем по 20 управлениям связи.

По нашим впечатлениям работа связи, в особенности на том участке, который является здесь предметом обсуждения, — это работа по переводным операциям почты — продолжает оставаться в том же «зарационализированном» состоянии, которое свойственно было ряду прошедших лет. До сих пор на этом участке связи заметного улучшения не произошло. Темпы хищений, которые наблюдались в 1934 г., за редким исключением, не меньше темпов предшествующих лет (в особенности 1933 г.), некоторые исключения представляет Ленинград — город и 2–3 района. Поскольку здесь присутствует и прокуратура, и связисты и, если говорить о том, кто более повинен в продолжающихся хищениях, то мне кажется, что не прокуратура виновата в этом. Конечно, есть масса районов и областей, где прокуратура подобна тем людям, «которые гоняются за курицей» и осуждают того, кто украл курицу, на 10 лет, а не видят хищников, систематически расхищающих переводные и др. ценности, организующих целую систему хищений в громадном хозяйстве связи, где проходит ежегодно 17 миллиардов народных средств. Такая прокуратура есть, есть такие районы, области и т. д., но все-таки не в этом основная причина зла. Основными причинами, по нашему мнению, являются все та же расхлябанность системы связи и разнузданность производственной труддисциплины. Незнание дела абсолютным большинством работников связи, включая сюда и руководящий состав от начальников управлений связи области (края) и ниже. В чем тут дело? Разве так трудно овладеть делом связи? Особенно почтово-переводными операциями. Ведь это простая, доступная техника, но, однако, не позволяющая легкого, а тем более разгильдяйского к ней отношения. Такое отношение к почте является фактом. Не случайно ведь некоторые начальники областных управлений считают для себя в роде плюса, когда ухарски заявляют: «Я не специалист по почте» и, в результате, не занимаются почтой. Передают это дело второстепенным, третьестепенным работникам. РОЗ так же смотрит на это дело, как и начальник управления связи, тоже всю почту взваливает на своего помощника. Он также смотрит, что электричество — это техника, а почта — это какая-то «деревянная» техника, которая может итти как-то самотеком, совершенно забывая, что по каналу почты текут миллиарды народных средств, что по культуре почты, этого самого массового-вида связи — судят о культуре Советской страны.

Вопросы почты руководящими работниками связи не дооцениваются, а поэтому, как правило, большинство начальников областных управлений и РОЗов — почтового дела не знает и, как следствие, этим делом не руководит.

До сих пор не принимается никаких практических мер для того, чтобы восстановить нормальные условия работы этого участка хозяйства. До сих пор оформление почтово-переводных операций продолжает оставаться возмутительно небрежным. Такие необходимейшие атрибуты оформления почты, как сургучная печать и пломба — совершенно забыты. С тех пор, как сняли с переводных пост-пакетов сургучную печать, началось исключительно безобразное отношение к оформлению пост-пакетов, в результате чего в почтовые вагоны вместо переводных пост-пакетов поступают незаклеенные свертки, в роде свертков бутербродов. Я в Ленинграде видел, как оформляют некоторые иногородные учреждения пост-пакеты. Несмотря на грубейшие нарушения правил оформления и заделки, — эти пост-пакеты беспрепятственно принимаются почтовыми вагонами. Если бы начальники областных управлений связи по-серьезному, конкретно, по-большевистски подошли к вопросу о борьбе с хищениями, они увидели бы эти ненормальности и давно бы их устранили. Ведь посмотрите (показывает пакет), ведь это не пост-пакет, а какой-то неряшливый бутербродный сверток. В почтовом вагоне он может валяться незамеченным. На нем нет никаких надписей, неизвестно, откуда он попал в вагон. Отсутствие жесткой производственной дисциплины среди разъездных работников почтовых вагонов и такое оформление пост-пакетов самым лучшим образом содействуют хищениям.

Почему это происходит? Потому что ни РОЗ, ни начальник областного управления не снисходят до этих мелочей и это, главным образом, потому, что они, мало интересуясь почтовыми делами, не знают почты, а при таком отношении «мелочи» действительно трудно познаются. Вот это называется оформление постпакетов! Вот, посмотрите еще: это тоже пост-пакет с переводом, который неизвестно, откуда идет и неизвестно, кому идет. Совершенно правильно поступает Ленинград, — город, который возвращает такие переводы обратно: пусть лучше задержится на несколько дней выплата перевода, чем отправлять его в таком виде дальше, ибо злоупотреблений с ним можно наделать сколько угодно. Но попытки Ленинграда — это только капля в море. Нужно сознательное, строгое отношение ко всей системе оформления почтово-переводных операций. Нужна система и порядок этого оформления, которые т. Григорьев должен преподать. Нужна железная дисциплина на этом важном участке хозяйства.

Тут выступал т. Бойко и жаловался, что нет директив сверху. Перечисляя дефекты работы своих предприятий, он сообщил, что у него на Украине в книгах пишут грязно, нельзя разобрать, что написано, что книги не прошнурованы, что листы подавательских книг не прошнуровываются, не опечатываются и вырываются. Неужели т. Бойко, для этого нужна директива т. Рыкова? Чтобы книгу вести чисто и чтобы листы прошнуровывать: по-моему, если бы почтовым делом занимались вплотную, а не случайно, когда садились в вагон московского поезда, чтобы ехать по вызову в Москву, то давно бы уже книги велись чисто и аккуратно, никто бы листов в книгах не вырывал и переводных средств расхищалось бы куда меньше, чем сейчас.

Подготовка кадров является решающим звеном в борьбе против хищений, но она как следует нигде не проводится. Когда вы посмотрите отчетный материал, то увидите, что ни по одному областному управлению связи в 1934 г. не выполнены планы подготовки кадров. Там, где планы выполнены более или менее подходяще, никто не интересуется качеством подготовки. Что это за кадры выпущены? Если вы спросите руководителей подготовки кадров о качестве людей, переподготовленных ими, они вам на это ответят: что по данным испытаний, проводимых при выпуске курсов, оказалось у них «удов» столько-то и на «хорошо» окончивших столько-то. Людей живых, как правило, эти руководители не видят, а потому и не знают, насколько подготовка отвечает требованиям жизни. Умеет ли окончивший курсы вести кассовую книгу, элементарную отчетность, пользоваться этой отчетностью — на эти вопросы кадровики ответа не дают. На эти вопросы практической работы РОЗов на некоторых курсах не нашлось часов.

Для РОЗов нужна, главным образом, подготовка в практическом разрезе и, меньше всего, в академическом. Впредь нельзя допускать к работе РОЗов без предварительной подготовки их к работе на опыте хорошего предприятия. Мне кажется, что таких работников как РОЗов, можно подготовлять вне всяких курсов. Прежде, чем послать товарища в район, можно его подготовить в условиях областной конторы связи, продержать его 2–3 месяца, пусть он просмотрит все операции, сделает 2–3 практические деловые экскурсии на 2–3 предприятия связи, дать ему возможность проехать в почтовом вагоне, чтобы получил полную картину того, что происходит с письмом, переводом, с момента его приема до момента его прибытия на место. И только тогда его можно допускать к работе. Не обязательно ему сейчас, в первую очередь, преподать политэкономию, — это он может прослушать на курсах и в кружках. За три месяца можно подготовить человека. Но нужно этим делом заниматься, нужно это дело поставить по живому, нужно понять, что в этом сегодня основа борьбы с хищениями. Наконец, это дело нельзя передавать целиком в руки аппарата, им нужно заниматься лично начальникам управлений связи

Вчера целый ряд товарищей выступал так, вообще. Редко кто-конкретно сказал, как и на каком он участке лично боролся с хищениями как начальник управления связи или заместитель. Какие он принял конкретные меры и каких результатов конкретно достиг.

Были общие разговоры в роде: поступило столько-то жалоб, столько-то рассмотрено, столько-то еще не рассмотрено. Похоже на то, что эти люди только вчера взялись за эту статистику и только в дороге стали это изучать. Ведь это и есть то самое бюрократическое руководство, которое заклеймила наша партия. И ряд призывав, которые мы вчера слышали от таких докладчиков., были похожи на заклинания тех честных болтунов, которых недавно так остро высмеял т. Сталин.

Как объяснить те безобразия, которые происходят в целом ряде мест под боком областных управлений связи? Возьмем, например: Узбекское управление связи, Азово-Черноморский край, Сев.-Кавказский край. В Пятигорском почтамте исключительные безобразия, там корреспонденция не доставляется пачками. Там находят недоставленной оперативную корреспонденцию на имя предприятий. Корреспонденция лежит неразосланной с совершенно ясными адресами. Или вот в Хабаровске, где телеграфная корреспонденция лежала целыми пудами. О чем это говорит, как не о самом безобразном отношении руководящих работников связи к делу. Такое же положение в Зап. Сибири, такое же положение в Азербайджане, такое же положение в Ташкенте, где в отделении связи, обслуживающем Текстильный комбинат, нашли целый мешок недоставленных писем.

Почему так плохо идет работа? По-моему, это происходит потому, что работа не организована на оперативный лад. Мало переименовать отдел или экспедицию в цех и назваться производственным предприятием. Этого мало. Это только форма. Эту форму нужно наполнить производственным содержанием и производственной организацией труда и навыками. В чем заключаются производственные навыки? В знании дела прежде всего. В умении поставить отчетность и правильно ею пользоваться. А между тем, надо сказать, что состояние отчетности у вас в ряде мест явно очковтирательское. А это потому, что этой отчетностью в большинстве управлений связи никто, кроме самих статистиков, не интересуется. Как правило, на многих телеграфах — на телеграммах проставляется число с учетом аванса времени на всякую волокиту у себя на предприятии. Учет брака, его характер, срывы обмена почт, действительный учет хищений в отчетности до сих пор не отражаются в действительном виде. Начальники областных управлений связи за качеством отчетности не смотрят, подписывая «липовые» сведения, отправляют нх в Наркомат. Но всякий руководитель, который не поставит как следует оперативную отчетность, будет не руководитель, а горе-руководитель- Ибо предотвратить и вовремя исправить недостатки он не сможет при таком положении. Он часто будет ставить «шишки» тем людям, которые, совершив ошибки, о них давно уже забыли. Такой руководитель не сможет предупреждать ошибки. Ведь руководить — это значит управлять, а не плыть по течению, как это происходит теперь в ряде мест в системе связи.

Вот для примера возьмите т. Щербака (Свердловское областное управление связи). Тов. Щербак (с Урала) очень мало говорил о безобразиях и хищениях, имеющихся в Свердловской области. Однако это управление (Свердловское) претендует попасть на одно из первых мест по допущенным хищениям. Свердловское управление связи даже до сих пор еще точно не знает о размере хищений. Тов. Щербак, человек достаточно подготовленный с точки зрения общетехнической подготовки, договорился до того, что баланс, составленный по двойной итальянской бухгалтерии для него непонятен. Он, видите ли, не может найти ни нужной ему статьи, ни нужной ему цифры. Он по сути своего выступления призывал к созданию новой системы бухгалтерии.

Вместо четкого и ясного доклада руководителя о борьбе с хищениями мы здесь слышали только о сложности учета и непосильно сти трудностей освоения «двойной итальянской» бухгалтерии.

Только пренебрежительно барским отношением к народным деньгам, безответственностью можно объяснить такой доклад т. Щербака. Поэтому у него и в 1934 г. в балансе сведений не оказалось и он не смог попасть пальцем ни в одну соответствующую его докладу статью. Ясно, почему никаких конкретных мер борьбы против хищений руководитель Свердловского управления связи так и не смог сообщить совещанию.

Весь вопрос сейчас сводится к тому, чтобы как следует взяться за выправление положения на решающих участках переводного дела. Решающим следует, по моему мнению, признать неотложность укрепления состава УН и РОЗов.

Никакие распоряжения, никакие директивы, даже самые конкретные, если они в конце концов будут исходить от начальника Почтового управления НКСвязи т. Григорьева, — делу не помогут, если эти участки работ не будут укреплены и перестроены по оперативно-производственному принципу, если не будут поставлены энергичные люди на основных звеньях работы связи.

Нужно здесь в комиссиях заняться конкретизацией этой перестройки. Начальник областного управления связи должен поставить дело так, чтобы он своевременно чувствовал, где у него дело плохо. Если дело не выправляется, — он не должен сидеть в кабинете, а должен находиться в тех местах, которые неблагополучны по сохранности народных средств. Для этого он должен сам изучить переводные операции и уметь самолично производить инспектирование своих предприятий и конкретно ими руководить Лучше вы не подписывайте 2–3 месяца бумаг, которые в изобилии ежедневно творит аппарат, поручите это помощникам, но зато сами изучите предприятие и разверните решительную борьбу с хищениями и расхитителями. Заставьте начальников, непосредственно подчиненных вам, также лично вести эту борьбу. Вас послала партия для того, чтобы вы лично обеспечили важнейшие участки работы, а вы эти участки передоверили своему аппарату, сплошь да рядом тем людям, которых вы даже не проверили Ведь в аппарате связи еще во многих местах сидят люди, которые работают против нас, а вы, не руководя непосредственно делом почты, этого не видите.

Нужно заняться изучением РОЗов и оперативно по-большевистски руководить ими, учить их работе и бдительности. Руководство нужно взять вам в свои руки, а аппарат заставить заниматься своим делом. Сейчас во многих еще местах руководит аппарат, а не вы.

Теперь я хочу остановиться еще На одном моменте — это на инспекции, о которой здесь много говорилось. Конечно, товарищи, при том положении, какое имеется сейчас, когда инструктора в ряде мест люди неквалифицированные, — мы имеем мало толку от этого аппарата, но нельзя думать, что инспектора вообще не нужны. Большим оживлением инспекторской работы было бы поручение лучшим начальникам областных управлений и РОЗам проводить обследование других областей и районов.

В Наркомате также нужно обеспечить целый ряд должностей, которые замещались бы людьми, выдвинутыми снизу, создать такие условия, которые способствовали бы такому продвижению.

Правительство своим постановлением от 20/IX 1934 г. требует от всех работников связи и руководителей местных советов, — добиться резкого перелома в улучшении связи и особенно срочно ликвидировать позорнейшие явления в работе связи в виде хищений и утрат переводной, посылочной и письменной корреспонденции.

Комиссия советского контроля при СНК СССР будет самым жестким образом требовать от всех руководителей и работников связи энергичной борьбы за улучшение дела и полную реализацию директивы правительства.

Связь должна стать образцовым участком освоения новой техники и социалистической культуры.