Вопрос о жительстве казаков в черте города крепости поднимался еще несколько раз[20] Весьма понятно что, несмотря на строгое предписание генерала Игельстрома о выселении казаков из города, причем в городе оставались лишь «казачья войсковая канцелярия и присутствующие ее члены, ибо они не только начальствуют над здешними казаками. но и над всеми в Оренбургском казачьем войске числяющимися» — казаки не хотели сходить с насиженных мест, тем более, что жизнь в городе была удобнее, чем в новой только что заводимой станице.

В положении о настроении Форштадта был указан ряд стеснений при постройках — эти стеснения с одной стороны вызывались мерами предосторожности от пожаров, а с другой стороны особенностями самого предместья — которое было не только городским, но и крепостным предместием и как таковое должно было подчиниться не только общим строительным правилам, но и специальным крепостным.

Главные стеснения были следующие: летние кухни разрешались иметь лишь в средине двора, кухни же для печения хлеба только «совсем в отдаленности от строения», точно также не разрешалось строить при домах бани, причем это неразрешение мотивировалась тем обстоятельством, что «поелику в Высочайше изданном от Ее Императорского Величества узаконениях позволено в городе содержать в пользу мещанства публичные и торговые бани, в коих жители и могут париться безнужно». Следовательно и в этом пункте мы имеем еще лишнее подтверждение, что на Форштадт первоначально смотрели как на часть города, но вовсе не как на самостоятельную территориальную единицу.

Далее пункт 8 положения о застроении Форштадта гласит: «при строении оного предместия крайне наблюдать, чтобы отнюдь никому не дозволено было дома основывать на каменных фундаментах и погреба иметь каменные, ибо инженерное узаконение таковое строение в Форштадтах весьма запрещает».

Наконец жители Форштадта могли опасаться, что в случае, если бы Оренбург подвергся осаде, то форштадт был бы уничтожен, и жители лишились своих домов. Все это вместе взятое — приводило, конечно, к. тому, что казаки стремились обойти узаконения и строиться в самом городе.

И вот в 1825 году военный губернатор Эссен делает подтверждение управляющему оренбургским, казачьим войском полковнику Тимашеву, чтобы казаки не селились в городе, а так как, до сведении графа Эссена дошло, что «большая часть казаков, имеющих дома в городе, желают построить себе дома близ Георгиевской церкви, т. е. между городом и существующими кварталами форштадта» — то генерал Эссен распорядился, чтобы инженерное начальство проверило, возможно ли разрешить заселение просимых казаками кварталов. Оказалось, что кварталы могут быть заселены и граф Эссен приказал, чтобы казаки немедленно и «неупустительно» переселялись, был назначен срок переселения 1 октября 1825 года.

Но и предписание Эссена и определение мест для выселения казаков, конечно, не достигали цели. Были выселены те, кто победнее, кто не имел покровителей или не мог дать взятки и число казаков, владевших домами в городе, все же было значительно.

На это явление обратил внимание и следующий военный губернатор В. А. Перовский, впоследствие граф, в 1838 году он указывает, что нижние чины казаков, а также их вдовы желая обойти распоряжения двух губернаторов Игельстрома и Эссена покупают в городе дома «с совершением узаконенных актов на имена казачьих чиновников, под защитою коих они свободно проживая рассеянно в городе имеют случай уклониться от надзора своего начальства, а иногда и от общественных обязанностей». Конечно, Перовский распорядился чтобы таких нарушений и обходов распоряжении не было бы, но его распоряжение тоже не достигло цели, он его должен был повторить через два года, в 1835 г. — и понятно, также безрезультатно.

Не можем не отметить одной довольно любопытной подробности: в 1786 году барон Игельстром выселял казаков из города, потому что они не имели права жительства в городе; в 1825 году граф Эссен мотивирует свою меру выселения казаков тем же обстоятельством; в 1833 году т. е. почти через 50 лет, граф Перовский уже не упоминает о праве казаков жить или не жить в городе, не заботится о восстановлении попранного закона жить, мотивы являются иные с разрешением казакам жить в городе уменьшится над ними надзор и они могут уклоняться от исполнения своих обязанностей. Эволюция во взглядах произошла довольно таки значительная.

Вопрос о праве казакам жить в городе был началом многих вопросов, возникнувших по поводу взаимоотношения казаков и горожан, приведем главнейшие из них, так как, на наш взгляд, они могут служить яркой характеристикою наших порядков.