Въ это время maman встала, взяла другую тетрадь нотъ, пододвинула ближе св ѣ чи, подвинула табуретъ больше на середину форте-піано и начала играть другую пьесу, именно sonate pathetique Бетховена.

Читатель! Зам ѣ тили ли вы, какъ вс ѣ любятъ сочиненія Бетховена, какъ часто въ разговорахъ вы слышите, что сочиненія этого композитора предпочитаютъ вс ѣ мъ другимъ? Зам ѣ тили ли вы, что часто его хвалютъ и восхищаются имъ такъ, что сов ѣ стно за т ѣ хъ, которые восхищаются. Въ роман ѣ или пов ѣ сти, ежели кто нибудь играетъ, то непрем ѣ нно сонату Бетховена, особенно въ Французскихъ романахъ. В ѣ рно вы часто слыхали о томъ, что трудно понимать Бетховена, и что чудо, какая миленькая штучка его Quasi una fantasia или Septuor и т. д. Не знаю, какъ вы, а для меня такого рода разговоры да и большая часть всякихъ разговоровъ о музык ѣ — ножъ вострый. Уже давно зам ѣ чено, что говорить о томъ, чего не знаешь, общая челов ѣ ческая слабость, но отчего ни о чемъ такъ много не говорятъ и съ такой ув ѣ ренностью, не зная, какъ о музык ѣ? Знаніе музыки далеко еще не наука, знаніе это дошло только до той степени, что видна возможность науки, но существуютъ правила, условленныя названія, матерiалы для исторіи музыки, сочиненія, которыя составляютъ знаніе. Зам ѣ тьте, что люди, им ѣ ющіе это знаніе, нисколько не авторитетъ въ музык ѣ и даже удерживаются отъ выраженія своего мн ѣ нія. Отчего бы это? Музыка, какъ искуство производить звуки и д ѣ йствующее на нашъ слухъ, доступно всякому. Большинство во вс ѣ хъ отрасляхъ челов ѣ ческихъ знаній нев ѣ жды, т ѣ мъ бол ѣ е въ музык ѣ какъ въ знаніи, съ одной стороны, доступномъ каждому и, съ другой, находящемуся еще на первой ступени развитія.