-- "Декоративная живопись? Поэтическая поэзия. Музыкальная музыка. Бессмыслица. Всякая живопись декоративна, раз она украшает, красит. Это входит в понятие самого существа живописи и отнюдь не определяет отдельного ее свойства. Декоративность в живопись включена. А только декоративных вещей я просто не знаю. Декоративное кресло? Очевидно, все-таки для того, чтобы в нем сидеть, иначе: зачем оно -- кресло? Есть бутафорские кресла, чтобы не садиться, люди, очевидно, просто ошибаются в словах.
Декоративным у нас, в ремесле, называют несколько пересеченных ярких плоскостей. Вот что я знаю о декоративности..."
-- "Эклектизм? Я этого не понимаю. Эклектизм -- одеяло из лоскутов, сплошные швы. Раз шва нет -- мое. Влияние иконы? Персидской миниатюры? Ассирии? Я не слепая. Не для того я смотрела, чтобы забыть. Если Вы читаете Шекспира и Шекспира любите, неужели Вы его забудете, садясь за своего Гамлета, например? Вы этого сделать не сможете, он в вас, он стал частью Вас, как вид, на который Вы смотрели, дорога, по которой Вы шли, как случай собственной жизни".
(Я, мысленно: -- претворенный, неузнаваемый!)
-- "Я человека вольна помнить, а икону -- нет? Забыть -- не то слово, нельзя зыбыть вещи, которая уже не вне Вас, а в Вас, которая уже не в прошлом, а в настоящем. Разве что -- "забыть себя".
-- Как тот солдат.
-- "Этот страх влияния -- болезнь. Погляжу на чужое, и свое потеряю. Да как же я свое потеряю, когда оно каждый день другое, когда я сама его еще не знаю".
-- То же самое, что: "я потерял завтрашний день".
-- "И какое же это свое, которое потерянным быть может? Значит, не твое, а чужое, теряй на здоровье! Мое это то, чего я потерять не могу, никакими силами, неотъемлемое, на что я обречена".
И я, мысленно: влияние, влияние на. Вздор. Это давление на, влияние -- в, как река в реку, поди-ка разбери, чья вода -- Роны или Лемана. Новая вода, небывшая. Слияние. И еще, слово Гёте -- странно, по поводу того же Шекспира, которого только что приводила Гончарова: "Все, что до меня, -- мое".
О Гамлете же: Гамлета не забуду и не повторю. Ибо незабвенен и неповторим.