Учение Христово касается не только личного отношения каждого отдельного христианина к Богу, но и всего поведения всех и каждого в отношении ближнего и общества; Это явствует из любого поучения Спасителя и из Его жизни. Поэтому Церковь, чтобы оставаться верной Христу, не может быть безучастной к взаимоотношениям между отдельными людьми и разными их естественными объединениями: нациями, сословиями, союзами, обществами и т. д. Это, конечно, не следует понимать в том смысле, будто Церковь должна или может брать в свои руки управление государствами, торговыми предприятиями или заводами. Нет, Церковь оставляет за государством принадлежащее ему, по Божиему природному закону, право и обязанность заботиться об общем земном благосостоянии народа, не ее дело заведовать техническими предприятиями или распределять полицейских по разным частям города. Но Церковь может и должна следить за тем, чтобы все человеческие общественные образования, в которых ее чада принимают участие, не нарушали Божиих велений нравственного характера. Не дело Церкви решать, должна ли жена носить фамилию своего мужа, или определять профессию детей, но если государственные власти устанавливают многоженство или велят убивать слабосильных детей, Церковь не может не осуждать таких мероприятий. Католики свободны предпочитать республику или монархию, это только политика, а чистая политика не касается Церкви; но Церковь может и должна запрещать католикам голосовать за партию, программа которой явно противоречит Божиим законам, ибо в данном случае такая партия сама выходит за пределы политики и вмешивается в вопросы о вечном назначении человека, на что она никакого права не имеет.

В отношении социологии католики придерживаются следующих норм и принципов:

1) Частная собственность, поскольку она не противоречит общему благосостоянию, вытекает из требований природного Божиего закона.

2) Человек должен обладать личным имуществом, чтобы не быть рабом других или государства и иметь ту свободу действия, которая необходима, чтобы вести подлинно нравственную жизнь.

3) Отчуждение имущества допустимо только в исключительных случаях, когда оно действительно необходимо для общего блага.

4) Коренная ячейка общества — семья; государство призвано помогать ей и защищать природные права супругов и родителей.

5) Люди могут и должны объединяться в разные союзы ради достижения общими усилиями разных честных целей, не противоречащих стремлению к конечной цели существования человека; государство должно охранять эти союзы и никоим образом не поглощать их.

6) Вознаграждение рабочему за его труд, в промышленных, земледельческих и других предприятиях, должно быть достаточным, чтобы прочно обеспечить и его семье достойное человека существование, возможность делать сбережения, иметь участие в культурной жизни всего общества, быть полноправным гражданином и т. д.

7) Люди зажиточные должны употреблять лишние доходы на благие общественные цели в пользу нуждающихся.

8) Человеку, находящемуся в крайней нужде, все обязаны безвозмездно помогать; право на жизнь одного выше право на имущество кого бы то ни было другого.

9) Разные сословия должны помогать друг другу, а не стремиться к взаимному уничтожению.

Для проведения в жизнь этих начал Церкви приходится бороться одновременно на две стороны, с двумя видами материализма. Громадное большинство богачей, крупных банкиров, капиталистов, промышленников, купцов, в погоне за наживой, всячески препятствуют осуществлению католических начал социологии; весьма поучителен в этом отношении факт, что все американские "короли" и миллиардеры — не католики и усердно поддерживают антикатолические, протестантские и иные, учреждения; в Европе крупный "капитал" тесно связался с антиклерикальным либерализмом и "выжимает" тех католических владельцев промышленных предприятий, которые стараются осуществлять на практике католическую социологию. В языческих странах, где имеются католические миссии, капиталисты-эксплуататоры причиняют миссионерам невероятные трудности.

С другой стороны, столь же материалистически настроенные коммунисты преследуют Церковь за ее сопротивление духовному убийству народных масс и государственному безбожному тоталитаризму. Церковь стремится к тому, чтобы пролетариев обратить в мирно и свободно проживающих собственников, а коммунисты хотят всех собственников свести к уровню простых пролетариев, закрепощенных государством.

Католическая Церковь стоит за более справедливое и равномерное распределение естественных богатств не только между гражданами одного и того же государства, но и между целыми государствами и народами. А ведь именно тут-то и кроется самая большая современная социальная несправедливость и неравенство; стоит только смотреть природную нищету перенаселенных стран Европы с неисчерпаемыми природными богатствами таких стран-богачей, как Соединенные Штаты Америки или СССР. По мнению католических социологов, это вопиющее неравенство может быть до известной степени устранено добросовестно налаженными переселениями из бедных стран в богатые, а не военными авантюрами.

Начало католического обществоведения по рабочему вопросу точно изложено в знаменитых окружных посланиях "Rerum novarum" (Лев XIII) и "Quadregismo anno" (Пий XI). Обе эти энциклики имеются на русском языке.