По учению Католической Церкви главная роль в воспитании детей принадлежит родителям: этого требует богоданный природный закон. Дело государства и Церкви — помогать при этом родителям в технически-материальном отношении (государство) и в нравственно-религиозном отношении (Церковь).
В большинстве современных государств школьное дело поставлено неудовлетворительно. Поэтому католики повсюду учреждают свои частные католические школы всех ступеней и типов, начиная от первоначальных народных школ до университетов включительно. Заведуют этими, в большинстве случаев закрытыми, учебными заведениями иногда миряне или лица из белого духовенства, но чаще всего монахи и монахини разных "деятельных" орденов. Есть монашеские ордена, которые посвящают себя исключительно делу воспитания юношества; таково, например, содружество "Братьев Христианских Школ", которые сейчас в 780 средних учебных заведениях воспитывают более 300,000 мальчиков и юношей. В США около 2,000,000 детей посещают католические частные школы.
Католические гимназии с интернатами насчитываются по всему свету тысячами, первоначальные школы — десятками тысяч. Огромна жертвенность католиков в этом отношении. Стоит только вспомнить, что во Франции антиклерикальные правительства XIX века несколько раз конфисковывали все католические учебные заведения, и после каждого такого погрома при первом удобном случае католики опять создавали из своих скудных средств тысячи новых школ.
Главная цель католического воспитания: развить в молодежи глубокое благочестие, любовь ко всем христианским добродетелям, убежденность, преданность Христу и дух самоотверженного служения родине и ближнему. Из католических школ вышло множество первоклассных ученых по всем отраслям человеческих знаний, много известных писателей, общественных деятелей, художников.
Там, где нет возможности иметь свои школы, учреждаются особые "очаги", где учащиеся собираются по вечерам и праздничным дням для изучения религиозных вопросов и усовершенствования в разных познаниях. Такой "очаг" существует, например, в Лионе для студентов государственного медицинского факультета; за каких-нибудь 40 лет своего существования этот очаг достиг того, что, несмотря на все усилия антиклерикального правительства поощрять безбожие в науке, сейчас очень значительная часть лучших врачей южной Франции и профессоров медицины в государственных университетах этой страны — убежденные католики.
Очень многое делается католическим духовенством для юношества во время летних каникул; всевозможные летние "колонии" дают все необходимое для физического и нравственного подкрепления молодежи.
Не оставляется без внимания и молодежь женского пола. Как мы уже видели, целый ряд женских монашеских орденов занимается воспитанием девочек и девушек; в них стараются развивать чувство преданности семье, но без духа замкнутости, и религиозный интерес к проблемам культуры и общественной жизни.
В виду обострения за последние десятилетия социальных трений, большое значение придается ремесленным и средним техническим школам, где воспитываются будущие рабочие-специалисты, способные защищать интересы рабочих в духе христианской социологии. В этом отношении особенно известны многолюдные ремесленные школы салезианцев; эти школы, распространенные повсюду, уже немало содействовали образованию "Союза Католической Рабочей Молодежи" ("ЖОК"), удельный вес которого в социальных движениях западной Европы и Америки начинает становиться довольно значительным, подчас решающим.
В иных католических школах-интернатах взимается повышенная плата за содержание детей из зажиточных семейств; это делается для того, чтобы иметь возможность предоставить бесплатное воспитание в том же заведении детям рабочих и крестьян. Таким образом воспитанники из разных сословий приучаются относиться друг к другу в духе христианской братской любви.
Живое сознание христианского долга, служить и помогать ближнему во всех его нуждах, издавна вызывало у передовых католиков, в особенности из духовенства и монашества, стремление заниматься серьезными и полезными научными исследованиями. Среди великих ученых и изобретателей всегда было много глубоко верующих католиков; стоит только упомянуть имена Пастера, Ампера, Фуко, Коперника, Вольта, Гальвани и других. Значительная часть (10 %) выдающихся астрономов последних веков были католические священники и монахи. Католическое духовенство (особенно миссионеры) сделало очень много научных открытий в области ботаники, зоологии, физики, медицины, лингвистики, палеографии.
Церковь всегда поощряла научные искания, ибо добросовестное исследование Божиих творений в мире неизбежно приводит к Богу, побуждает к молитве, смиряет гордость. Отвлекает от Бога только порабощение науки антирелигиозными предрассудками. В области богословия Церковь считается с действительными, прочно установленными достижениями науки, но предостерегает от легкомысленных увлечений непроверенными гипотезами.
Безбожники и антиклерикалы всячески стараются представить Церковь, как врага науки. Они тщательно умалчивают об огромных заслугах духовенства в деле просвещения. В доказательство своей тезы о мнимой враждебности католичества по отношению к науке они приводят все один и тот же почти единственный случай, когда духовенство действительно ошиблось и напрасно осудило ученого, именно Галилея.
Католические университеты когда-то создали европейскую культуру. Но и теперь, несмотря на все "обмирщение" просвещения, возникли новые университеты, основанные и руководимые католическим духовенством, в которых первоклассные ученые спасают культуру от разлагающего влияния материализма; они имеются в Нимегене (Голландия), в Квебеке и Оттаве (Канада), в нескольких городах Франции и Соединенных Штатов, в Милане, Бейруте, Бомбее, Шанхае, Пекине, Токио, Маниле и т. д. Из старых католических университетов продолжают процветать университеты в Лувене и в Фрейбурге в Швейцарии.