Были ли они известны тем кружкам рабочих и тем уже наполовину отошедшим от народничества к марксизму ячейкам интеллигенции, которые к тому времени уже народились? Несомненно.

Я полагаю, не было бы ошибкой думать, что и Благоеву были знакомы эти издания; хотя у меня нет основания оспаривать установившееся воззрение, что Благоевская эволюция к учению Маркса началась независимо от литературы группы «Освобождение Труда», тем не менее не будет большой ошибкой предполагать, что Благоев и его товарищи наверняка знали ее и лишь на основе предварительного знакомства с литературой обратились к группе с письмом.

Деятельность «партии русских социал-демократов» (благоевцев), созданной в течение зимы 1883/1884 года представляет чрезвычайный интерес для историка партии. Она впервые пыталась собрать социал-демократически мыслящих рабочих и интеллигентов в одну организацию, она же впервые (я в обоих случаях не говорю о Халтурине и предшествовавших кружках рабочих, ибо вряд ли его можно считать социал-демократом, марксистом же особенно). Нас занимает вопрос о связях этой интересной организации с группой «Освобождение Труда».

Осенью 1884 года она попыталась связаться с группой через редакцию «Вестника Народной Воли», послав ей вместе с письмом также и проект своей программы для передачи группе. Группа «Освобождение Труда» этого письма не получала до февраля 1885 г., когда руководители «партии» послали группе второе письмо. Об этом письме Гринфест рассказывает Аксельроду:

«Сегодня мы получили на адрес типографии письмо от одного петербургского кружка, который желает войти с нами в сношение. Письмо это адресовано к Рольнику, и пишущие просят его узнать у Группы „Освобождение Труда“, получила ли она предыдущее их письмо с их программой, которое они некоторое время тому назад послали в группу через редакцию „Вестника Народной Воли“, так как последняя обещалась доставить это группе; если редакция „Вестника“ не дала этого нам, то они просят нас вытребовать это от редакции, если же не поможет, то они просят прислать адрес; тогда они пришлют в другой раз. Об их благонадежности, пишут они, можно узнать в редакции „Вестника“. Они пишут, что сношения с нашей группой для них необходимы. В сегодняшнем письме они пишут адрес для переписки и шифр. Подписываются они „петербургские социал-демократы“. Это письмо послано ими через человека, который ехал за границу с тем, чтобы человек этот бросил письмо в почтовый ящик где-нибудь за границей. Мы получили это письмо из Парижа. Сегодня Вера Засулич написала Лаврову и требовала письмо и программу. Вы, конечно, не меньше нашего будете радоваться этому; наконец, русские стали нас искать» [А: Из архива, 107].

Наконец русские стали их искать – это действительно должно было много обрадовать Плеханова и его товарищей. С большим запозданием группа получила проект программы благоевцев. Этот проект для Плеханова представлял тем больший интерес, что его проект (1884 г.) был уже готов, и он его печатал для рассылки по организациям.

Благоевская «программа» ни в какой мере не могла выдержать сравнения с проектом Плеханова. Проект группы тоже нельзя было считать совершенным – в нем были некоторые существенные уступки «духу времени», – однако принципиальная часть программы была строго выдержанная, марксистская. Благоевцы же, составляя свою программу, находились под большим влиянием Лассаля, что было отмечено группой. Группа не могла простить проекту благоевцев и тот душок лавризма, который был очень силен в нем.

Подвергнув подробной критике, группа советовала не печатать проект и не распространять его. Вероятно, одновременно благоевцам был послан проект Плеханова и обещание сотрудничать в готовившейся газете «Рабочий», первый номер которого помечен январем 1885 г.

Проект группы был принят благоевцами, и Плеханов написал свою замечательную статью – письмо к петербургским рабочим («Современные задачи русских социалистов»), где с такой удивительной простотой намечает основные задачи, стоящие перед рабочими кружками в стране. Письмо Плеханова (вместе со статьей Аксельрода «Выборы в германский рейхстаг и соц.-дем. партия») появилось в № 2 «Рабочего» (июль 1885 г.). Третьего номера журнала выпустить благоевцам не удалось, ибо вскоре же произошел провал типографии, после чего организация просуществовала еще некоторое время, постоянно теряя своих членов, пока в 1887 г. она не была совершенно ликвидирована. Переписка «партии» с группой продолжалась в течение 1885 и 1886 гг. Благоевцы очень много способствовали тому, что в конце 80-х годов в Петербурге ходило крылатое выражение «плехановство», которое приводило в ярость народников и было синонимом ортодоксального марксизма. Это выражение держалось очень долго, вплоть до начала 90-х годов. Во всяком случае, еще т. М. Ольминский застал его в Петербурге в группах.

Как читались произведения Плеханова, читатель может составить себе ясное представление, прочитав блестящий очерк М. Горького «Мои университеты», где удивительно художественно описано, как в провинции читали «Наши разногласия» в конце 80-х годов.

Из этого же рассказа совершенно несомненно следует, что один из виднейших марксистов конца 80-х ходов, Федосеев, был знаком с «Нашими разногласиями», а, следовательно, в своей эволюции к марксизму немалым обязан был литературе группы «Освобождение Труда», и что знаменательнее всего знакомился он с книгой не в Петербурге, а в провинции.

Это очень важно отметить, ибо не только петербургские кружки придерживались программы группы (а о таких кружках упоминают и Н.Д. Богданов, и М. Ольминский), но и ряд провинциальных, что особенно ценно. Теперь можно считать уже доказанным неправильность утверждения Плеханова, будто их проекты восьмидесятых годов не были приняты местными организациями. Практическое значение этих проектов было исключительно великое: они давали возникающим группам и кружкам возможность идейно самоопределиться. Там они давали не только общее направление критики народнических программ, но и более или менее ортодоксальный и выдержанный минимум практических требований, в чем марксисты особенно нуждались. Сделать из теоретических посылок практические выводы было делом не столь легким, и мы видим, как повсюду в провинции возникающие кружки выдвигают требования, на которых лежит неизгладимая печать народнического утопизма. Роль проектов и сводилась к очистке в этой области воззрений местных групп и кружков от чужеродных примесей, вместе с брошюрами Плеханова эту задачу проекты выполнили блестяще – все, что можно требовать от проектов.