Итак, мы разобрали — почему самолет летает, как он устроен, какие бывают самолеты. Но как же производится самый полет? Что делает летчик, чтобы управлять этой прекрасной машиной? Как эта машина то спокойно и смирнехонько летит по прямой, то вдруг начинает выделывать в воздухе такие «номера», что даже с земли смотреть страшно? Но посмотрим сначала, как самолет приготовляется к полету.
Когда самолет выведен из ангара (ангаром называется помещение, где хранится самолет), то летчик садится на свое место, а механик приступает к запуску мотора. Летчик привязывается к сидению широким ремнем (на всякий случай). Под колеса машины подкладываются деревянные козелки, которые должны удержать самолет при пробе мотора на месте (рис. 28).
Рис. 28. Приготовление самолета к полету. Запуск мотора.
Пока механик в последний раз осматривает — все ли в исправности, и заливает немного бензину в цилиндры мотора, летчик проверяет управление и приборы. Затем механик, взявшись за лопасть винта, несколько раз провертывает вал мотора, чтобы поршни в цилиндрах задвигались и залитый в них бензин хорошо бы смешался с воздухом, всасываемым через впускные клапаны. Затем механик спрашивает летчика:
— Вы готовы?
Получив утвердительный ответ, он, поудобнее взявшись за конец лопасти винта, говорит громко:
— Контакт!
Этим коротким восклицанием механик просит, чтобы летчик включил контакт, т. е. повернул бы выключатель электрического зажигания.
Летчик включает контакт и в это время громко говорит:
— Есть контакт!
Механик, который уже раньше приготовился (рис. 29) теперь сильно и быстро дергает за лопасть и отскакивает от винта, особенно если мотор сразу «заберет».
Рис. 29. Проба мотора на месте.
Иногда эту операцию приходится повторять несколько раз кряду, пока мотор не пойдет.
Итак, мотор запущен. Летчик регулирует его обороты, постепенно прибавляя «газ» (горючей смеси), вслушиваясь в работу мотора и проверяя его по приборам (рис. 29), но вот мотор достаточно прогрет и работает «на ять» Можно лететь.